Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее — одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч произведений и представляет женский народный костюм как явление крестьянской жизни, яркий пласт городской и посадской культуры, уникальный феномен отечественной художественной культуры. В народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности.
Представленные костюмы принадлежали жительницам Европейской России — от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своем это одежда женская и девичья. Костюмы зажиточных горожанок или купчих — сарафаны, душегреи, шугаи — сшиты из дорогих тканей — парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.
Крестьянские костюмы ХIХ — начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, однако и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма — распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха и т.д.
Женский праздничный костюм. Конец XVIII — начало ХIХ века.
Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья — по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг. Слева: женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния.
Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, конец XVIII века. Сарафан — от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой». Фата. XVIII век. Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Слева: венец, поднизь, душегрея, сарафан. Справа: рубаха, сарафан, повязка, фата. Cлева: женский праздничный костюм. Конец XVIII — начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата. Канаватное покрывало или канаватная фата — по названию сирийского города Канават, где производился шелк — большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.
Справа: женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокошник. Женский праздничный костюм. Конец XVIII — начало ХIХ века.
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек. Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Шугай, юбка, кокошник, платок.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Сарафан, шугай, платок. У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Слева: повязка, рубаха, душегрея, ожерелье. Справа: повязка, сарафан. Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок. Шугай — верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи. Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей — шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой. Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния
Сарафан, платок, лестовка.
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом — «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи. В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» — оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников. Слева: девичий старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, передник-запон, пояс, «борода», головной убор — «ленка» (лента), вязаные сапоги. Справа: женский старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение «витейка». «Борода» — нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой». «Мышка» (оплечье рубахи) На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура. Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния. «Штофный» — верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки. Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль. Праздничная одежда жительниц Севера — шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII — первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок. В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук. Слева: свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор — повязка, свадебный убор «венец», ширинка — платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан. Справа: костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы — два шелковых платка, повязка, шаль. Свадебный костюм. Конец XVIII — начало ХIХ века. Архангельская губерния.
Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор — сборник. Слева: девичий костюм. ХIХ век. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Справа: женский праздничный костюм. 1924. Деревня Павловичи. Брянский уезд, Орловская губерния. Слева: рубаха — «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния. Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом называлась подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу. Справа: рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния. На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом — «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось. Слева: рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий — «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так, чтобы были видны узоры на рубахе. Справа: рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы». Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское. В Торжке обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем. В Торжке в 1848 г. вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. В Казанской губернии женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна — мягкой, тонко выделанной кожи. В Казанской губернии приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка. Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. Бархатные, шитые золотом туфли носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».