Текуса, инокиня-схимница

Татьяна Солонникова (21 января 1927 — 18 января 2004)

Инокиня-схимница игумения Текуса (в миру Татьяна Солонникова) родилась 21 января 1927 года в Челябинской области Чебаркульского района. В годы Великой Отечественной войны, в 1942–1946 гг., трудилась на военном заводе. В период 1946–1948 гг. училась в педагогическом училище по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1948 по 1981 гг. занималась трудовой деятельностью. В январе 1950 года Татьяна вышла замуж, в супружестве имела двоих детей — сына Владимира (15.03.1951 года рождения) и дочь Ирину (17.09.1961 года рождения).

В 1986 году в Белую Криницу был направлен отец Симеон Озерский для восстановления там молитвенной жизни. В 1987 году отец Симеон принял иноческий постриг с именем Севастиан и начал восстанавливать иноческую жизнь. Был выстроен иноческий корпус, многие начали посещать Белую Криницу с целью принятия иночества, и со временем, действительно, в Белой Кринице возродилась женская иноческая община. 25 февраля 1990 года Татьяна Солонникова приняла иноческий постриг в Белой Кринице с именем Текуса и была отправлена на послушание в село Муравлевка Одесской области к одной из последних подвижниц разрушенной на тот момент Муравлёвской женской обители — инокине Валентине (Силаковой).

Инокиня Валентина (Силакова)
Инокиня Валентина (Силакова)

В 1990 г. были возвращены храмы здания Кунического женского монастыря. В свое время женская обитель во имя Казанской Пресвятой Богородицы в с. Куничи была единственной старообрядческой иноческой общиной во всем СССР, а в 90-е годы стала первым монастырем, получившим официальное разрешение на возрождение. Обитель стала собирать в свои пределы желающих подвизаться в иноческих подвигах. В конце 90-х гг. сюда прибыла и инокиня Текуса с благословением быть настоятельницей обители. В обители, по благословению епископа Зосимы(Еремеева), всё лето проводила старообрядческая молодежь Кишиневской епархии. Были устроены ежедневная духовная школа, молитва и труды в обители.

Инокиня Текуса в Белой Кринице
Инокиня Текуса в Белой Кринице

Инокиня Текуса была человеком определённого поколения. Таких людей в Церкви не так много, но в 90-е годы они проявились. Когда в постсоветское время Церкви возвращались здания и храмы, то именно такие люди, как матушка Текуса, с качеством созидателя, собирали и восстанавливали общины, монастыри. Это были люди определённой натуры, весьма трудолюбивые и ответственные. Всплывают воспоминания, как матушка Текуса, будучи настоятельницей, всегда поспешала загодя до службы в храм, чтобы приготовить и зажечь лампады. Она имела хорошую иноческую преемственность на практике от труженицы и молитвенницы инокини Валентины. 

Инокиня Текуса в Москве
Инокиня Текуса в Москве

В 2000 году, в Успенский пост, матушка Текуса отправилась в Кислицу Одесской области с целью исповедоваться у своего духовного отца — епископа Савватия (Козка). Но, пробыв там полтора месяца и не дождавшись исповеди, она направилась в Москву, в митрополию. Митрополит Алимпий (Гусев) благословил её ехать в Киев к владыке Савватию и с ним решать вопрос дальнейшего жительства. В Киеве инокиня Текуса прожила несколько месяцев, говела, исповедовалась, неоднократно причащалась. После чего, по благословению владыки Савватия, вновь отправилась в Москву. В Великий пост 2001 года митрополит Алимпий благословил инокиню Текусу отправиться в Белую Криницу и продолжить восстановление иноческой жизни в обители, что она и исполнила.

Игуменья Текуса (Солонникова) с инокинями в Белой Кринице
Игуменья Текуса (Солонникова) с инокинями в Белой Кринице

В Белой Кринице матушку Текусу возвели в игуменский чин. Но физическое здоровье по возрасту не совпадало с горением духа. И в 2002 году инокиня Текуса приняла образ великой схимы. Это ещё одна весьма важная и показательная черта личности матушки Текусы, как инокини. Часто бывает в наше время, что человек жаждет иночества, находясь на какой-то волне эйфории. Это весьма опасное состояние, так как оно не имеет постоянства. Для инока да и вообще для христианина постоянство — очень важная черта. Бывает, человек принимает иночество, а потом, как говорят, перегорает или, сталкиваясь с первыми трудностями и искушениями, разочаровывается. Вот именно здесь и наступает настоящая невидимая борьба. И образ великой схимы — это логическое завершение иночества. Суть иночества и заключается в этом, в принципе схимник и есть полноценный инок. Поэтому можно сказать, что матушка Текуса приняла иночество осознано, и этот шаг явился у неё полным, завершенным, столь славно увенчанным Великой Схимой.

Потрудившись в схиме два года, в ночь с 17 на 18 января 2004 г., под Богоявленский сочельник, труженица инокиня-схимница игумения Текуса переселилась в мир лучший, в лоно ангелоподобных.

***

Вспоминает иерей Андрей Вознюк:

«Именно матушка Текуса благословила мне заходить в алтарь, чтобы его содержать в надлежащей чистоте, а во время литургии нести послушание пономаря. Я имел возможсть общаться столь близкого с иноками, и это весьма захватывало мою юную душу, поэтому возникла большая привязанность к монастырю. После окончания школы мы с ребятами прожили год в обители. Когда возвращались домой, уже тело требовало соблюдать монастырский режим, и некоторое время мы соблюдали уже дома молитвенное правило. Об иноческом суточном молитвенном правиле мне, грешному, тоже поведала подробно инокиня Текуса. «Инок, — говорила матушка, — если живет в монастыре, должен молиться ежедневно суточный богослужебный круг». Молитва в монастыре начиналась в 16:00 с правильных канонов, затем в 18:00 молились вечерню и павечерницу, и был расход. Мы отправлялись на ужин, а иноки по своим кельям. В 03:00 утра начиналась полунощница и утреня, которая заканчивалась первым часом, и тоже был расход. В 8:00 собирались снова в храм молиться часы и обедницу. Это что касается соборной молитвы. Кроме этого иноки молились иноческое правило, которое, кроме правильных канонов, состояло ещё из трех кафизм в день и десяти лестовок, то есть тысячи поклонов. Если инок находился вне монастыря и не был обучен грамоте, то вместо суточного богослужебного круга позволялось молиться дважды в сутки чин Двенадцати псалмов и всё вышеприведённое иноческое правило. Кроме этого всего мы бок о бок трудились на послушаниях в огородах монастыря и по различному хозяйству».


Иерей Андрей Вознюк, настоятель кафедрального храма Кишиневской епархии, благочинный священник епархии Кишиневской и всея Молдовы РПсЦ

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля