В этом году исполняется 350 лет со времени Раскола Русской Церкви и его центрального события — Большого Московского Собора 1666-1667 годов. Однако большинство средств массовой информации, сайтов и блогов предпочли не заметить эту трагическую дату, не менее важную в истории страны, чем, скажем, обе революции 1917 года. Представляем нашим читателям драматические вехи этого Собора и событий, связанных с ним, в фотографиях, сделанных на площадке фильма «Раскол».
Инициатором Соборов 1666-1667 годов был царь Алексей Михайлович Романов. Ему нужно было решить две задачи: подавить сопротивление церковным реформам и отстранить от власти патриарха Никона Незадолго до Собора архиепископ Тобольский Симеон уговаривал протопопа Аввакума принять церковную реформу На первую часть собора в 1666 году собрались русские архиереи, которые приняли решение утвердить церковную реформу Заседание Собора вел Новгородский митрополит Питирим (будущий Патриарх) Иерей Лазарь отказался покаяться перед собором, был предан анафеме и сослан в Пустозерский острог Протопоп Аввакум на Соборе обличал новолюбные ереси, за что был предан анафеме и также сослан Епископ Александр Вятский, долгое время обличавший реформу патриарха Никона, на Соборе покаялся и отказался стоять за Старую Веру Во время Собора в Москву прибыло большое число греческого духовенства. Наиболее активным из них был митрополит Паисий Лигарид, которому царь поручил подготовить суд над патриархом Никоном О митрополите Паисии Лигариде ходили разные слухи, в том числе о том, что он лишен сана и является тайным католиком. Подкупленные Лигаридом посланники привозили подложные грамоты, в которых подтверждались его полномочия. На иллюстрации подобный посланник рассказывает о важном статусе Лигарида на православном Востоке Главными действующими лицами Собора 1667 года стали патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский На собор был вызван патриарх Никон. Он явился в полном облачении, но поскольку ему не было предложено сесть, он простоял все заседание Собора Патриарх Никон вел себя дерзко. Совсем недавно он был грекофилом, а на Соборе он обзывал греческих патриархов бродягами и проходимцами и предавал их анафеме После рассмотрения дела Никона восточные патриархи зачитали ему приговор и извергли из священного сана После суда над Никоном Собор вернулся к рассмотрению древнерусских обрядов и постановил предать их анафеме. Эти деяния Собора привели к окончательному расколу русской Церкви