Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают известнейших художников Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Однако, кроме них, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Предлагаем ознакомиться с другими прекрасными картинами русских художников, которые посвящены старообрядчеству.
В.И.Суриков (1848–1916 гг.), «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг. Интерес Василия Сурикова к теме старообрядчества связывают с его детством, которое он провел в Сибири, где было много старообрядцев, и где широкое распространение получили рукописные Жития старообрядческих мучеников, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С «Повестью» художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище. С.Д.Милорадович (1851–1943 гг.). В 1885 году Сергей Милорадович написал картину «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», которая посвящена расколу Церкви. Одна из наиболее известных картин С. Д. Милорадовича (1851–1943 гг.) посвящена выдающемуся деятелю старообрядчества — великомученику протопопу Аввакуму. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» — ссылка в Сибирь. П.Е.Мясоедов (1867–1913 гг.), «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г. Страшную казнь изобразил художник. После многих лет жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо в г. Пустозерске. М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Великий постриг», 1898 г. Картина написана в период увлечения Нестерова романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь. М.П.Боткин (1839–1914 гг.), «Старовер», 1877 г. М.П.Боткин работал в историческом жанре и жанре бытовой живописи. К последнему относится его полотно «Старовер», на котором художник изобразил старообрядца за чтением духовной книги. И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Семья лесника», 1909 г.
Одной из ключевых тем в творчестве Куликова является русская деревня: портреты простых людей, быт, обычаи старообрядцев. «Семья лесника» — одна из самых живых картин Ивана Куликова, на которой изображено семейство лесника-старообрядца. И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Полевые цветы» (фрагмент), 1913 г. Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — это основные достоинства произведений Ивана Куликова. Картина «Полевые цветы» представляет собой изображение двух девочек-старообрядок с букетами полевых цветов. И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме», 1909 г. На полотне художник Куликов изобразил обряд благословение невесты в его родном городе Муроме. Картина изобилует яркими и сочными цветами. Герои произведения — старообрядческая семья Мурома и гости. Дипломная работа В.А.Кузнецова (1874–1960 гг.) «Канун» была написана им в г. Нижняя Салда в 1909 г. Произведение представляет собой обряд поминовения усопших у старообрядцев. Четыре старообрядки у могилы молятся заупокойную Литию, одна из них держит кадильницу, другая — панихидник. В.А.Кузнецов (1874–1960 гг.), «Божьи люди», 1917 г.
На картине изображен быт старообрядцев (моление). Старушка-старообрядка возле аналоя читает молитвы. Рядом с ней стоит старец с лестовкой и подручником и другие молящиеся. Произведение создано в Нижней Салде. И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В молитве», 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка в сарафане, белой рубахе и платке, заколотым на булаву. Героиня картины держит в руках кадильницу, лестовку и подручник. И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «Скит», 1906 г.
Художник изобразил трех старообрядок у женского старообрядческого скита. Две из них, идущие навстречу стоящей у входа, одеты в яркие сарафаны и платки, вероятно, являются гостьями.
А.Е.Архипов (1862–1930 гг.), «Крестьянка», 1916 г. На полотне изображена крестьянка в платке, заколотом на булаву. Вся одежда девушки выполнена в ярких тонах. В руках у героини котомка. Т.С. Юшманова (р. 1979 г.), «Староверы», 2001 г. Полотно принадлежит кисти современной художницы Т.С. Юшмановой. Она много путешествовала по российской глубинке, изучала быт и обычаи людей. Ее внимание привлекли старообрядцы с их исконно русскими традициями. На картине «Староверы» художница изобразила двух старообрядцев, Дионисия Пересторонина и Даниила Григорьева, за пением. М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник», 1888–1889 гг. Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Тень монаха-старца прямо перед ним — значит, солнце светит за его спиной. Он такой же, как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью. М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Святая Русь», 1905 г. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николой, Сергием и Георгием. Это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника. И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В старообрядческом монастыре», 1910-е гг. С.Г.Серов (род. в 1948 г.), «Возвращение». Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобноисповеднике Серапионе Черемшанском предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием 20 июня 2008 г. Д.Е.Жуков (1841–1903 гг.), «Спор о вере», 1867 г. В.Г. Перов (1834–1882 гг.), «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881 гг. Иллюстрация известного исторического события XVII века — т.н. «прений о вере» в результате раскола Церкви, которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи. Н.Д.Мыльников (1797–1842 гг.), «Портрет А.Баркова со свитком и лестовкой», (1826 г.). Другое название картины: «Портрет священника-старообрядца Андрея Баркова».