Суздаль

Суздаль — небольшой городок во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли.

В Повести временных лет город упоминается в 1024 году в форме «Суждаль». Согласно археологическим данным, поселение, которое позже стало городом Суздалем, находилось в излучине реки Каменки, и вокруг него в X веке уже имелись оборонительные сооружения. В летописи Суздаль впервые упоминается как город, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. Один из первых русских историков Василий Татищев пишет в своей «Истории Российской», что в 982 году — по его расчетам — князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил». При князе Юрии Долгоруком (начало XII века) Суздаль становится центром Ростово-Суздальского княжества. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1157 году князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Суздаля во Владимир. С середины XIII века Суздаль — столица самостоятельного Суздальского княжества. В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 году Суздаль вошел в состав Великого княжества Московского.

Старинная Стромынская дорога соединяла Суздаль с Владимиром и Москвой. В 1565 году Суздаль попал в число опричных городов, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. Суздаль стал одним из крупнейших центров русского монашества. Из 11 монастырей грозненского времени к началу XIX века сохранилось пять монастырских комплексов.

Первая половина XVII века, как и в других областях России, ознаменовалась в Суздале хозяйственным упадком и сокращением населения. В Смутное время суздальцы изменили Василию Шуйскому и передали свой город тушинцам и Александру Лисовскому, который укрепил его и продержался в нем около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда. В 1608–1610 годах польско-литовские захватчики причинили городу страшный ущерб, так что на его посаде уцелело всего 78 дворов. В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно. В 1634 году на Суздаль совершили грабительский налет крымские татары. В 1644 году пожар испепелил смежную с кремлем часть посада. В 1654–1655 годах моровая язва унесла почти половину населения города, достигавшего тогда всего 2467 человек.

В середине XVII века начался новый период экономического подъема. В 1681 году в Суздале насчитывалось 6145 жителей и 515 дворов, с которых на жалованье для московских стрельцов собиралось 669 рублей 16 алтын и 4 деньги. В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве центра Суздальской провинции (также в составе губернии были Переславль-Рязанская, Костромская, Юрьев-Польская, Владимирская, Переславль-Залесская, Тульская, Калужская провинции). В 1778 году город стал уездным городом Суздальского уезда Владимирского наместничества, в 1796 году — уездным городом Владимирской губернии.

Во второй половине XIX века Суздаль считался провинциальным городом без какой-либо промышленности. Отчасти это связано с тем, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги. Такое положение позволило сохранить старинные постройки, и в первую очередь храмы, от поновлений и перестроек. За годы советской власти в Суздале снесли около 15 церквей.

В 1967 году был принят генеральный план развития Суздаля, согласно которому он стал городом-музеем. Суздаль награжден орденом «Знак Почета» за сохранение культурного наследия и развитие туризма (1974 год). В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия. В 2004 году Законом Владимирской области городу Суздалю присвоен статус городского поселения. Через 4 года город Суздаль преобразован из города областного подчинения в город районного подчинения Суздальского района.

Основу экономической активности в городе составляют отрасли, ориентированные на прием и обслуживание туристов: гостиничный бизнес, общественное питание и т. п. В 2000-х годах в результате реорганизации суздальская швейная фабрика, цех производства сувениров из бересты, глиняных и керамических изделий объединились в одно предприятие — «Цех сувениров города Суздаль». В городе работает Суздальский молочный завод. В 1980 году производство было перенесено из центра города в промзону. С 1993 года предприятие называлось ОАО «Суздальский молочный завод». В 2002 году оно вошло в холдинговую компанию «Ополье», которая с 2011 года входит в холдинг «Вимм-Билль-Данн». С 2015 года — ООО «Суздальский молочный завод». В городе работает завод по производству медовухи — ЗАО «Суздальский медоваренный завод».

Также на территории города расположены промышленные предприятия: ООО «Суздальская швейная фабрика», ОАО «Суздальская кондитерская фабрика», мебельная фабрика ОАО «Интерьер», ООО «Обувьполимер».

Вид на Суздаль с колокольни Ризоположенского монастыря
Река Каменка в Суздале
Частный дом в Суздале
Кафе «Квасная изба»
Вид на Суздаль с колокольни Ризоположенского монастыря
Торговые ряды в Суздале
Мемориал в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Суздале
Суздальский кремль
Собор Рождества Богородицы
Рака с мощами святителя Феодора, епископа Суздальского. X век
Рака с мощами святителя Иоанна, епископа Суздальского. XIV век
Полотенце. Фреска XIV века (?). Фрагмент фрески XIII века (?). Деисус. Фреска 1635-1636 годы
Золотые врата XIII века
Царские врата XVII века
Архиерейские палаты
Петр I. XVIII век
Суздальские монастыри в XV — начале XVI веков
Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 год. Вклад Ивана IV в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписан суздальский монастырь
Музей деревянного зодчества: Никольская церковь
Музей деревянного зодчества: дом из с. Васенино Гороховецкого района (XIX век). Типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву
Музей деревянного зодчества: дом с мезонином из с. Тынцы Камешковского района (2-ая половина XIX века). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей. Мезонин — верхний полуэтаж — интересен элементами классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой
Музей деревянного зодчества: Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района. Выразительный образец деревянной архитектуры ярусного типа
Музей деревянного зодчества: Воскресенская церковь привезена из с. Патакино Камешковского района. Одна из типичных церковных построек XVIII века с трапезной и колокольней
Музей деревянного зодчества: дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района (XIX века). Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором. Верхний этаж был жилым, нижний занимала «ткацкая светелка», рабочее помещение для наемных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйствования в России XIX века
Музей деревянного зодчества: мельница из с. Мошок
Музей деревянного зодчества
Дом купцов Агаповых. Конец XVIII века
Вид на Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Преображенский собор
Евангельские сюжеты на росписях Спасо-Преображенского собора
Рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского
Одиночная камера старообрядческого епископа Конона
Спасо-Преображенский собор и звонница
Благовещенская надвратная церковь
Монастырская звонница
Успенская трапезная церковь
Архимандритский корпус
Братский корпус
Никольская церковь
Экспозиция Спасо-Евфимиева монастыря: Спас с припадающими святыми князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. XVII век
Экспозиция Спасо-Евфимиева монастыря: кресты наперсные. XVI — XVII века. Крест напрестольный. Конец XV — начало XVI века
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: девясил высокий
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: душица обыкновенная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: очиток пурпурный
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: монарда дудчатая
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: кровохлебка аптечная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: бораго лекарственный
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: иссоп лекарственный
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: пижма обыкновенная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: мята перечная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: спаржа аптечная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: валериана лекарственная
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: лаванда
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря: эстрагон
Святые ворота и колокольня Ризоположенского монастыря
Крест в память о скорбных утратах 15 храмов Суздаля, погибших в 20-е — 30-е годы XX века
Ризоположенский собор одноименного монастыря
Вид на Ризоположенский собор и двухшатровые Святые ворота
Вид на руины Сретенской трапезной церкви и Преподобенскую колокольню
Экспозиция в колокольне
Руины Сретенской трапезной церкви и Преподобенская колокольня
Святые ворота бывшего Троицкого монастыря
Александровский монастырь
Вознесенский храм Александровского монастыря
Колокольня Александровского монастыря
Святые врата
Успенская церковь
Вид на Покровский монастырь
Святые врата с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря
Покровский собор одноименного монастыря
Святые врата с Благовещенской надвратной церковью
Петропавловский храм в Суздале
Никольский храм
Вид на Васильевский монастырь в Суздале
Врата Васильевского монастыря в Суздале
Собор Василия Великого Васильевского монастыря
Сретенская трапезная церковь
Тихвинский храм
Смоленская церковь в Суздале
Ильинская церковь на Ивановой горе в Суздале
«Камень сей был свидетелем битвы при Липице, близ Суздаля и положен во имя оставления грехов человеческих. 21 апреля 1216 года сошлись дружины сыновей Всеволода Большое Гнездо. Брат на брата. Делили земли русские. Тысячи жизней в их споре полегло. А через год между ними мир вышел. Только души уже не вернуть было… Пред камнем сем остановись и подумай. Как зло твое в веках отзовется. До прихода монголов оставалось семь лет»
Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в Суздале
Скорбященская церковь
Церковь святых Козмы и Дамиана в Коровниках
Летняя Козмодемьянская церковь и зимняя Крестовоздвиженская церковь в Коровниках
Архитектурный ансамбль в селе Кидекше
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Борисоглебская церковь в Кидекше
Стефановская церковь в Кидекше
Колокольня в Кидекше

@ Фото: Марина Волоскова

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля