Конфессия: | Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) |
Адрес: | Эстония, Тартуский уезд, д. Казепяэ |
Год постройки: | 1902 — 1915 |
Храмовой день: | 4 декабря, Введение Пресвятой Богородицы |
Храм во имя Введения в церковь Пресвятой Богородицы Федосеевского старопоморского согласия.
Деревня Казепяэ (эст. Kasepää, русcкое. название Казепель), расположенная на берегу Чудского озера между Варнья и Калласте, известна с 1582 (Kazepe) г. Уже в то время население деревни было смешанным, т.е. наряду с эстонскими встречались и русские имена. Часть прихожан пришла в Казепяэ из Беломорья, принеся с собой иконы Соловецкого письма. В начале 1830-х годов в деревне проживало немногим более 500 федосеевцев, имевших свою моленную, строительство которой по местному преданию относится к середине XVIII века. В 1830-х годах ее перенесли на другое место, и это была единственная причудская моленная, оставшаяся незапечатанной в годы николаевских репрессий против староверов. Несмотря на ветхость, ремонтировать ее, согласно указу 1826 г., не разрешали. В 1860 г. православный священник М. Малеин попытался перевезти разобранную молельню в Воронью, но староверы этому воспротивились и добились своего. В 1862 г. прихожанин Тимофей Иванович Скородумов построил новую моленную на свои средства и передал ее обществу. В конце XIX века в Казепяской общине насчитывалось 515 прихожан (250 мужчин и 265 женщин) и потребовалось расширить храм. Об этом ходатайствовали в 1891 г. Фёдор Савосткин и Гавриил Сыщиков, но получили отказ. В 1902 г. новое здание деревянной молельни спроектировал губернский архитектор В. Шиллинг. Капитальный ремонт ее был сделан в 1915 году.
В начале ХХ века после принятия закона 17 октября 1906 г. Казепяская община легализовалась, приняв 12 июня 1908 г. имя Казепеская старообрядческая община старопоморского толка Юрьевского уезда Лифляндской губернии. Из общего числа жителей Казепяэ 689 человек 542 принадлежали к старообрядческой общине. Председателем совета Казепяской общины был избран Василий Лебедев, членами совета - Нестор Кузнецов, Артемий Карбузов, Марк Тимашев и Иван Вавилов.
В Эстонской Республике Казепяская община была официально перерегистрирована в марте 1926 г. Обязанности наставника исполняли П.И. Амелькин, затем с 1930 г. — Ф.П. Савостников. Председателем совета был избран М.Е. Тимашев. Число прихожан к 1930 г. достигло 807 человек. Иконостас был подновлен мастерами из мастерской Фролова. Казапельцы были были в числе инициаторов объединения всех староверов Эстонии. 21 ноября 1923 г. в их молельне состоялось собрание старообрядцев Причудья. С докладом выступил наставник Ф.П. Савосткин, бывший в своё время делегатом на Всероссийском и Прибалтийском съездах староверов до революции, имевший авторитет среди старообрядцев и организационный опыт.
С приходом советской власти в Эстонию жизнь в Казепяской общине затихла, но окончательно не замерла. 10 августа 1945 г. она была зарегистрирована как Казепельская Старообрядческая община, и наставником до 1954 г. продолжал служить. Деонисий Клепентович Огурцов. В 1946 г. в общине было 478 человек, в 1947 г. — 416 человек. Среди членов общины было много семей, не присоединившихся к колхозам -единоличников.
Церковная служба проходила по праздникам, из обрядов в послевоенный период не совершался обряд венчания. С 1954 г. по 1961 гг. наставником Казапельской молельни был Лаврентий Ефремович Гришаков. После конфликта в общине, спровоцированного властями, и появления ряда газетных статей, направленных против наставника, он покинул общину. В октябре 1961 г. наставником стал Антон Степанович Сахаров, который прослужил до октября 1966 г., затем его сменил Пимен Иванович Толстов, и с середины 1970-х годов по 1992 год духовным отцом служил Амбросий Иванович Сидоров. С 1992 г. наставником Казепяэской общины является Андрей Иванович Сергин. Много лет совет общины возглавляет Евстолия Андреевна Амелькина. Число прихожан, посещающих храм достигает 200 человек.
В 1995 г. был восстановлен Союз Старообрядческих общин Эстонии и причудская община Казепяэ (Касепя) влилась в её состав.