Герман (Полев), архиепископ Казанский и Свияжский

Архиепископ Герман (в миру Григорий Феодорович Полев; начало XVI в. — 6 ноября 1567 г.)

В начале ХVI века в городе Старице Тверской губернии у боярина Феодора Афанасьевича Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII — IX веков). Будущий великий светильник и ревностный пастырь стада Христова — святитель Герман воспитывался родителями в благочестии. Их строгая жизнь по заповедям Христовым сильно влияла на на юного отрока. Еще с молодости он привык соблюдать строго пост и часто предавался молитве. Родители святого старались насадить в сердце своего сына страх Божий. С юных лет благодать Божия почивала на отроке. Среди своих сверстников он отличался скромностью, кротостью и даровитостью. Не любил он детских игр и шумливой резвости, но предпочитал услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами.

Благочестивые родители Григория обучили сына чтению Божественного Писания, что было тогда главным образованием. Святой отрок с великою ревностью стал заниматься чтением духовных книг. Особенно часто он читал псалмы Давыдовы, которые укрепляли и воодушевляли благочестивого юношу. С юных лет он неуклонно присутствовал в Храме во время Богослужений. Часто удалялся он в уединение и среди тишины горячо молился и размышлял о назначении человека и о промысле Божием. Святой отрок много думал о тщете человеческой жизни, она мимолетна как сон, думал он, человек умирает и память о нем изглаживается. Столь же скоропреходящи и все блага сей жизни: они тленны, быстро приходят и быстро исчезают. Едино есть на потребу: угодить Богу, служить ему всей душой и любить его всем сердцем. Благочестивый отрок стал вести жизнь еще более строгую, чем прежде; особенно он соблюдал пост, так что от великого воздержания едва оставался живым. Но, умерщвляя так свою плоть, он просвещал и украшал свою душу. Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более усугублял свои труды. Душа его уже давно стремилась к уединению.

Будучи еще подростком, Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью иноческой жизни. В иноки он был постижен с именем Герман. В той же обители уже были пострижены двоюродные братья отца Григориева. В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500 — 1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Треволис, 1470 — 1556 гг.). Они-то и повлияли на становление Германа как подвижника и христианского первосвятителя. В обители Герман занимался переписыванием богослужебных книг. Им были переписаны Евангелие, Богородичники, рукописи которых сохранились до наших дней. 

Подвижническая жизнь Германа доставила ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились тудам подвижника, назидались его смирением и и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни Германа достигла и до родины святого — города Стариц. Иноки Старицкого монастыря, слыша о подвигах Германа, настоятельно просили его принять начальство в их обители. Смиренный Герман долго отказывался. Вскоре Германа вызвал Тверской архиепископ Акакий (14 марта 1482 — 14 января 1567), который возвел его в сан архимандрита и благословил на служение в Старицкий монастырь. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью стал заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввел в своей обители устав Волоколамского монастыря — словом был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания. Иноки старались следовать стопам своего святого архимандрита и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря. Но вскоре им пришлось расстаться со своим архимандритом.

Стремясь постоянно к уединению, святой Герман через два года оставил Старицкий монастырь, чтобы снова в уединенной келлии Волоколамского монастыря подвизаться подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре постриженному им иноку Иову, впоследствии знаменитому подвижнику и страдальцу за Русскую землю — патриарху Московскому. Прибыв в Волоколамский монастырь, святой Герман стал подвизаться как простой инок. Но не долго ему пришлось проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Башкин, отрицавший веру во Святую Троицу, не признававший Святых Таинств. В 1553 г. на него был собран собор в Москве. На соборные заседания был вызван и святой Герман со своим родителем. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святому Герману. Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя веры Христовой.

Но вскоре подвижника ожидало другое, более трудное, поприще. В 1552 году царем и великим князем Иваном Грозным была покорена Казань, главный оплот и твердыня Казанского царства. Русский царь позаботился о том, чтобы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую был возведен святитель Гурий, чьим помощником и стал Герман. Святителю Гурию было поручено устроить иноческую обитель в г. Свияжске (ныне — остров с селом в Зеленодольном районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу). Настоятелем для сей обители, по указанию Гурия, был назначен святой Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 году в г. Свияжск. 

В Свияжске Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честнаго и славного Успения Божией Матери. Особенно много сделал игумен Герман для проповеди христианства среди иноверцев. Строгая подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Блаженный всех принимал с любовью, всем равно помогая ко всем одинаково попечительно относясь. Такое обхождение святого сильно действовало на язычников, так что те стали принимать истинную веру Христову. 

Святой Герман щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи, но щедрый и милостивый к другим, святой был строг и требователен к себе. До сих пор сохраняется тесная и узкая келлия святого, длиной в 1,5 сажени, шириной около сажени. Помогая всем, он сам старался обходиться без посторонней помощи, сам себе чинил одежду. Заботясь о спасении своей души, сей добрый пастырь не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Подобно настоятелю, все иноки обязаны были проводить самую строгую жизнь. Из среды их святой Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих, сам подавая им всем пример. Он собрал большое количество рукописных богослужебных и других книг, необходимых для великого дела проповеди. Свияжский Богородице-Успенский монастырь стал настоящим центром христианского просвещения, подобным монастырям Древней Руси.

Благодаря неусыпным попечениям святителя, сия обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительным центром на северо-востоке России. Блаженный Гурий ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения. Со своей стороны святитель Гурий оказывал ревностному проповеднику Христовой веры доверие во всем. Он поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман. 

5 декабря 1563 года, после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу  первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. Они уже прежде много слышали о ревности сего святого и видели в нем единственного достойного преемника святителя Гурия. Святой Герман, вызванный соборной грамотою в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и освященного собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа  Казанского и Свияжского.

Правя своей паствою, святой Герман неуклонно  шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия. В эти годы он особенно ревностно заботился о распространении Христовой веры. Для этого он веел общежитие в Зилантовом монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе), при этом увеличилось число иноков в сей обители и была расширена школа для детей.

Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Андрей Курбский (1528 — 1583 гг.):   

Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милоствый к убогим.

В 1566 году митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управлению Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. Вызванный по воле царя в Москву, Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Тут проявилась его подлинная архипастырская воля. Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал вразумлять государя, просил остановить злодеяния и призывал к покаянию. Опричники были возмущены и уговорили царя начать гонения на святителя. Раздосадованнй царь повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу». Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой и умер в столице 6 ноября 1567 года якобы во время эпидемии.

Однако, согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «Голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзали по шее».

Почитание святителя Германа как святого началось при первом русском патриархе Иове, который, уступая просьбам жителей Свияжска, повелел в 1592 году перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Как только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли. До настоящего времени сохранились лишь частицы его мощей.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля