Храм во имя Святой Троицы. Кублищино

Конфессия: Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Адрес: Беларусь, Витебская обл., Миорский р-н., д. Кублищино
Год постройки: Уточняется
Храмовой день: День Святой Троицы
Настоятель: о. Пётр Дементьев
Телефон: Уточняется

Храм во имя Святой Троицы Древлеправославной поморской церкви Беларуси.

Более двух с половиной веков отделяют нас от того времени, когда в западном регионе нынешней Витебской области, спасаясь от преследований, появились первые поселения христиан старого обряда. Местные власти сочувственно относились к переселенцам и предоставляли старообрядцам свободно править службу по древлеправославному чину Соловецких иноков. Трудолюбивые, законопослушные, ведущие трезвый образ жизни старообрядцы получали в пользование участки земли и становились самостоятельными хозяевами. Староверы принесли с собой и многие традиции быта, соблюдение постов. Особою суровостью отличались запреты на всякие дела в праздные дни, курение, вино, увеселения. Некоторые запреты на общение с иноверцами могут показаться излишне строгими и суровыми, но даже нынешние времена всеобщего отравления и эпидемий лишь подтверждают и доказывают их пророческий смысл.

Старообрядцы попадали на западные и северные земли тогдашней Речи Посполитой из Поморья, Новгорода, Псковской и Московской губерний. Переселению староверов на земли Речи Посполитой способствовало и внутреннее её положение. Так как многочисленные войны, а так же Северная война, принесли городам и местечкам огромные потери, власти приняли специальные постановления, освобождавшие от налогов целые регионы, в том числе Полоцк и Браслав и Дисну. Трудолюбивые и предприимчивые старообрядцы, попадая в эти города и уезды, использовали налоговые привилегии и возможность быстрой адаптации и накопления капитала.        

Помещики, на землях которых поселились старообрядцы, защищали их и пользовались их услугами. Как результат в западных уездах Дисны, Браслава, Шарковщины появились многочисленные поселения старообрядцев поморцев. К таким поселениям относились Беляны, Кушнеры, Таборы, Морозьки, Крыштули, Селище, Мазолёво, Кублищино, Бабовщина, Матвеевцы, Струпни, Смолевцы, Лизовщина, Ликковщина, Юнцы,  Подгайцы, Милейки, Красное, Деверки, Мотевки, Запрудье, Фроловщина, Крюковщина, Перебродье, Мурашки, Нивники, Молявки, Заполосье, Остановка, Германовичи, Раковцы, Барсучина и многие другие.


Деревня Кублищино находилась в центре этих поселений, плюс ко всему большое значение имело её месторасположение возле дороги, которая соединяла Дисну, Миоры, Браслав, Шарковщину, Германовичи. В каком году была образована община и построена моленная, точных данных не найдено. В исторических источниках о регистрации молельного дома в д.Кублищино Дисненского уезда  упоминается в 1839 году. Имеется архивное упоминание о распечатании храма в 1868 году. Однако на старообрядческом кладбище вблизи деревни Кублищино есть надгробный камень датированный 1803 годом. Из этих данных можно предположить, что в первой половине 19 века в деревне Кублищино уже был построен и действовал первый на западных землях старообрядческий храм. Община, созданная при храме, включала  в себя и обслуживала большой регион старообрядцев-поморцев – это город Дисну с окрестностями, Миоры, Германовичи, Шарковщину, частично нынешние Браславщину, Друю, Нивники.

Для проведения церковных служб и культовых обрядов нужны были подготовленные служители храма и церковный причет. Подготовка в основном велась после окончания сельскохозяйственных работ, в Рождественский и Великий Пасхальный посты. Вели её наиболее грамотные в церковном чтении и песнопении люди, входящие в церковный причет. Так же в каждом доме обучали церковной грамоте, т.е. родители воспитывали своих детей в духе Божьих заповедей, приучали их жить по учениям святых отцов, ведь в каждой старообрядческой семье имелись не только иконы старого письма, но и старопечатные церковные книги, которые передавались из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Когда г.Вильно(сейчас Вильнюс) стал центром старого обряда и была открыта школа по подготовке духовных наставников и церковного причета, туда для обучения церковной грамоте от общины направлялись наиболее способные и искусные в церковном деле прихожане. О первых настоятелях общины, к  сожалению, достоверных данных не сохранено, но есть сведения о более позднем периоде.

Духовный наставник Нестор Фёдорович, будучи воспитан родителями в послушании и исполнении древлеправославных обычаев, был требователен к себе при исполнении духовных обязанностей, доброжелательным к прихожанам и снискал их любовь и уважение.  Духовный наставник Колосов Пётр Прокофьевич обладал мягким характером и чутким сердцем, добротою. Был любим и уважаем всеми. Григорьев Иосиф Григорьевич – опытный знаток знаменного пения. Обладая хорошим голосом и памятью, знал наизусть весь «Обиход», «Ирмосы», «Псалтырь». Он обучал детей староверов церковной грамоте. Это был настоящий учитель, строгий и требовательный. Григорьев И.Г. организовал школы в Кублищино, Германовичах, Остановке. Преподавал Закон Божий, чтение и солевое пение. Многие его ученики впоследствии стали духовными наставниками(Новиков Василий Артомонович, Васильев Арсений Ермагенович, Пучков Савва Фёдорович). Михаил Георгиевич Соловьёв в 11 лет по милости Божьей был принят на клирос Свято-Троицкого храма в д.Кублищино. Всё его детство и молодость прошли на клиросе. Он старательно изучал церковный устав и солевое пение. Но будущего духовного наставника интересовали история Церкви Христовой и богословие. В 1930 году в г.Вильно организовываются первые педагогические курсы вероучителей. Михаил Георгиевич, получив направление Совета общины и благословение своего духовного отца Петра Колосова, успешно заканчивает курсы со свидетельством, дающим право на преподавание Закона Божьего, и в течение 8 лет несёт слово Божье детям старообрядцев, которые обучались в Мотевской, Дворищенской, Тераспольской школах. В 1939 году Соловьёв М.Г. был благословлён на служение в качестве духовного наставника Раковской общины. В течении шести десятилетий он находился на пасторской службе.  Григорьев Гавриил Степанович в десять лет пришёл в церковный причет и более 70 лет являлся канонархом правого клироса. Новиков Василий Артомонович, Васильев Арсений Ермогенович, Пучков Савва Фёдорович, Пучков Михаил Фёдорович, Сафронов Михаил Максимович – их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельного служения.

Храм Кублищинской общины постоянно украшали иконы(храмовые) дораскольногописьма, имелся большой набор богодуховных книг – который сохранился по нынешнее время. Большой ущерб принесли пожары. Первый из них случился в 1870 году, второй — в 1899 году и третий — в 1999 году. Всякий раз храм отстраивали силами прихожан и на их же пожертвования. После пожара 1999 года главными строителями и реставраторами были Васильев Фёдор Арсеньевич и его сыновья Борис, Владимир и Геннадий, Захаревич Валентин Титович и его сыновья Александр и Сергей, Кирилов Михаил Евлампиевич и его сыновья Василий и Фёдор, братья Ивановы, Александр, Владимир, Фёдор, Васильев Кирилл Андреевич и его внуки Руслан и Андрей, Климентьев Фёдор Иванович, Тимофеев Валентин Петрович, Григорьев Василий Архипович, Смертьев Сергей Сергеевич, Дементьев Фёдор Фёдорович, Климентьев Михаил Афонасьевич и многие другие.

В настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино является Дементьев П.Е. Хорошо налажена работа Церковного совета церкви под председательством Сафронова И.М. Ведётся активная работа по возрождению духовности: обучение детей и подростков церковной грамоте, подготовка церковного причета, популяризация литературы духовного характера, работа по наведению порядка на кладбище. Во время церковных богослужений работают два  клироса, головщицами на которых являются Зеленкова П.Ф. и Афанасьева З.В. Большим авторитетом пользуются уставщик Циркин С.В., канонархи Нестеров М.О., Захаревич З.Г., Васильева У.П., Нестерова Е.Г., паномарь Иванов О.Г. Не смотря на то, что церковь находится давольно далеко от райцентра, в ней всегда много прихожан. Они приходят сюда не только сотворить молитву перед Господом, но и пообщаться с единоверцами, помочь в хозяйственном обеспечении храма.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля