Доброго здравия! Хочу поинтересоваться, действительно ли в староверии считается грехом есть из чужой посуды (например, в столовой или кафе), и если такое произошло, то необходимо замаливать данный грех?
Правда ли, что староверам нельзя есть из чужой посуды?
Доброго здоровья. Вы задаете один из распространённых вопросов, более того, он является для многих камнем преткновения — люди соблазняются этим. Чтобы ответить на него, необходимо понять суть данного явления, а оно состоит из двух частей, и поверхностный взгляд их не заметит — как айсберг: 10 % наверху, остальные 90 % внизу. Когда я ещё только приходил к вере и уже немного познакомился со старообрядчеством (и с этим вопросом тоже), но крещен ещё не был, в разговоре с моим другом (мы вместе учились) затронули эту тему. Он и говорит: «Старообрядцы такие-сякие, даже если у них попросят попить воды, они вынесут свой стакан, дадут попить, и тут же разобьют его о камни (раз пил неверный, то уже и осквернил его). На тот момент я не стал объяснять ему о глубинах (90 % айсберга), лишь обратился к элементарной логике и сказал ему: «Наверное, у своего дома они не будут разбивать стакан, а потом собирать все осколки (чтобы им самим и их детям не порезаться)». Подумав немного, он согласился, что разумный человек вряд ли будет делать такое у своего дома. Вопрос о посуде в наших с ним разговорах был решен.
Вопрос на самом деле шире и глубже (90 % айсберга), нежели просто «моя тарелка и моя ложка». Речь идёт о самой церемонии еды — трапезе. В глубокой древности, когда святыми отцами определялись Церковные правила, жизнь была совсем другой, её уклад коренным образом отличался от нашего времени. Совместная трапеза могла быть только у людей очень близких. Просто так и сейчас не придёшь в гости к кому захочешь, а тем более в те времена. Корчма выполняла множество функций: там можно было и поесть, и выпить, и переночевать, и получить какую-то медицинскую помощь. В наше время это совсем разные области человеческой деятельности (столовые и кафе, бары и рестораны, гостиница, больница). Сейчас это разное, раньше было всё в одном (или почти в одном). У людей того времени не было много альтернатив: либо поесть дома у себя, либо в гостях, либо в корчме. В питейном заведении появляться даже и в наше время многие люди стесняются и чувствуют себя неловко, не в своей тарелке. Церковные правила не одобряли хождения туда. Оставалась одна опасность: совместная еда и, естественно, дружба с людьми, верящими инако. Поскольку до церковной реформы вера была одна, значит, всё другое было либо язычество, либо секты. Вот от них-то Святые Отцы и хотели защитить и оградить простой и необразованный народ, который мог увлечься внешней формой, видом и красивыми словами еретиков. Мысль была простая: не ешь и не общайся с еретиком, не хвали его веру, иначе со временем и сам можешь перейти к ним. И, естественно, погибнешь.
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. (Евангелие от Марка, глава 13, стихи 22-23).
До наших дней дошла книга, в ней четыре раздела: О молитве с еретиками; О сообщении с язычниками и еретиками в ядении и питии, кое запрещено как в ветхом, так и в новоблагодатном законе; О брадобритии; О богомерзком табаке. Издавалась в бумажном варианте, возможно, есть и в электронном. Прочитав её, мы увидим, что всё старание прилагалось к чистоте веры, чистоте учения, а попечение о внешней чистоте было второстепенным.
Сказав об основной части вопроса (90 %), необходимо рассказать и о малой части (10 %). Именно этот меньший кусочек и является самым видимым и эффектным, по нему делают о нас выводы. Посуда есть чистая и нечистая. Для людей светских сама эта градация уже является оскорблением, ущемляет чувство их собственного достоинства. Они думают, что их считают нечистыми, и обижаются, хотя обижаться не стоит. Вспомним о том, какое видение было апостолу Петру.
«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось всё на небо. И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека» (Деяние святых апостол, глава 11-я).
В наше время почти не сохранилось правильного понимания пути спасения. Множество людей вообще находятся без веры, кто-то в лжеучениях, у других некий мировоззренческий винегрет (человек верит и признаёт для себя правильным то, что никак не может быть совмещено, если хотя бы чуть-чуть изучить и подумать). Если я просто обедаю в столовой, я думаю, не будет того общения,которое подразумевает правило, запрещающее вместе с еретиками есть.
Насчёт замаливания данного греха необходимо обратиться к своему духовному отцу. Он вычитает молитву от скверны. С ним необходимо обсудить все ваши вопросы: есть ли большая необходимость посещать столовые или кафе, можно ли обойтись или нет, как совершать молитву перед едой и после нее в таких случаях. Хотя если стесняешься молиться, то и не ходи в такие места.
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Евангелие от Матфея глава 10-я).