Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Балтрамишки

Конфессия: Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Адрес: Йонавский район, приход Упнинкай, д. Балтрамишки
Год постройки: 1909
Храмовой день: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы
Настоятель: и.о. духовного наставника Феодор Феодорович Колосов
Телефон: +370 (648) 5-56-64

Храм  Балтрамишкской Поморской старообрядческой общины.

БАЛТРАМИШКСКАЯ ОБЩИНА (Ковенский повет ВкЛ; ныне Йонавский район Литвы) — по данным устной традиции и некоторых источников, основана в деревне Балтрамишкис во второй половине XVIII в. Ранняя история общины менее известна. Сначала это была федосеевская община, не позднее конца XIX в. - поморская. В XIX в. некот. старообряческие хозяйства были крупными, немало членов Балтрамишкской общины - состоятельными купцами и "почетными потомственными гражданами". Среди них - Карповы, Пимоновы, Лимоновы и пр. Семья рус. стар. купцов и предпринимателей Лимоновых более известна своей благотворительной и храмоздательной деятельностью в первой пол. XX в. Видимо, Моисей Лимонов выкупил землю под Кунишкское стар. кладбище, устраивал в Балтрамишкской общине благотворительные обеды и пр. Прихожанин Кирик Карпов был участником съезда старообрядцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). В 1907 году Балтрамишкская община была зарегистрирована властями. В 1909 году деревенский храм находился в дерене Балтрамишки (Вилкомирский уезд Ковенской губ.). Планировалась постройка каменного храма, но помешала 1-я мировая война.

В 1920–1930-е гг. Балтрамишкская община — одна из крупных старообрядческих общин Литвы. В 1937 насчитывала около 1500 прихожан, имела общинную землю при храме, обществ. дом и пр. Храмовый праздник — Покров Пресвятой Богородицы (14 окт.). В 1930-х наставником был К. Карпов, а позже избран и второй настоятель — Кондратий Иванович Терентьев(1938 -авг. 1943,1947–1954). Активно действовал совет Балтрамишкской общины (его члены избирались сроком на три года). Учитель С. С. Калинин проводил уроки по Закону Божьему для детей старообрядцев в начальной школе. В октябре 1939 года община собрала пожертвования на Виленский край после его присоединения к Литве.

В годы немецкой оккупации Литвы храм не был закрыт, но война сильно ударила по Балтрамишкской общине и ее прихожанам. Одновременно с почти полным уничтожением еврейского общества, репрессиями против литовцев, цыган пострадали и местные рус. стар. или выходцы из стар. семей, особенно те, кто состоял в коммунист. партии, в 1940–1941 гг. сотрудничал с советской властью или сочувствовал ей, не исполнял решений оккупационной власти или поддерживал партизан. По рассказу современника, 22 июля 1941 три соседние деревни -Балтрамишкис, Кунишкяй и Юрконис - были окружены отрядами "шяулистов" (членов профашистской националистической организации), прошли повальные обыски, аресты и расправы с "советскими активистами". Трагической была судьба многих семей. Одна из них — семья Кургановых. С 1934 года Макар Курганов (◦ 1915, дер. Кунишкяй) участвовал в коммунистическом подполье, в 1941 г. зав. отделом Укмергского у. исполкома депутатов трудящихся; во время нацистской оккупации он был заключен в Каунсскую тюрьму, позже - в концентрационный лагерь в Правенишкис, бежал, но снова арестован и попал в К. IX форт, откуда в 25 декабря 1943 года вместе 63 узниками совершил знаменитый побег, стал партизаном, а потом воином советской армии. Позже написал свои воспоминания о годах войны. Нацисты расстреляли его жену и двух братьев, а мать, брата и сестер до конца войны держали в концентрационных лагерях. В Йонавском районе действовали отряды сов. партизан, в котором было немало местных русских (Ф. Кругляков, П. Рыбаков и пр.).

Весной 1942 года во время одного из налетов нацисты, согнав к церкви всех жителей деревни Балтрамишкис, расстреляли семерых прихожан, потом - еще одного, за то, что "он пытался передать военнопленному кусок хлеба". Некоторые прихожане общины были вывезены на принудительные работы в Германию. В 1943 был избран новый состав Совета Балтрамишкской общины. По категорическому требованию поверенного по делам русского населения Литов. генеральной обл., сославшегося на "общественно-политические мотивы", решением ЦСС от 8 августа 1943 наставник К. И. Терентьев был отстранен от исполнения своих обязанностей. Балтрамишкская община просила тогда утвердить наставником Кирила Карпова.

Во время войны и в первые послевоенные годы община потеряла половину своих прихожан: в 1949 осталось около 750. К. И. Терентьев снова был наставником Балтрамишкской общины (1938-авг. 1943, 194?–1954), после него - К. А. Карпов (1955–1976), бывший головщик общины и бывший наставник Вилкомирской (Укмергской) общины. Позже своего постоянного наставника не было. В конце 1970-нач. 1980-х Балтрамишкская община пришла в упадок, поскольку (начиная с конца 1940-х) в разные города постепенно переселились многие из прихожан. Начиная с конца 1980-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с В. Кононовым. В 1988–1990 гг. храм отремонтирован на средства общины и при поддержке исполкома совета Йонавского района. Дальнейшему подъему общины препятствовала ее малочисленность, оскудение ее церковного причта. Ныне в  Балтрамишкской общине до 50 прихожан, многие из которых постоянно в этой дереве не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть оставшихся прихожан. Постоянного наставника нет; ее обслуживает и.о. наставника Ф. Ф. Колосов. Председатель совета общины (2003) — Владимир Терентьевич Кононов, состоящий к тому же в причте Каунасской общины. Ближайшие старобрядческие общины в Римкай и Каунасе.

Общинное кладбище находится в соседней деревне Кунигишкяй (Кунишкяй, Кунишки); основано не позже второй половине XIX века. Здесь похоронены известные старообрядческие деятели и благотворители Моисей Тимофеевич и его сын Аристарх Моисеевич Пимоновы.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля