Конфессия: | Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) |
Адрес: | Литва, Утенский уезд, Зарасайский р-н., д. Дегучай |
Год постройки: | 1806 |
Храмовой день: | 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы |
Часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы Дегучайской кладбищенской общины ДПЦ Литвы.
Дегучай — это небольшой посёлок в Зарасайском районе, в котором в наши дни проживают литовцы католики и русские староверы. На окраине посёлка расположено древнее староверческое кладбище, основанное в 1782 г.
Дегуцкое кладбище является важным историческим и мемориальным местом балтийского староверия. На нём похоронены прихожане бывшей Дегуцкой и ныне действующей Рейстанишкской общин, а также девять духовных наставников. В 1806 г. на кладбище была возведена часовня, в которой в первой половине XIX в. были похоронены известные наставники Тит Антонович и Григорий Васильевич Танаевы.
В 2007 г. эта часовня была отремонтирована и освящена стараниями кладбищенского общества «Degučių rimtis».
Дегучайская кладбищенская община
В Зарасайском районе Литвы находилась знаменитая Дегуцкая обитель — духовный центр староверов балтийских стран в 1756-1851 гг. С ее историей нас знакомит "Дегуцкий летописец", или "Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский" — важный исторический памятник. Этот ценный памятник хранится в Древлехранилище Пушкинского Дома. Хронограф незаменим в изучении истории Дегуцкой общины, в нем весьма подробно изложена ее столетняя история.
После разорения Гудишкской обители — духовного центра федосеевского согласия в Великом княжестве Литовском, федосеевские отцы основали новую обитель в деревне Дегучай, которая в конце XVIII - первой половине XIX в. стала важным религиозным и культурным центром староверов-беспоповцев на северо-западных землях Великого княжества Литовского и в Курляндии. Согласно сведениям "Дегуцкого летописца", "того же лета [1756] в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне Дегутях Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афанасьевича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство".
Дегуцкая община быстро разрасталась. В 1778 в Дегути из Курляндии переселился состоятельный купец Тит Антонович Танаев. В 1778 году он построил в Дегутях первый храм. "И пребысть той молитвенный храм на оном месте 16 лет ", — говорит "Дегуцкий летописец" ("Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-Литовский"). Постепенно число христиан умножилось. Численность верующих выросла от нескольких сотен до пятисот и более прихожан. "Тогда отец Тит Антонович, видя тесноту, пренесе той молитвенный храм на восточный край тоя деревни, в лето 1794 ". В 1793 (1794) в Дегутях был построен второй храм, более вместительный, а в 1799 году стараниями Т. А. Танаева — "соборная большая моленна" во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сам Тит Антонович Танаев был избран духовным наставником. При содействии Тита Антоновича в 1782 году было заведено Дегуцкое кладбище. В 1800 году Дегуцкое кладбище было окопано валом. В 1806 году на Дегуцком кладбище была поставлена часовня.
В первой четверти XIX в. Дегуцкая обитель стала общепризнанным духовным центром староверов-беспоповцев, а Т.А.Танаев в 1807 г. был удостоен почетного звания "общего пастыря Литвы и Курляндии ". И. Прозоров в своей "Истории старообрядчества" писал: "Скит же во время своего расцвета был довольно обширный. Посередине стояла моленная с особой колокольней. Дальше шли здания, где помещались приют для бедных престарелых мужчин и женщин, гостиница для приезжих, кельи, службы и пр. Обширные земельные угодья окружали скит, а к нему прилегал обширный сад с парком. К храмовому празднику на Покров Пресвятой Богородицы съезжались тысячи богомольцев и прибывало много наставников. В это время происходили соборы и духовные суды. Моленная была очень богата: древние иконы, редкие старинные книги, богатая утварь". Местные староверы поддерживали связи с беспоповцами Москвы, Петербурга, Стародубья, другими общинами Виленской, Курляндской и Лифляндской губерний.
"И тако живя (Тит Антонович), труды ко трудом прилагая, свою паству уча и наказуя. Егда нача изнемогати к смерти, созва вся своя сродники и дав им последнее благословение, преставися с миром ко Господу в вечный покой", - рассказывает "Дегуцкий летописец". Перед смертью наставник Т. А. Танаев "возложи правление духовное на Автонома Акиндиновича". Тит Антонович Танаев в 1819 году был погребен в часовне.
Новый наставник А. А. Мышняков (1819-1830) перенял от своего предшественника и почетную "степень великоотеческую пастырствовать древлеправославным християнством Литвы и Курляндии". При нем в 1822 г. были составлены "Выбор и благословение на степень отеческий", "брачное чинодейство"; в 1823 г. введены метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и умерших. В 1823 г. в Дегутях состоялся съезд духовных наставников, иконописцев и представителей общин, который называют первым на Балтике поморским собором. Разбирались вопросы об иконах, писанных "от рук внешних" и о "крестах меднолитых".
Гонения на староверов при Николае I затронули и Дегуцкую обитель. Прихожане и наставники подвергались угрозам и давлению: их могли арестовать, взять под стражу, насильственно отправить на места приписки. "Дегуцкий летописец " такую политику царских властей назвал войной против староверцев. В 1837 г. иерей Иван Лукьянов начал "творить Дегуцким староверам увещание", т. е. склонять их к переходу в господствующую Церковь. Увещания продолжались до февраля 1838 г. В 1839 году умер наставник Григорий Васильевич Танаев и был погребен на Дегуцком кладбище в часовне. В марте 1840 года местные власти вместе с иереем Лукьяновым запечатали Дегуцкий храм, но староверы продолжали тайно молиться в нем. После кончины Григория Танаева наставничество принял Тит Васильевич Танаев. Он обратился к виленскому генерал-губернатору князю Н. А. Долгорукому с просьбой об отпечатании Дегуцкой моленной. Просьба не была удовлетворена. В 1841-1843 г.г. Тита Васильевича пытались склонить к переходу в господствующую церковь: за присоединение ему обещали высокий сан и награды: "Все сие табе будет, токмо да буди едино с нами". В сентябре 1842 г. Т. В. Танаев вновь был вызван на "увещание", однако остался непреклонен: "Как предки мои были староверы, так и я древлеправославный старовер христианин". В 1844 году у Т. В. Танаева были изъяты метрические книги, а Дегуцкий храм вскоре разорен и разрушен. В феврале 1851 года наставник Т. В. Танаев переселился из деревни. Дегути в Н.-Алексангдровск, где в июле был взят под арест, но вскоре отпущен по поручительству. В декабре 1851 года Дегуцкая община была окончательно ликвидирована.
Одна из заключительных записей в "Дегуцком летописце" посвящена деревне Дегути:
"Ковенской губернии Новоалександровскаго уезда в Солоцком ключе казённое имение двора Тыльтишек есть озеро Самани, при нем деревня Дегути, в ней же молитвенный храм староверский во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова и кладбище староверское. Через Дегуци проведена каменная дорога, а при дороге в Дегуцех устроены достопримечательные предметы: 1 — литовское кладбище, 2 — дорожная казарма (или кашарка), 3 — почтовой двор, 4 — постоялой двор (то есть заездной двор, или корчма), 5 — при корчме Ригская дорога. Вот какие Дегуци!"
Запись была сделана в 1849 году, а через два года Дегуцкая обитель подверглась разорению и опустошению. Шли годы, унося в забытье былую славу Дегуцкой святыни. Хотя интерес к Дегутям не угас. В 1933 году в шестом номере журнала "Китеж-Град" была опубликована статья И. Алексеева "Поездка в Дегуцы".
"3 июня с.г. была предпринята экскурсия в Дегуцы. В экскурсии приняли участие председатель Центрального Совета В. А. Прозоров, заведующий Духовными курсами И. А. Прозоров, курсанты: И. Никитин, Ф. Каштелянов и М. Колесников.
На месте, где некогда процветала обитель, теперь растёт клевер, а молоденькие деревца густо покрыли то место, где стояло главное здание скита. Маленький заросший ровик показывает место старого фундамента, кое-где виднеются камни с приставшей известью. Вот и всё, что осталось от обители. Разве ещё упомянуть о нескольких огромных столетних липах, которые некогда окружали обитель, а теперь стоят одинокие, пережив славу ... славной обители. Ничего не осталось и от собранных когда-то в обители ценных икон и книг.
Вблизи, на высоком холме, расположено кладбище. Со всех сторон к кладбищу спешат люди на подводах и пешком. Вокруг кладбища расположились подводы. С кладбища несется пение — то служат литии на могилах. У входа на кладбище стоят возы с баранками, пряниками. Масса народа толпится у входа. С трудом проталкиваясь сквозь толпу, подходим к старинной часовне, расположенной на самой вершине холма. Здесь, у часовни, составляют списки тех, кого желают поминать на могилах. Часовня прибрана, а внутри облеплена бумагой. В этой часовне похоронены настоятели бывшей Дегуцкой обители и её основатели. На могилах служат литии 4 наставника ближайших приходов: Рейстанишского, Аукштакальнского, Миновского и Рустейкского. У могил, разложив съестные припасы, сидят родственники похороненных. Те же, которые отслужили литии, раздают нищим хлеб. На некоторых могилах дают молоко.
Кладбище — большое. Оно сплошь покрыто могилами. Попадаются старинные памятники, на которых с одной стороны высечен крест, с другой стороны написано, кто похоронен. Вот под камнем похоронен Иов в 7327 г. [1819]. Под другим камнем похоронено сразу несколько человек, на третьем — уже нельзя и слов разобрать. Это все прямо стоящие плиты, а есть и лежащие, совсем вросшие в землю. Попадаются и новые кресты. Жаль — уходит старина. Нет уже "теремков", а "голубец", случайно, удалось найти только один. Рассказывают, что ещё недавно их было много".
До наших дней сохранился Крест, поставленный основателю кладбища Титу Танаеву, о котором упоминает "Дегуцкий летописец".
Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский
Лето 7352
"В сем году 1844-м в суботу пянти(ко)стную при собрании народа на дегуцком кладбище поставлен каменой крест.
Мерою же той животворящий крест сицев есть: прямое древо - 18 вершков, прекое древо - 11 вершков, титлы и подножиа древа - четыре вершка, широта всех древ - полтора вершка, весь же остов камня 7 четвертей высота, 4 четверти и два верш(ка) широта, две чет(верти) и один вершок толстота.
И в память всем
Написано на нем: "Покой, господи, душа усопших раб своих Иова и иже с ним .
Лета 7327-го преставися Тит Антоныч фундатор моленны и кладбища сего.
Первому Титу Танаеву
И их Танаевых фамилии всей
В вечную память поставлен
крест сей".
Постепенно в Дегучай становилось все меньше староверов, кладбище ветшало, а часовня, которой в 2006 году исполнилось двести лет, представляла собой жалкое зрелище: протекающая крыша с прорехами, заколоченные окна, щели в стенах. То, что пощадило время, не пощадил ураган, пронесшийся над Зарасайским районом Литвы зимой 2004 года. Падая, деревья ломали кресты, опрокидывали памятники, сминали оградки могил. С корнями упавших деревьев на поверхности оказались и некоторые захоронения: часть могил была просто разметана, обнажились останки погребенных. Больно было смотреть на запущенные могилы, старинные памятники, полностью вросшие в землю. Просто не было права равнодушно смотреть, как попирается память!
В сентябре 2006 года была создана Дегучайская кладбищенская община. Цель ее создания — восстановление Дегучяйского кладбища и часовни, а также поддержание порядка на кладбище. Начался сбор средств, работы по восстановлению кладбища, а затем и часовни, были проложены дорожки, отремонтирована изгородь, поставлены ворота, восстановлены старинные памятники, долгое время находившиеся под землей, проведены электричество, и водопровод. В часовне тоже все было приведено в порядок: стоят иконы, горят лампадки, чисто и уютно…
25 апреля 2009 года община завершила работы по возведению Поклонного Креста, состоялось торжественное освящение Креста, установленного в память о всех почивших христианах-староверах. Памятный Крест был установлен силами Дегучяйской кладбищенской общины на пожертвования христиан при финансовой поддержке ВС ДПЦ Литвы.
Источник: http://starover-pomorec.eu/