Фаддей Маркович Агафонов, иерей

Фаддей Маркович Агафонов
(21 августа1876 — 1937)

Родился в деревне Иванково Жиздринского уезда Калужской губернии. Сын священника Марка Дмитриевича Агафонова, уроженца деревни Иванково, рукоположенного в первой половине 1880-х годов в Колодясцы того же уезда (Хвастовичский район Калужской области). 

М.Д. Агафонов в селе жил, похоже, с раннего детства, устав и службу постигал под началом колодясских «келейниц». «На беседы с православным священником никогда не является, несмотря на приглашения, и встреч с православным священником избегает», — отзывался в 1893 году об о.Марке благочинный господствующей церкви. Родился в 1848 году или около того, год его смерти не установлен.

Фаддей Маркович до принятия сана занимался крестьянским трудом. В сан священника рукоположен 5 февраля 1903 г. еп. Ионой (Александровым) Калужско-Смоленским к храму Живоначальной Троицы в с. Колодясцы, где сменил отца.

В 1918 году по уезду прокатился антибольшевистский бунт. Священник Троицкой церкви о.Фаддей Агафонов скрывался в это время в деревне Брусны у своего духовного отца Сергия Ахромешина.

В 1935 году о.Фаддей Агафонов был привлечен органами НКВД к следствию по обвинению в контрреволюционной агитации. «Шатен, рост выше среднего, нос острый», — следователь не обременял себя подробным описанием примет и это все, что известно о том, каким священник был внешне. Под стражу его заключили в Брянске 3 мая 1935 г.

Священники колодясской округи, старообрядческие и нет, хорошо друг друга знали. Их объединила общая беда. Они собирались вместе, обсуждая то положение, в которое поставила их власть. Беседовали о житейских делах, налогах, насилии над духовенством, о коллективизации. На встречи эти обратило внимание НКВД. Одна из таких встреч, на квартире у хвастовичского священника Титова, была выставлена как «нелегальное совещание духовенства» — со всеми отсюда вытекающими последствиями.

«Иногда приходится в беседах сопоставлять построение советской власти с писанием в Библии, — признался о.Фаддей Агафонов на допросе. Следователь попросил уточнить, какие места из книги имеет он в виду. «В таких случаях…  мы разбирали места из Евангелия от Матфея, где сказано: придет то время, когда пойдет брат на брата, начнутся войны, трусы по местам (землетрясения), но мужайтесь, не <это> кончина, а подобает сему быти, но это временный период. Это относится и к построению советской власти и коллективизации. Даты я привести не могу, потому что Библия и Евангелие — это настольные книги священника, которые являются постоянными нашими спутниками  и по своему сану как я, так же и др<угие> священники обязаны ежечасно напоминать об этом своей пастве».

На вопрос, по чьей воле происходит построение советской власти и коллективизация, отвечал:

Поскольку советская власть своими законами разрушает устои религий, церкви, храмы и т.д., постольку, безусловно, это является делом не рук Бога, а рук сатаны. Но от этого только окрепнет и очистится православная вера — так сказано в Библии…

Предъявленных обвинений в контрреволюционной агитации не признал. Обвинение выставило встречи священников как заговор, где «прорабатывались планы контрреволюционной деятельности, основной упор был взят на индивидуальную обработку крестьян-единоличников с целью недопущения их в колхозы, внедрение в крестьянские массы священного писания с антисоветским толкованием, что организация колхозов  дело рук сатаны, колхозы недолговечны, что они распадутся, что крестьян в колхозы загоняют силой и т.д.». Как ни странно, но большинство священников, арестованных по этому делу, освободили. В том числе и о.Фаддея.

В 1937 году о.Фаддей Агафонов вновь был арестован. Вместе с ним в НКВД забрали еще пять человек. Священника в чем только ни обвиняли: в убийстве 20 человек во время бунта в 1918 году, в контрреволюционной агитации, в распространении «гнусных частушек» о коммунистической партии, в срыве перевыборов в колодясский сельсовет в 1930 году, в устройстве на дому моленной (церковь в селе была в 1937 году закрыта). О.Фаддей не признал ни одного из обвинений. А они росли, как снежный ком. Под конец следствия «выяснилось», что благодаря руководимой Агафоновым группе местный колхоз «Заря» в 1936 году сгноил 15000 снопов конопли и тресты, поморозил картофель.

19 ноября 1937 года на заседании особой тройки при управлении НКВД по Орловской области священника приговорили к расстрелу. Данных о дате расстрела в деле нет.

Реабилитирован в апреле 1989 г.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?