Конфессия: | Бывшие старообрядческие храмы |
Адрес: | Москва, ул. Рогожский пос., д. 1а/29 |
Год постройки: | 1776, перестроен в 1866 |
Настоятель: | протоиерей Анатолий Цвиркунов |
Телефон: | +7 (495) 361-36-43 |
Бывший старообрядческий храм во имя святителя Николы Чудотворца на Рогожском кладбище.
Проезд: ст. метро «Марксистская» далее авт. №№ 51, 106, трол. №№16, 26, 63 или микроавтобусы маршрутов до остановки «Старообрядческая улица» или ст. метро «Авиамоторная» далее авт. № 759 до ост. «Старообрядческая, 46».
Никольский храм был первой деревянной церковью, построенной в 1771 г. на Рогожском кладбище. Через пять лет на ее месте на средства купцов-старообрядцев соорудили каменный храм Св. Николы. Более 80 лет церковь принадлежала старообрядцам, однако в середине XIX в. власти передали ее единоверцам.
Пытаясь расколоть старообрядческое общество, правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях, согласно которому купеческий статус могли получить лишь члены синодальной Церкви. Чтобы не потерять купеческие права, часть старообрядцев решила перейти в единоверие. В 1854 г. группа прихожан Рогожского кладбища во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным (1800-1884) обратилась к синодальным властям с просьбой передать единоверцам один из старообрядческих храмов. 23 сентября 1854 г. при активном содействии митрополита Филарета и городских властей Никольский храм был освящен как единоверческий. Из 36 домов, построенных старообрядцами в Рогожском поселке, 12 передали новой общине. Единоверцы получили из храма и многие древние иконы. В ноябре 1854 г. в единоверие перешел и последний старообрядческий священник Рогожского кладбища Петр Русанов. В начале 1855 г. число единоверцев в новом приходе выросло до 1450 человек. В 1855 г. в храме был устроен придел святого равноапостольного князя Владимира.
Так в Рогожском городке возникла единоверческая церковь, которую всемерно поддерживали церковные и светские власти. В Никольском храме богослужение совершалось по-старому дониконовскому чину, однако в иерархическом отношении он подчинялся московскому митрополиту.
В 1863-1866 гг. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина Никольский храм был перестроен по проекту архитектора В.Н. Карнеева. Рядом с храмом возвели высокую трехъярусную колокольню, а своды церкви подняли на три аршина. Вместо Владимирского придела в 1872 г. был устроен северный придел во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 г. — южный придел во имя Божией Матери Троеручицы. Благодаря обилию декоративных украшений (шатровые навершия с кокошниками на колокольне, оконные наличники, оригинальная обработка барабанов) храм приобрел черты древнерусской постройки XVII в. О сложной истории этого памятника архитектуры напоминает текст на мраморных досках внутри храма. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Самый большой из них весил 360 пудов.
После революции 1917 г. храм не закрывался, хотя в годы лихолетья были сняты и переплавлены колокола. В 1920-е гг. власти передали Покровский придел Никольской общине беглопоповцев (Древлеправославная Церковь). Главный же храм и южный придел в честь иконы Божией Матери Троеручицы оставались в руках единоверцев, хотя число прихожан уменьшалось с каждым годом. К 200-летию Никольского храма (1971 г.) была проведена реставрация, и в нем состоялось торжественное богослужение единоверцев. В 1960-е гг. единоверцы остались в правом приделе во имя иконы Божией Матери Троеручицы. Тогда же в главный храм и была перенесена икона Божией Матери Троеручицы. В 1988 г. немногочисленная единоверческая община перешла в храм Михайловской слободы Московской области. В 1993 г. община Древлеправославной Церкви (беглопоповцы) также покинула храм и переехала в переданную им властями церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице. Таким образом, Никольский храм Рогожского кладбища постепенно перешел в ведение Московской Патриархии.
В главном Никольском приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери Троеручицы, Иверская, Казанская, Всех Скорбящих Радость, Нечаянная Радость, а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же находятся иконы Трех Святителей, священномученика Ермогена (с частицею мощей), благоверной княгини Анны Кашинской (с частицею мощей) и святителя Николая Мирликийского с житием. Образ святителя Николая — древний, северных писем, передан в храм в 1850-е гг. наследником Российского престола великим князем Николаем, сыном императора Александра II. Перед передачей в храм образ был положен митрополитом Филаретом на мощи святителя Алексия в Чудовом монастыре. В храме образ называют «Никола Приснодействующий», то есть всегда действующий. В правом приделе находятся большие иконы Господа Вседержителя, Святителя Николая и почитаемый образ Божией Матери Феодоровской.
В 2007-2008 гг. Покровский придел был отреставрирован — здесь сооружен новый, под старину дубовый иконостас.
В. Ф. Козлов. Москва старообрядческая. Москва. 2011.