Храм святителя Николы Чудотворца на Рогожском. Рогожский поселок

Конфессия: Бывшие старообрядческие храмы
Адрес: Москва, ул. Рогожский пос., д. 1а/29
Год постройки: 1776, перестроен в 1866
Настоятель: протоиерей Анатолий Цвиркунов
Телефон: +7 (495) 361-36-43

Бывший старообрядческий храм во имя святителя Николы Чудотворца на Рогожском кладбище.

Проезд: ст. метро «Марксистская» далее авт. №№ 51, 106, трол. №№16, 26, 63 или микроавтобусы маршрутов до остановки «Старообрядческая улица» или ст. метро «Авиамоторная» далее авт. № 759 до ост. «Старообрядческая, 46».

Никольский храм был первой деревянной церковью, построенной в 1771 г. на Рогожском кладбище. Через пять лет на ее месте на средства куп­цов-старообрядцев соорудили каменный храм Св. Николы. Более 80 лет цер­ковь принадлежала старообрядцам, однако в середине XIX в. власти передали ее единоверцам.

Пытаясь расколоть старообрядческое общество, правительство ут­вердило новый закон о купеческих гильдиях, согласно которому купечес­кий статус могли получить лишь члены синодальной Церкви. Чтобы не потерять купеческие права, часть старообрядцев решила перейти в едино­верие. В 1854 г. группа прихожан Рогожского кладбища во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным (1800-1884) обратилась к сино­дальным властям с просьбой передать единоверцам один из старообрядческих храмов. 23 сентября 1854 г. при активном содействии митрополита Филаре­та и городских властей Никольский храм был освящен как единоверческий. Из 36 домов, построенных старообрядцами в Рогожском поселке, 12 пере­дали новой общине. Единоверцы получили из храма и многие древние ико­ны. В ноябре 1854 г. в единоверие перешел и последний старообрядческий священник Рогожского кладбища Петр Русанов. В начале 1855 г. число единоверцев в новом приходе выросло до 1450 человек. В 1855 г. в храме был устроен придел святого равноапостоль­ного князя Владимира.

Так в Рогожском городке возникла еди­новерческая церковь, которую всемерно под­держивали церковные и светские власти. В Никольском храме богослужение соверша­лось по-старому дониконовскому чину, однако в иерархическом отношении он подчинялся московскому митрополиту.

В 1863-1866 гг. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина Никольский храм был перестроен по проекту архитекто­ра В.Н. Карнеева. Рядом с храмом возвели высокую трехъярусную колокольню, а сво­ды церкви подняли на три аршина. Вместо Владимирского придела в 1872 г. был устро­ен северный придел во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 г. — южный придел во имя Божией Ма­тери Троеручицы. Благодаря обилию декоративных украшений (шатровые навершия с кокошниками на колокольне, оконные наличники, оригиналь­ная обработка барабанов) храм приобрел черты древнерусской постройки XVII в. О сложной истории этого памятника архитектуры напоминает текст на мраморных досках внутри храма. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Самый большой из них весил 360 пудов.

После революции 1917 г. храм не закрывался, хотя в годы лихолетья были сняты и переплавлены колокола. В 1920-е гг. власти передали Покровский придел Никольской общине беглопоповцев (Древлеправославная Церковь). Главный же храм и южный придел в честь иконы Бо­жией Матери Троеручицы оставались в руках единоверцев, хотя число прихожан уменьшалось с каждым годом. К 200-летию Николь­ского храма (1971 г.) была проведена рес­таврация, и в нем состоялось торжественное богослужение единоверцев. В 1960-е гг. еди­новерцы остались в правом приделе во имя иконы Божией Матери Троеручицы. Тогда же в главный храм и была перенесена ико­на Божией Матери Троеручицы. В 1988 г. немногочисленная единоверческая община перешла в храм Михайловской слободы Мос­ковской области. В 1993 г. община Древлеправославной Церкви (беглопоповцы) так­же покинула храм и переехала в переданную им властями  церковь  Покрова  Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице. Таким образом, Никольский храм Рогож­ского кладбища постепенно перешел в ведение Московской Патриархии.

В главном Никольском приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери Троеручицы, Иверская, Казанская, Всех Скорбящих Радость, Не­чаянная Радость, а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же находятся иконы Трех Святителей, священномученика Ермогена (с час­тицею мощей), благоверной княгини Анны Кашинской (с частицею мощей) и святителя Николая Мирликийского с жи­тием. Образ святителя Николая — древ­ний, северных писем, передан в храм в 1850-е гг. наследником Российско­го престола великим князем Николаем, сыном императора Александра II. Пе­ред передачей в храм образ был положен митрополитом Филаретом на мощи свя­тителя Алексия в Чудовом монастыре. В храме образ называют «Никола Приснодействующий», то есть всегда действующий. В правом приделе находятся большие иконы Господа Вседержителя, Святителя Николая и почитаемый образ Божией Матери Феодоровской.

В 2007-2008 гг. Покровский придел был отреставрирован — здесь со­оружен новый, под старину дубовый иконостас.

В. Ф. Козлов. Москва старообрядческая. Москва. 2011. 

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля