Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | г. Воронеж, ул. Летчика Замкина, д. 14 Б |
Год постройки: | 1950 |
Храмовой день: | 21 ноября, собор архистратига Михаила |
Настоятель: | иерей Вячеслав Акентьев |
Телефон: | +7 (904) 211-04-88; +7 (905) 644-89-24 |
Храм расположен в частном доме, ранее здесь находилась старообрядческая моленная, в которой воронежские христиане собирались на молитву и для проведения треб. Недавно в здании моленной был сооружен алтарь, что дало возможность совершения литургии. Этот алтарь и был освящен 17 ноября, в день памяти преподобного отца нашего Иоанникия Великаго митрополитом Московским и всея Руси Корнилием Русской Православной Старообрядческой Церкви. Очевидно, что помещение бывшей моленной слишком мало для всех желающих возносить молитву в храме. Однако местные христиане надеются, что подобные стесненные условия будут временным явлением. Местным властям будет подано прошение с просьбой выделить участок земли под строительство нового более вместительного каменного храма.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
Начало вечернего богослужения в 14:00
Начало утреннего богослужения в 08:00
Переходя к описанию старообрядческого мира современного Воронежа и Воронежской области, нужно сказать, что раскол в Центральном Черноземье обозначил себя с первых лет никоновских реформ, то есть с 50-х гг. XVII в. С тех пор «старая вера» была заметным явлением в жизни региона. Во второй половине XVII в. прибежище здесь искали спасавшиеся от религиозных преследований старообрядцы из центральных областей Московского государства (Московской, Калужской, Рязанской, Тульской земель), результатом чего стало появление десятков деревень и сел, либо целиком старообрядческих, либо со старообрядческим элементом.
Конец XVII в. и первая половина XVIII в. ознаменовались широкомасштабными преследованиями староверов, из-за которых часть местных «ревнителей старины» была вынуждена либо скрывать свою конфессиональную принадлежность, либо уходить еще дальше — в польские пределы, в низовья Дона, в поволжские леса. Тем не менее, ликвидировать раскол в регионе властям не удалось, а в условиях либерализации вероисповедной политики при Екатерине II местное старообрядчество существенно окрепло. С конца XVIII в. о нем можно говорить как о сложившемся конфессиональном сообществе.
Большинство исследователей данной тематики, будь то историки, писатели или публицисты, зачастую обходят стороной историю старообрядчества, направляя всё своё внимание на изучение и освещение истории официальной, господствующей Церкви. В этом смысле не являются исключением и историки-краеведы воронежские. Как справедливо заметил Николай Сапелкин в своём исследовании «Воронежские старообрядческие поповские общины в 40-70-е гг. ХХ века»: «… если в вопросах изучения Воронежской епархии и церковных расколов ХХ в. достигнуты определённые успехи, то история альтернативных ветвей православия, староверия, или старообрядчества, всё ещё остаётся «белым пятном» воронежского краеведения».
В этой связи актуальным является изучение исторического опыта и современного состояния старообрядческого движения на земле воронежской.
Воронежская старообрядческая община последователей белокриницкой иерархии (официальное название – Старообрядческая община г.Воронежа) была зарегистрирована 9 декабря 1991 года. Председателем общины является Смирнов Михаил Иванович – потомок казаков-некрасовцев (участников восстания под предводительством атамана Некрасова), эмигрировавших на территорию современной Румынии (в то время – Австро-Венгрии) в ХVIII веке. Сам Михаил Иванович вернулся на родину предков ещё в 1969 году (тогда это был ещё Советский Союз) и обосновался в городе Воронеже, поближе к Дону – казачьей вольнице.
К сожалению, таких как он, тех, кто возвращается в Россию, совсем мало, при том, что в Румынии самая большая диаспора русских старообрядцев – бывших наших соотечественников. За последние пол века вернувшихся на историческую Родину, по оценкам Михаила Ивановича, всего несколько десятков человек. Наверняка их могло бы быть намного, в разы больше, если бы проводилась соответствующая государственная миграционная политика. Ведь это были бы именно такие мигранты, которые смогли бы реально способствовать возрождению и укреплению России, а не повышать криминогенную обстановку, являясь лишь дешёвой рабочей силой на стройках и складах.
А ведь ещё Екатерина Великая, будучи изначально не православной, немкой по крови, но при этом истинной самодержицей, понимала всю пагубность национальной политики своих венценосных предков по отношению к старообрядцам. Она, сумев понять и оценить всю пагубность преследований и репрессивных мер по отношению к приверженцам старых обрядов, предприняла беспрецедентные шаги по возвращению на историческую родину бывших соотечественников.
В настоящее время сказать точно, сколько верующих насчитывает старообрядческая община белокриницкого согласия в нашем городе точно не берётся даже её председатель, потому что, как и в любом другом храме, бывают «прихожане», а бывают и «захожане». На пасхальную службу собирается порядка 100 человек, а на обычных воскресных службах присутствует обычно 20-25 человек.
На момент регистрации община не имела не только храма, но даже молельного дома. Только четыре с лишним года спустя Постановлением Воронежского городского совета №72 от 02.04.1996 г. общине был передан, пустовавший на тот момент, небольшой одноэтажный дом по ул.Замкина,14 для молитвенных целей. При этом здание до сих пор находится в муниципальной собственности.
Окормляющий общину с 2007 года священник, иерей о.Вячеслав, родом с Усть-Каменогорска. До своего приезда в Воронеж он служил в Казахстане (в Алма-Ате), где и был поставлен священником.
Недавно в здании моленной был сооружен алтарь, что дало возможность совершения литургии. Этот алтарь и был освящен предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви.
17 ноября, в день памяти преподобного Иоанникия Великаго - особый день в духовной жизни Воронежа. В этот день состоялась первая Литургия в староверческом молельном доме, которую провел глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, впервые посетивший Воронеж. Перед этим он освятил алтарь во имя Архистратига Михаила. Ему сослужили иереи настоятель храма о. Вячеслав Акентьев, иконом Московской епархии о. Алексей Михеев, благочинный Московской епархии о. Артемон Шендригайлов.
На богослужение собралось около ста человек. Было очевидно, что помещение бывшей моленной слишком мало для всех желающих возносить молитву в храме. Однако местные христиане надеются, что подобные стесненные условия будут временным явлением. Местным властям будет подано прошение с просьбой выделить участок земли под строительство нового более вместительного каменного храма.
После богослужения митрополит Корнилий посетил областную администрацию, где встретился с руководителем департамента региональной политики правительства Воронежской области Сергеем Анатольевичем Соколовым. В ходе встречи обсуждались пути развития старообрядческой общины города и возможность предоставления земельного участка под строительство новой церкви. К сожалению, владыке так и не удалось встретиться с губернатором области Алексеем Гордеевым, и конкретных решений по данному вопросу представители общины так и не услышали.
Внешняя церковная жизнь воронежских староверов мало чем отличается от таковой в иных традиционных христианских конфессиях. В основном, конечно же – это посещение богослужений. Пока, к сожалению, при храме нет воскресной школы, хотя его посещает много детей разных возрастов – старообрядческие семьи, как правило, многодетны. Ещё, по словам председателя, община нуждается в настоящих умельцах крюкового пения – небывало красивого вида древнего церковного пения знаменного распева. Ведь в древнеправославном богослужении пение осуществляется не по нотам, а по особым знакам, похожим на крюки – знаменам. Потому его и называют крюковым, а распев, т.е. особую манеру песнопения – знаменным распевом.