Прочитал в книге Чисел (19 глава, 11-16 стихи), что прикосновение ко гробу или мертвому оскверняет человека. А в книге Второзаконие, 18:11, Господь запрещает обращаться к мертвым. Так что когда прикасаемся к гробу, мощам и молимся к святым умершим, мы грешим и становимся нечистыми перед Господом? Как правильно понять эти места из Библии?
Как правильно понимать Писание?
Доброго! На мой взгляд, именно осознание сего факта и принятие его многое меняет во всем отношении к жизни и смерти. Ветхозаветная «всесильность» смерти попрана Христом. То, от чего можно было «заразиться» смертной нечистотой, отступило.
«Ведь если окропление ритуально нечистых людей кровью козлов и быков и пеплом телицы восстанавливает их наружную чистоту, тогда насколько же более кровь Христа, который вечным Духом принёс самого себя Богу как непорочную жертву, очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить живому Богу»! (Евр. 9:13, 14). В Святом Причастии мы принимаем Пречистые Тело и Кровь Христову. Таинство это установлено самим Спасителем.
В Ветхом Завете есть событие:
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар.13:21).
Т.е. чудеса от мощей угодников Божиих описаны до наступления наших времен. Моисей запрещает прикасаться к трупу, видя в нем напоминание греха и смертности первого Адама. Апостол Павел учит о прославленных телах, о напоминании искупительного подвига нового Адама — Христа, об обожении наших телес Его воплощением.
Отношение к Святым мощам у многих сложно и не всегда православно. Сложность, наверное, кроется в осознании, кто есть святые. Это не маленькие и домашние божки очага или брака. Мы обращаемся к ним, как к посредникам. Скажем: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас». Мы просим не чудес от покойного человека, а обращаемся с просьбой о его молитвах о нас. Зная, что «Бог Авраама, Исаака и Иякова, не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22.32; Мр. 12.27; Лк. 20.38).
Люди, которые, живя в нашем мире, строили свою жизнь по Господним заповедям, прилагали все усердие души для очищения и следования Евангелию, по православной традиции, имеют дерзновение перед Богом молиться о нуждающихся в Божий помощи. Наверное, не в Библии, а церковной традиции надо искать ответ на этот вопрос. Человек жил праведно. Ко многим святым еще при их жизни обращались за помощью, исцелением, советом. Скорее, это можно сравнить с обращением к иконе. Икона не «самоценный» чудотворный предмет, это, скорее, визуализация. Потребность визуализации, наверное, есть в человеке. Но было, так сказать, замечено, что угодники Божии совершают чудотворения и после смерти («И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его»). Так развилась традиция ходить к мёртвым Святым, как к живым. «Дивен Бог во святых своих» (Пс. 67).
Бог в помощь в молитве и обретении духовного разума на святоотеческом фундаменте!