Храм святителя Николы Чудотворца. Гай

Конфессия: Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Адрес: Литва, Шальчининкский район, Яшунский приход, д. Гай LT-17246, Gojaus kaimas, Jašiūnų seniūnija, Šalčininkų rajonas
Год постройки: Уточняется
Храмовой день: 22 мая, святителя Николы Чудотворца
Настоятель: о. Григорий Алексеевич Бояров
Телефон: +370 (380) 3-57-80 председатель общины

Гайская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.

Гайская община основана, видимо, в 1788 г. на землях имения дворян Балинских в Вильнюсском воеводстве Великого княжества Литовского. Ранняя история Гайской староверческой общины почти неизвестна. По преданию, русские старообрядцы в дер. Гай живут около 300 лет, «от патриарха Никона». Достоверность этих рассказов проверить трудно, однако известно, что ближайшая Данилишкская община, с которой гайские староверы в XIX и ХХ вв. поддерживали тесные отношения, была основана в первой четверти XVIII в. Исторические документы также свидетельствуют, что русские из Торопецкого и Смоленского уезда России переселялись в юго-восточную часть нынешней Литвы уже в конце ХVII и в первой трети ХVIII вв. По устным рассказам, в XIX в. настоятелями были Макар Андреев, с конца века — Иван Харитонович Шевяков. Старый деревянный храм стоял недалеко от того места, где находится теперешний.

В 1905 г. изменилась религиозная атмосфера, старообрядцы вновь получили свободу. Настоятель Иван Харитонович Шевяков и прихожанин Фёдор Павлович Букин были участниками съезда старообрядцев Северно-западного края (1906). В 1907 г. Гайская община зарегистрирована местными властями как юридическое лицо. 12 июля 1907 г. на общем собрании Гайской общины были утверждены: служивший до того настоятель И. Х. Шевяков, «как человек честный, не состоявший под судом, и вообще, во всех отношениях соответствующий своему избранию», а ввиду его преклонного возраста его помощником – Иван Ефремович Рыбаков. Был также избран совет общины из 5 членов, председателем совета стал Емельян Иванович Шевяков, после него — Варфоломей Иванович Федотов. После смерти Шевякова обязанности настоятеля в Гайской общине временно исполнял Максим Тимофеевич Федотов. В декабре 1910 г. настоятелем Гайской общины избран Игнатий Иванович Платонов, а с 1912 г. по 1921 г. служил настоятель Макар Герасимович Макаров.

Во время 1-й мировой войны старообрядцы деревни Гай и окрестностей отступали на восток — в Беларусь, в глубь России, Сибирь. Некоторых в самом начале пути немцы вернули обратно. Впоследствии многие беженцы вернулись из России.

В 1920–1930-х годах Гайская община росла и развивалась. Настоятелем служили Маркел Парфенович Митрофанов (1921–1926 г.), Иван Климентьевич Ветренко (1926–1930 г.). Прихожанин Гурий Сидорович Федотов был участником 1-ого Всепольского съезда староверов в Вильнюсе (1925 г.). Председателем Совета Гайской общины был Сергей Фаддеевич Гладков. В конце 1920-х г. в Гайской общине было 368 прихожан. Они жили в дер. Гай (28 домов) и окрестных дер. – Предтеченка (10 домов), Зеленкова и пр. Памятным событием явилось завершение строительства и освящение во имя Св. Николы Чудотворца нового деревянного храма (1937 г.). До того молились в старом храме. Для содержания Гайского храма прихожане ежегодно платили общинные взносы – складку, оклад, нередко зерном, картошкой, дровами и т. п. В 1930-х г. вероучителя И. В. Федотов, Ф. Г. Пучков в разное время преподавали детям старообрядцев Закон Божий в начальных польских школах — Яшюнской, Галинской и Порудоминской.

По рассказам современников, «при Польше жили неплохо, но бедно», «панская Польша была»; помещики жили лучше, не платили налогов на землю, а «с нас драли кожу как могли». Большинство прихожан были земледельцами, также рубили лес, плотничали. Немало парней служило в польской армии.

Во время нацистской оккупации Гайская община не закрывалась. В окрестностях активно действовали советские партизаны. В 1943 г. Гайская община, собрав по­жертвования и взносы прихожан, приступила к постройке общественного дома. Участок земли предоставила прихожанка Прасковья Трифонова. В послевоенные годы служение продолжал настоятель Севастиан Иванович Портнов (1942–1949), позже — духовный отец Арефа Давыдович Гаврилов. В 1949 г. Гайская община насчитывала около 350 прихожан. В 1950–1980-е г. численность Гайской общины постепенно сокращалась. Коллективизация и миграция в города — уезжали на заработки – способствовали тому, что большинство местных прихожан уехали в Шальчининкай, Вильнюс и др. города. В 1985-2001 г. обязанности насгоятеля в Гайской общине исполнял И. В. Федотов. 22 мая 1997 г. настоятель Вильнюсской общины В. Н. Васильев в сослужении исполняющего обязанности настоятеля И. В. Федотова освятил храм после капитального ремонта, произведённого на средства прихожан при финансовой поддержке Яшюнской сянюнии и Вильнюсской общины. 

В настоящее время в дер. Гай проживают русские старообрядцы, поляки и литовцы-католики. В деревне ок. 60 домов, треть из которых – староверские. Председателями совета Гайской общины были Анна Латышева, Александр Федотов, с сентября 2003 г. – Петр Грязнов. В 2003 г. был утверждён устав Гайской общины. Богослужения проводит исполняющий обязанности настоятеля Сергей Макаров, приезжают также настоятели из Вильнюса. В 2002–2003 г. в большой мере стараниями А. Федотова обновлён и существенно дополнен иконостас храма. Его украсили десятки новых икон, написанных изографом Г. Яковлевым. Прихожане А. Латышева, М. Политова и Н. Андреева были участниками собора ДПЦ Литвы в Вильнюсе (28 февраля 2002 г.).

Небольшое общинное кладбище в дер. Гай основано не позже 1880-х г. Здесь похоронены настоятель М. Андреев (могила не сохранилась), Ф. Г. Пучков, А. Д. Гаврилов, И. Ф. Федотов. На кладбище находится могила советских военнослужащих — членов экипажа самолёта, погибшего в Литве в годы Великой Отечественной войны. До сих пор староверы всего Шальчининкского района своих близких хоронят на этом кладбище.

Хотя в нашем районе, в деревне Гай, община старообрядцев обосновалась примерно в 1788 году и с того времени развивала и хранила свои культурные и религиозные традиции, мы всё ещё очень мало знаем о ней. Наверное, основной тому при­чиной является то, что образ жизни старообрядцев достаточно замкнутый. Однако в этом есть и положительные стороны – из-за своей замкнутости общины старообрядцев сохранили многие черты этнической культуры и быта русского народа, характерные для России до Петровской эпохи, сохранили свои обычаи и традиции до наших дней.

Проживающие в Шальчининкском районе старообрядцы говорят, что, как бы ни было жаль, многие старые обычаи и традиции понемногу забываются, однако основные всё-таки остаются и всё ещё передаются из поколения в поколение. Все члены Гайской общины в своих домах имеют уголок с иконой, перед которой молятся. Они празднуют Рождество, Пасху, день свт. Николы и другие, важные для всего христианского мира праздники. Они крестятся двумя пальцами, признают только старые иконы, литургические книги, восьмиконечный крест. При крещении младенца священнослужитель, взяв его за руки и пальцами зажав уши и нос, трижды окунает в воду. Вода должна быть «живая», её нельзя ни кипятить, ни подогревать, зимой только выгребается лёд. Это одни из самых важных религиозных обычаев, сохранённых старообрядцами.
 
Старые жители деревни Гай рассказывают, что их родители в повседневной жизни строго придерживались и тех устоев, которые сейчас уже забыты, и об исчезновении которых больше всего стоит жалеть. Например, пьянство старые старообрядцы приравнивали к убийству и считали матерью всех злодеяний. По поводу краж мнение старообрядцев было таково: «Кто украл – тот самый страшный человек».

Еще жители Гая рассказывают, что вера старообрядцев запрещала верить в сны, колдовство. Говорили, что на всё Божья воля — «Без воли Божьей и волос с головы не упадет». От всех недугов, болезней старообрядцам помогали молитвы. В церковном календаре старообрядцев указано, в какой день какому святому нужно молиться, чтобы помогло в определённом случае. Старообрядцы в баню ходили по субботам. Помыться должны были обязательно до заката солнца.

До сих пор старообрядцы друг друга называют по имени и отчеству. Самобытными являются обычаи посещения старообрядцами молельного дома: идя в молельный дом женщины и девушки должны голову покрыть платком, быть одетыми в длинную юбку и блузку с длинными рукавами. Мужчины должны быть одетыми в рубашку с длинными рукавами. Женщины стоят в одной стороне, а мужчины – в другой. Все пришедшие на богослужение обязаны пожертвовать хоть по одной свеще. Особенным является церковное пение старообрядцев. Музыкальные инструменты не используются. Самобытное церковное пение старообрядцев в унисон напоминает григорианские хоралы и очень отличается от мирского пения.
Построенный в 1937 году молельный дом старообрядцев Гая небольшой, но  красиво ухоженный. Во время самых больших праздников здесь молятся не только местные жители – приезжают старообрядцы и из Вильнюса, других районов. Воскресные богослужения проходят не так часто, как хотелось бы – только когда приезжает и.о. духовного наставника общины Сергий Владимирович Макаров. «Молельный дом — духовный центр каждой общины старообрядцев», — говорят старообрядцы Гая. Только прибывшие в Литву или другие страны старообрядцы в первую очередь строили и украшали молельный дом, а только потом свои избы.
 
В Гай из других местностей Литвы приезжают и родственники похороненных на местном кладбище старообрядцев. Кстати, на Гайском кладбище до сих пор хоронят не только местных старообрядцев, но и из других местностей Шальчининкского района. Долгое время кладбище местных старообрядцев не было огорожено, поэтому присматривать за ним должным образом было трудно. Примерно пять лет назад фермер Павел Грязнов, корни которого также в деревне Гай, взялся за инициативу огородить кладбище и частично профинансировал строительство ограды. Этому особенно радуются местные жители и говорят, что такие поступки только доказывают, как важно каждому старообрядцу помнить и уважать свои корни и приложиться к сохранению памяти о своих предках. Надписи на памятниках свидетельствуют, что здесь когда-то жили семьи Андреевых, Волковых, Грязновых, Шевяковых, Федотовых, Ивановых, Лапухиных, Ранцевых и др.

В Литву беженцы старообрядцы принесли не только свою веру, но и свои книги на старом церковном славянском языке, старые иконы. Иконы и святые книги для каждого старообрядца — самое большое богатство. Передаваемые матерями дочерям святые картины и книги столетней давности являются бесценными историческими, культурными и антикварными ценностями. Приобрести новые иконы в Литве почти невозможно, есть лишь несколько мастеров, пишущих их. Недавно одну такую икону, написанную извест­ным иконописцем Георгием Яковлевым, за выделенные Шальчининкским районным самоуправлением средства приобрела и Гайская община старообрядцев для своего молельного дома.

По словам самих старообрядцев, о них раньше, а иногда и сейчас, бродят разные мифы. Некоторые несведущие называют их сектой. Некоторые думают, что суть веры старообрядцев заключается в ношении бороды, хотя наличие бороды является только одним из обычаев старообрядцев, который лишь не многие молодые старообрядцы сохранили до наших дней. Многие говорят об особенно строгих требованиях старообрядческой веры, хотя сейчас в вере старообрядцев нет таких строгих требований, которые, скорее всего, и помогли им остаться, несмотря на все жестокие преследования, которые длились на протяжении трёх веков. Теперь семьи создаются не обязательно только среди старообрядцев, ранее этого придерживались строго.

Ещё некоторые старообрядцев иногда называют просто православными. Прожи­вающий в Шальчининкеляй старообрядец Павел Грязнов говорит, что так происходит, скорее всего из-за того, что старообрядчество является старой верой православных, поэтому есть и сходства, однако более важными являются отличия. «Мы крестимся двумя пальцами, признаем только старые литургические книги и иконы. Однако всё это не является существенными отличиями, так как основное отличие — это взгляд на жизнь. Основной принцип новой веры был отчётливо сформулирован ещё в ХVII веке — верь, как велят высшие, власть. После реформы Никона был изменён принцип жизни и мирового сознания. Был нанесён болезненный удар по семейным основам, личным принципам веры. Тогда христианство превратилось в своеобразную партию, где все подчиняются решениям предводителей. Староверы этому не подчинились».

Сейчас в Гайской общине старообрядцев примерно 50 членов. В неё входят и старообрядцы, проживающие в других местностях Шальчининкского района.

По словам нынешнего председателя общины Петра Грязнова, Гайская община существует уже более 200 лет — это не малый промежуток времени. Менялись порядки, власть, но община осталась жива – это самое главное. Пока существует община, будут живы и традиции, обычаи старообрядцев. Если Гайские старообрядцы поддержат один другого, если будут вместе, эта община отметит и 300-сотый юбилей.
 
Побывав в деревне Гай, пообщавшись с проживающими в нашем районе старообрядцами, выделяется едва ли не самая важная их черта – это очень добрые и искренние люди. А может ли быть плохим человеком тот, который встаёт каждое утро с Христом в сердце, кланяется перед иконой, и вечером ложится, крестясь перед ней, который на протяжении веков остаётся верен своей вере.
Напомним, что на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 3 млн. старообрядцев. Большинство из них проживает в России, Беларуси, Украине, странах Балтии, Польше и Румынии. Есть старообрядцы и в США, Латинской Америке, Австралии и Мексике.

По словам заместителя председателя Высшего Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы, в которую и входят все старообрядческие общины (среди них и Гайская), Евгения Григорьева, в Древлеправославную Поморскую Церковь Литвы входит 60 общин, а общее количество членов этих общин составляет порядка 50 000. На территории Литвы построено 52 старообрядческих храма, старообрядцы являются третьей по численности религиозной общиной Литвы.

Древлеправославная Поморская Церковь ежегодно, по закону, получает помощь от государства. В остальном, нормальное взаимодействие с властями на местном уровне зависит от района. «Есть районы, в которых решение некоторых вопросов проходит тяжеловато, поскольку мы всё-таки – не главная католическая церковь», — говорил Е. Григорьев. – Но есть такие районы, где староверам уделяется очень большое внимание. Например, в Зарасай и деньги выделяют, и всегда помогают. Самоуправление Шальчининкского района не особенно склонно поддерживать общину старообрядцев. Только в прошлом году, по её просьбе, было выделено 3000 литов на приобретение иконы. Поскольку Гай находится на территории Яшюнской сянюнии, в ней на работу устроен работник, присматривающий за Гайским кладбищем.

Представитель старообрядческой общины Литвы заверил, что считает её крепкой. По его словам, за последние 10 лет число её членов практически не изменилось. «Люди умирают и рождаются, но численность общины остаётся где-то в районе 50000 человек», — заверил Е. Григорьев.

Е. Григорьев развеял и ещё одно из распространённых заблуждений относительно староверов – что их храмы закрыты для всех, кто не исповедует их веры. «Это уже давно изменилось, — заверил он. — Конечно, всё зависит от духовного наставника, но в целом двери храма открыты для всех».

Кто они — нынешние потомки старообрядцев и удаётся ли им сохранять культуру предков? Динамика жизни вносит свои коррективы. Часто мы сталкивались с тем, что бабушка, старейшина рода — прекрасный знаток традиционной народной культуры, её дети вышли замуж за представителей других конфесий и неохотно говорят по-русски, внуки — тем более, и эта бабушка прямо со слезами говорит: «Вот хотела бы научить их каким-то старинным играм, но не могу, языковой барьер». Особенно это касается тех, кто переехал в города — они считаются ещё староверами, по инерции ходят в моленный дом, но на деле уже люди светские, современные.
 
Газета «Наш край»

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля