Григорий Васильевич Рогожин, иерей

Григорий Васильевич Рогожин
(1878 — после 1938)

Родился в деревне Семеново (по другим данным — Торопчино) Сычевского уезда Смоленской губернии. Отец его — Василий Герасимович — был хорошим начетчиком.  Рукоположен в 1917 г. еп. Павлом (Силаевым) Калужско-Смоленским на приход храма св. апостол Петра и Павла села Фролово Калужского уезда Калужской губернии, впоследствии стал последним настоятелем храма. По воспоминаниям сына, Марка Григорьевича Рогожина, в 1920-е гг. привлекался к разным принудительным работам. Однажды около месяца не возвращался он домой — мыл туалеты в калужских ресторанах.

В 1929 г. в один из дней, когда за ним пришли, оказался в доме священника его сын Марк. Отличавшийся независимым характером, он велел не открывать дверей и предупредил пришедших, что если они дальше будут ломиться — станет стрелять. В доме было охотничеье ружье. В тот день о. Григория оставили в покое. Наутро, глянув в окно, Рогожины увидели, что из церкви выносят иконы и складывают в кучу. Потом из них разожгли костер… В огне погибли иконы святителя Николы (стояла на левом клиросе) и Богородицы (с правого клироса) — они были самыми большими в церкви. Тогда же закрыли и саму церковь. В ней устроили избу-читальню, на которой был водружен красный флаг. Прошло время, с бывшего храма кто-то сорвал красный флаг, а на двери повесил замок. Это стало формальным поводом для очередного ареста о. Григория Рогожина. 1 февраля 1930 года о. Григорий был арестован.

На допросах священник не признал обвинений. Тогда в вину ему поставили антиколхозную агитацию, религиозную пропаганду, призывы не допускать детей ко вступлению в пионерские отряды и т.п. 12 апреля 1930 г. заседанием Тройки ПП ОГПУ Григорий Рогожин был приговорен к ссылке в северный край сроком на три года. В том же 1930 году забрали в ОГПУ Марка Григорьевича Рогожина. Пришли в дом незнакомые люди, сказали, что он им нужен как понятой. Потом один, наверное, не сдержившись, полез вещи смотреить в комоде. Все стало понятно. 

Арестовать меня пришли, — сказал Марк Рогожин, — так не стройте из меня дурака. Лучше сразу скажите: «Собирай сухари»

Марк Рогожин руководил хором в Преображенской старообрядческой церкви Полотняного Завода, и обвинение было классическим для священнослужителя — антисоветская агитация. На первом допросе Рогожин с удивлением узнал, будто бы сказал где-то, что «папа римский пойдет на нас войной».

Я такого собаку не знаю, — отрезал Марк Григорьевич.

Допрос продолжался. Нужных показаний следователь добиться не смог. Намекнул, что запираться не стоит — будет хуже и, выдернув из кобуры пистолет, положил его рядом на стол. Потребовал давать только те ответы, которые ему нужны. Подследственный ответил тоже прямо.

Не пугайте. Умирать все равно раз. Я вам буду говорить только то, что знаю, а не то, что вам нравится.

10 сентября 1930 года Марка Григорьевича приговорили к трем годам лагерей. Около полугода провел он на Соловках, а оттуда отправился на реку Свирь валить лес. Три года превратились в пять.

Отец Григорий по возвращении из ссылки служил в одном из приходов Смоленской области. Вторично арестован 5 июля 1938 г. Андреевским РО УНКВД, Смоленским областным судом 27 сентября 1938 г. по обвинению в контрреволюционной агитации приговорен к 10 годам лишения свободы. По свидетельству М.Г. Рогожина, умер в лагере. Реабилитирован 24 сентября 1992 г. прокуратурой Смоленской области.

Марк Рогожин, освободившись, остался при лагере как вольнонаемный. Работал старшим десятником по лесозаготовкам. У него в подчинении было 35 десятников и 900 человек рабочих — из уголовников. Марк Григорьевич имел валенки, черную шубу, пистолет, а кроме этих таежных драгоценностей — лошадь и право объезжать участок в сто километров радиусом, где валили лес. Рассчитавшись с лагерями он уехал на Украину, а оттуда перебрался в Калугу. Петропавловская церковь не уцелела до наших дней. Сейчас в селе мало кто о ней знает. Старожилов не осталось. Многие из фроловцев поселились здесь уже в послевоенные и более поздние годы, и не знакомы с историей села вовсе.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля