Аркадий (Дорофеев), архиепископ Славский, исповедник

Архиепископ Аркадий (в миру Андрей Дорофеев; 1809 — 18 ноября 1889)

Родился в 1811 году в селе Куничи (Куничное) Белицкого уезда Молдавии в крестьянской старообрядческой семье. В возрасте 15 лет Андрей стал работать в услужении у русских купцов-старообрядцев г. Яссы. После двадцати с половиной лет работы он принял решение всецело посвятить свою жизнь Богу и отправился сперва в Мануйловский старообрядческий скит, затем в российские пределы, в Лаврентьевский монастырь Могилевский губернии. В этой обители в 1829 году он принял постриг с именем Аркадий. Через год инок возвращается в Мануиловку, где живет в скиту до 1834 года, потом живет в Славском Успенском монастыре, откуда совершает путешествие в Стамбул, где пребывает в течение месяца. Находясь в Турции еще несколько лет, пол года жил у старообрядцев-некрасовцев в скиту Белый Камень и еще год в селе Мельча, посетил все бывшие здесь поселения некрасовцев, пока не возвратился в Славский монастырь на «всегдашнее жительство».  

Через два года Аркадий совершает второе путешествие в Царьград, вновь подолгу останавливаясь у некрасовцев, на остров Майнов в скиту Каменный мост. Вернувшись в Румынию, незадолго до присоединения к старообрядчеству митрополита Амвросия, он поселился возле села Журиловка, где участвовал в соборе, на котором журиловцы приняли окончательное решение о признании над собою власти митрополита Амвросия. 

В первых числах августа 1847 года в Белокриницкую митрополию прибыла депутация от Славской обители и от Задунайских обществ (в Добрудже, принадлежащей тогда Турции) с тремя кандидатами для посвящения их во епископов. В числе их был и инок Аркадий Дорофеев. Как значится в «Памятнике дел Белокриницкого монастыря», «по благоусмотрению г-на митрополита Амбросия и всего Освященного Собора произвести инока Аркадия по степенем во епископа». По получении степеней диакона и священноинока, 24 августа 1847 года Аркадий был «поставлен епископом богоспасаемого места Славы и всех задунайских староверческих обществ». При отъезде в епархию, состоявшемся 1 сентября, его снабдили церковной утварью, новоосвященными в Белой Кринице антиминсами, и новосваренным миром.

Сразу после прибытия епископа Аркадия в свою область казаки-некрасовцы, не признавшие Белокриницкую иерархию, донесли турецким властям о поставлении Аркадия, истолковав это как соединение части казаков с греками против турок. Вскоре турецкие власти арестовали Аркадия, и заключили в тюрьму, где и содержали его, пока велось следствие, выяснившее его правоту. В 1848 году еп. Аркадий был возведен в сан архиепископа епископами Онуфрием и Алимпием.

В 1854 году владыка Аркадий был схвачен русскими войсками, находившимися в Славе во время русско-турецкой войны. Поводом для ареста стал отказ архиепископа после литургии оградить крестом зашедшего в монастырскую церковь генерала-новообрядца. Вместе с архиепископом были арестованы епископ Тульчинский Алимпий и священник Феодор Семенов. Их перевезли в Россию, где в те годы полицейскими методами усердно исполнялась синодально-правительственная установка на уничтожение (путем заключения в тюрьмы) старообрядческого духовенства. Арестованных сначала привезли в Киев, затем через три месяца в Москву. 21 октября 1854 года пленники были доставлены в «арестантское отделение» при Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале. Их заточили в одиночные камеры. 7 апреля 1859 года в «духовную тюрьму» был привезен под конвоем еще один узник — старообрядческий епископ Конон Нозыбковский

Условия содержания старообрядческих священнослужителей в суздальской тюрьме были весьма суровыми. Холодные, темные и серые камеры, крайне скудное «казенное довольствие», почти полная изоляция не только от внешнего мира, но и друг от друга. И все это продолжалось около четверти века, т.к. освобождение пришло в 1881 году, когда царь Александр III изволил издать соответствующий указ. Тяжелейшие условия вкупе с продолжительностью заключения при непрестанных увещаниях и предложениях со стороны синодских тюремщиков в рясах оставить старообрядчество, казалось бы, должны были сломить духовные силы исповедников древлего благочестия, но Господь укреплял их к подвигу, подав такую силу духа, которая оказалась крепче оков и железных решеток.

Одно из донесений тюремщика начальству содержит следующие строки:

Присланные в арестансткое отделение… были убеждаемы мною всеми мерами к рассеянию их «заблуждений», но успеха на все делаемые мною им надлежащие вопросы я не получил…

Настоятель монастыря писал о своем узнике владимирскому архиерею:

Нрава он кроткого, но ныне стал гнушаться чтением наших церковных и нравоучительных книг.

В 1881 году последовало освобождение узников из заточения, в котором владыка Аркадий провел 27 лет, епископ Конон 22 года. После освобождения исповедникам было запрещено поселяться в Москве, Петербурге, и в «раскольничьих центрах». Местом постоянного жительства страдальцы избрали Владимир. На свободе они прожили недолго, проводя последние годы земной жизни преимущественно в молитве и чтении Священного Писания. 21 января 1884 года упокоился владыка Конон. Архиепископ Аркадий отошел ко Господу 18 ноября 1889 года. Могилы архиеископа Аркадия и епскопа Конона находятся на Рогожском кладбище в Москве. Многие христиане считали сих исповедников святыми еще при жизни.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля