Сайт «Русская вера» продолжает рассказывать об образовательной смене в «Ржевской обители», известной в интернет-пространстве как слет интеллектуалов.
Открывая второй день образовательной смены, протоиерей Евгений Чунин рассказал о духовном значении переселения старообрядцев из центральных регионов России на окраины страны (на Ветку, Выг, Урал). Тем самым удалось спасти дораскольное церковное благочестие и одновременно заселить окраины государства Российского.
Заведующий библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии Валерий Владимирович Волков рассказал о книжном собрании московской Митрополии РПСЦ. Эта библиотека — наследница собрания старообрядческой архиепископии. В начале XX века это была одна из крупнейших церковных библиотек. В ней, например, был обнаружен уникальный документ «Рогожский летописец» — русская летопись, составленная в середине XV века. Название дано по старообрядческому Рогожскому кладбищу. «Рогожский летописец» представляет тверской взгляд на события русской истории, не подвергшийся московскому влиянию. Так, фрагмент о нашествии Едигея уделяет особенное внимание судьбе именно тверских земель. «Рогожский летописец» — самостоятельный памятник, на основе которого можно воссоздать утраченный в 1812 году общерусский источник — Троицкую летопись. В библиотеку Московской Митрополии отдавали свои собрания книг епископы и известные священники. В ней 8 тысяч единиц хранения, среди них 150 певческих рукописей, начиная с XVII века и заканчивая началом XX века. В библиотеке есть и коллекция гектографов (уникальные книги, которые сочетают технику рукописи и технологию малотиражного издания), среди них стенограммы диспутов старообрядцев и никониан, материалы старообрядческих съездов. На многих из них автографы церковных или общественных деятелей. Ценнейшей книгой собрания является Евангелие Учительное, изданное славянским просветителем Иваном Фёдоровым. Нынешнее собрание Митрополии может быть использовано для развития богословия и апологетики старообрядчества.
Затем прозвучал доклад Глеба Станиславовича Чистякова «Антистарообрядческие фальсификации». Текстовая версия доклада опубликована на нашем сайте.
Ведущий чтений о. Евгений Чунин предложил собравшимся посмотреть фоторепортаж, посвященный практике обливательного крещения в РПЦ. Среди показанных фотографий было немало снимков, где обливательное крещение совершалось в крупных купелях, а также в реках и озерах, где имеется полная возможность полноценного погружательного крещения. О. Евгений рассказал, что в советское время чрезвычайно трудно было найти храм РПЦ, где бы совершалось погружательное крещение. И хотя сейчас погружательное крещение в РПЦ совершается чаще, обливательное крещение остается самой распространенной формой этого таинства. Поэтому желающих присоединиться к старообрядчеству приходится тщательно проверять на предмет крещения. Если человек был крещен обливательно, его приходится крестить полностью. Вместе с этим о. Евгений сказал, что в старообрядчестве также существует клиническая практика крещения, когда тяжело больного человека допускают крестить без погружения.
После этого выступил Глеб Станиславович Чистяков с докладом «Деканонизация святых». Подробнее об этом можно прочитать в статье «Святость под запретом».
Затем Роман Александрович Майоров сделал сообщение, в котором рассказал об основных различиях между старой и новой верой. Первым шагом реформы патриарха Никона он назвал книжную справу. Так называемое книжное исправление стало грандиозным обманом верующих, поскольку книги исправлялись не с древних рукописей, а с современных венецианских и южнорусских изданий. Также докладчик отметил изменения в чинопоследованиях, указал на различие крестного знамения и совершения крещения. В качестве отрицательных церковно-культурных преобразований он назвал живописные изображения в храмах, итальянскую оперную гармонизацию церковных распевов. Также Майоров указал на факт необоснованного сокращения служб и релятивистское отношение к церковному праву и канонам. Роман Александрович обратил внимание на новые «духовные практики» в РПЦ, среди которых особое значение имеет так называемое старчество, создавшее новую духовную реальность в РПЦ, конкурирующую даже со священноначалием церкви. Также в качестве последних изменений в церковной экклесиологии новообрядцев Майоров назвал концепт «мирового православия», согласно которому спасительность и благодатность церковного сообщества зависит не от следования святоотеческому учению, а от принадлежности сообществу восточных церквей (так называемому мировому православию).
К концу работы второго дня образовательных чтений к участникам присоединился руководитель миссионерского отдела РПСЦ о. Михаил Родин. Он предложил слушателям свою концепцию богословских различий между староверами и никонианами. По его мнению, главное различие между старой верой и новой верой кроется в отношении к церковному преданию. Староверы считают церковное предание неотъемлемой частью Божественного откровения и учения церкви. Новообрядцы же считают церковное предание, каноны и правила Церкви историческим наследием, сформированным в человеческом сообществе. Это мнение они позаимствовали от католичества и протестантизма. Отец Михаил считает, что новообрядцы не должны обижаться на слово еретики, потому что в древности слово «ересь» означало философскую школу и учение, и часто употреблялось в нейтральном смысле. Однако в церковном контексте слово «ересь» означает отделение от православного учения.
Образовательную смену в «Ржевской обители» не случайно называют слетом интеллектуалов. В ней принимают участие ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества. Молодые старообрядцы, участвующие в образовательной смене, получают новые знания не только по истории старообрядчества, но и актуальным вопросам современности, имеют возможность осмыслить различные аспекты взаимоотношений современного христианина с окружающим миром; расширить круг своего интеллектуального христианского общения. Хочется пожелать, чтобы подобные мероприятия, способствующие повышению интеллектуального уровня, вдохновляющие и способствующие объединению, проходили и в других старообрядческих общинах.
Комментариев пока нет