Русские люди: 80-е годы XIX века

Русский человек, за исключением церковных праздников, никогда не сидел без дела. В Русском государстве были профессии уважаемые и довольно редкие, простые и мудреные. Некоторые из них не дошли до настоящего времени, другие получили новое название при прежней сути, третьи же и вовсе канули в лету. Профессии на Руси были весьма разнообразные, среди них: водонос, каменщик, извозчик, цветочник, сбитенщик, лоточница, торговка, мясник, трубочист и многие другие. Кроме этого были люди, которые посвящали свою жизнь Церкви: это монахи, паломники, священнослужители; особенно стоит выделить старообрядцев, которые являются носителями древнерусской дораскольной культуры. Каждый человек и каждая профессия в своем роде уникальны. Представляем читателям серию фотографий, посвященных русским людям 80-х годов XIX века.

 

В чáйной

Чаепитие было одной из самых распространенных традиций в русском быту. Самовар, изобретенный и усовершенствованный в России, можно было встретить на кухнях частных домов, в церковных трапезных, трактирах и шинках. Особый обычай привнес самовар в традиции летних праздников, когда горожане целыми семьями выходили на природу выпить чаю. Традиция чаепития создала свой характерный лексикон в русском языке. Так, например, чай могли пить «в прикладку» — накладывая сахар в стакан чая, «вприкуску» — откусывая кусочки колотого или каменного сахара, и «вприглядку» — когда небольшую голову сахара клали на самовар и рассматривали его во время чаепития. Последний обычай был известен лишь в самых бедных семьях.

В чайной

 

Водонóс

Профессия водонос (или водовоз) была одной из самых распространенных городских профессий на Руси до изобретения трубопровода и централизованного водоснабжения. Водовозы набирали воду в проверенных, чистых источниках и развозили ее в кадках, ведрах, бочках и бурдюках по потребителям. В некоторых местах водоносы могли исполнять и иные обязанности, например, курьерские. Профессия водовоза была престижной и высокооплачиваемой, потому что в городах почти не было иной альтернативы получить питьевую воду. В крупных городах Российской империи водовозы продавали не только питьевую, но и техническую воду. Первая подавалась в белых бочках, вторая  — в зеленых. В память об этой профессии в Петербурге, Коломне, Казани и других российских городах установлены памятники. Десятилетиями считавшаяся вымершей, эта профессия получила вторую жизнь в последние годы. Сегодня специализированные компании развозят артезианскую бутилированную воду по предприятиям, офисам и квартирам.

Водонос

 

Извóзчик

Вплоть до 30-х годов XX века на Руси основным видом городского и сельского транспорта был гужевой, приводимый в движения лошадьми. По улицам городов и сел, по дорогам бескрайних просторов нашей страны люди передвигались на телегах, бричках, колясках, дрожках и пролетках. Со временем появился целый класс профессиональных работников, занимавшихся извозом, которых стали называть «извозчиками». Извозчиками становились главным образом крестьяне из бедноты, которые таким образом могли поправить не только свое финансовое положение, но и повысить социальный статус. Первоначально извозчики сами устанавливали размер платы за свои услуги, однако к концу XIX века такса за перевоз стала регулироваться на уровне городских властей. В обязанности извозчиков входило не только само по себе выполнение транспортных услуг, но и содержание транспортного средства и лошадей в достойном состоянии. Поскольку извозчики являлись своеобразным «лицом» городских улиц, то к их внешнему виду предъявлялись соответствующие требования. Форменной одеждой извозчика был так называемый «волан». Он представлял собой темного, часто синего цвета кафтан с завышенной талией и множеством складок сзади. Кафтан извозчика имел небольшой стоячий воротник. Одежда извозчика застегивалась на левую сторону, на металлические или деревянные пуговицы. Шляпа типа «цилиндр» дополняла костюм. Историки высказывают мнение, что богослужебные кафтаны, употребляемые ныне в белокриницком согласии старообрядческой церкви, произошли именно от костюма извозчиков.

Извозчик

 

Кáменщик

Профессия каменщика появилась на Руси вместе с первыми возведенными каменными зданиями, наиболее древним из которых является церковь Иоанна Предотечи в Керчи. Первоначально каменщики работали с природным камнем, однако со временем была освоена технология изготовления кирпича, позволившая удешевить и стандартизировать каменное строительство. Профессия каменщика считалась привилегированной, государство рассматривало их как высококвалифицированных специалистов. В XVII веке каменщики освобождались от посадского тягла и могли в свободное время заниматься любыми ремеслами и промыслами. Однако каждое лето каменщики обязывались прибывать в Москву и поступать в распоряжение Приказа каменных дел, который распределял их на соответствующие работы. В XIX веке, когда камень повсеместно стал замещаться промышленным кирпичом, сословие каменщиков перестало быть привилегированным, и они перешли в разряд чернорабочих. Интересно, что до революции «каменщиками» также называли староверов, проживающих на территории Юго-Западного Алтая, в труднодоступных высокогорных долинах Уймонской степи. Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности — ка́мень.

Каменщик

 

Лотóчница

Лоточник (лоточница) — продавец, ведущий продажу мелкого товара с переносного лотка как на городской улице, так в специализированных местах — ярмарках, зрительных залах, на объектах спортивных состязаний. Уличная торговля в XIX веке в российских больших и малых городах процветала. Купить на улице можно было практически всё — от продуктов питания до предметов рукоделия. В отличие от прочих торговцев, лоточники торговали мелким товаром, которые носили с собой в специальных лотках, закрепленных на шее и плечах торговца специальным кожаным  ремнем. Своеобразный ренессанс уличной торговли в России состоялся в 90-е годы, когда указом президента Б.Н. Ельцина была разрешена свободная торговля. На улицы городов вышли десятки тысяч частных торговцев, которые продавали самые разные товары — от книг до продукции подсобного хозяйства. В 2000-х такие формы торговли вновь попали под запрет, и сегодня лоточников можно лишь изредка увидеть на специализированных мероприятиях и ярмарках товаров народных промыслов. Памятники лоточникам установлены в нескольких городах России. Наибольшую известность из них имеет памятник в Екатеринбурге, что на улице Вайнера.

Лоточник

 

Цветóчник

Цветочник (цветочница) — разновидность профессии лоточника, продающего цветы. Цветоводство издревле было одним из известных сельскохозяйственных занятий на Руси. По преданию, благоверный князь Андрей Боголюбский занимался цветоводством и основал один из наиболее крупных садов с цветами. Покровительствовал подобному виду растениеводства и князь Юрий Долгорукий, который поручил разбить множество цветочных садов. Однако более всего цветников создавалось за стенами монастырей. Эта традиция сохранилась до наших дней. В XIX веке цветочники торговали цветами главным образом на городских улицах, в том числе и с переносных лотков. Профессия цветочника была овеяна романтическим ореолом, особенно когда цветами торговала девушка. Не случайно цветочницы запечатлены в произведениях художественной живописи и упоминаются в русской литературе. Героиня романа Н. Карамзина «Бедная Лиза» продавала цветы на улицах Москвы. Цветочнице посвящена одноименная картина русского авангардиста Казимира Малевича, а советский композитор-песенник Модест Табачников (1913–1977) сочинил романс «Цветочница Анюта». Образ цветочницы оставил след и в мировой культуре. Главный герой культового фильма Ч. Чаплина «Огни большого города» влюбляется в слепую цветочницу.

Цветочник

 

Сби́тенщик

Сбитенщиком называлась разновидность профессии лоточника, который торговал горячими и холодными напитками под общим называнием «сбитень». Сбитень (также «перевар», «взвар», «вар») — это старинный напиток, придуманный на Руси и упоминающийся в исторических источниках уже в XII веке. Главным компонентом сбитня был мед. Также туда добавлялись ягодные соки, пряности и разнотравье. На Руси существовали десятки рецептов сбитня, отличающиеся составом и пропорциями ароматических добавок. Сбитни часто варили в знаменитых русских самоварах. Есть даже версии, что самовар, как устройство, был специально изобретен для приготовления «вара», то есть сбитня. Зимой сбитень подавался горячим, летом — охлажденным. С появлением на Руси чая интерес к сбитню стал падать, и вскоре он исчез со столов россиян. Однако в наши дни интерес к этому национальному напитку вновь на подъеме.

 

Торгóвка

Несмотря на то, что лоточников и мелких торговцев можно было встретить на обычных городских улицах, основная часть торговых площадей располагалась на территориях специально учрежденных круглогодичных рынков и сезонных ярмарок. Продажами товаров в таких местах руководили купцы, а торговали непосредственно торговцы и торговки. Русский писатель В.А. Гиляровский так описывает торговлю на рынках:

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными всевозможными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетерками, зайцами. У баб из корзин торчали головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле.

Помимо продуктов питания, на рынках можно было приобрести любые другие товары, производимые в стране, — от корзин и деревянной посуды до книг, редкого фарфора и икон. Главный герой романа «В лесах и на горах» купец-старообрядец Максим Потапыч Чапурин придирчиво осматривал свой товар, выставленный на продажу:

Тут были разных сортов чашки, от крошечных, что рукой охватить,  до больших, в полведра и даже чуть не в целое ведро; по лавкам стояли ставешки, блюда, расписные жбаны и всякая другая деревянная утварь. Сортировка деревянной посуды — самое важное дело для торговца. Тут  нужны и внимание, и верный, опытный глаз, а главное — точность; без того торговец как раз может ославиться. Обложится как-нибудь — и пронесут худое слово по пристаням и базарам: у такого-то-де скупщика в первый сорт всякую дрянь валят.

Торговка

 

Мясни́к

Одной из важных профессий в продуктовой торговле была профессия мясника. Мясники занимались как убоем животных, так и снятием их шкур, разделкой туш для продажи мяса. Мясники работали на мясных и рыбных рынках, в продуктовых магазинах или частным образом. Будучи представителями одной из древнейших профессий, мясники издавна сформировали свои профессиональные сообщества (гильдии, цеха). Мясники обязаны были проходить специальное обучение и обладать недюжинной силой, чтобы справляться с непростыми обязанностями снятия шкур и правильной разделки туш. На самих рынках государства Российского мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов — дичь, куры, гуси, индейки, паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах — белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений — копченых, вареных, провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками — подвалы. К лавкам подъезжали на тысячных рысаках расфранченные купчихи, и за ними служащие выносили из лавок корзины и кульки с товаром и сваливали их в сани. И торчит, бывало, из рогожного кулька рядом с собольей шубой миллионерши окорок, а поперек медвежьей полости лежит пудовый мороженый осетр во всей своей красоте. Профессия мясника не исчезла, осталась уважаемой и даже в какой-то степени привилегированной и в советское время. Это было отображено даже в произведениях искусства. Не случайно в культовом фильме 1984 года «Парад планет» роль одного из главных персонажей картины —  мясника была поручена популярному актеру Сергею Шакурову. Мясники также появлялись и в других фильмах, включая популярный сатирический киножурнал «Фитиль».

Мясник

 

Молóчница

Молоко с самых давних времен было одним из важнейших продуктов на столе русского человека. Его пили в чистом виде, а также использовали для приготовления кисломолочных продуктов и разных других блюд. На селе молоко имелось практически в каждом доме. В городах было сложнее — молоко нужно было доставлять из сельской местности. С увеличением числа и размеров городов возникла особая профессия «молочника» — человека, который доставлял молоко городским жителям. Как правило, молоко развозилось молочниками в специальных молочных повозках. Помимо самой доставки, от молочников требовались знания пищевой гигиены и соблюдения принципов хранения молока. Кроме известных сегодня способов сохранения молока, таких как кипячение и хранение его в холоде, на Руси существовали и некоторые ныне позабытые. Необычным способом было обеззараживание молока с помощью листьев хрена. Благодаря этому растению молоко не скисало и оставалось свежим несколько дней. Однако самым необычным способом сохранения молока было помещение в кадушку живых лягушек. Ферменты, выделяемые ими, помогали сохранить молоко от порчи. Этот способ применялся на Руси вплоть до начала XX века. Не так давно учеными было установлено, что большинство народов мира во взрослом возрасте не могут употреблять цельное молоко по причине плохой усвояемости его компонента лактозы. Число таковых колеблется от 10 до 100% в зависимости от расы и национальности. Но что интересно, 100% усвоение молока присуще сегодня только чистым славянам, немцам, голландцам и некоторым народам Балтии. Таким образом, усвояемость молока стала в наши дни важным показателем чистоты национальности.

Торговка

 

Прáчка

Прачка (беломойка, портомоя, портомойка) — работница, занимающаяся ручной стиркой белья. В прошлом эта профессия была весьма востребованная, сегодня же она практически вымерла по причине большого распространения домашних стиральных машин и централизованных автоматизированных прачечных и химчисток. Вместе с тем в свое время прачки образовывали целые ассоциации, цеха, с которыми был связан свой этикет, навыки и ремесленные хитрости. Так, приветствуя друг друга, они говорили: «Беленько тебе!». Во время кипячения белья в особых зольных котлах прачки приговаривали:

Золись и белись и инеем берись! В жлукто, как волк, а из жлукта, как шелк!

На работу прачек распространялись и некоторые запреты, связанные с церковными праздниками: так, например, считалось неблагочестивым застирывать белье в субботу, а также в течение нескольких недель после Рожества и Пасхи. Несмотря на то, что труд прачки считался низкоквалифицированным и непрестижным, изображения прачек мы находим в произведениях многих русских художников. Советский поэт Ярослав Смеляков написал стихотворение, посвященное прачке, в котором есть и такие строки:

Ты возникла в моей вселенной,
в удивленных глазах моих
из светящейся мыльной пены
да из пятнышек золотых.
Обнаженные эти руки,
увлажнившиеся водой,
стали близкими мне до муки
и смущенности молодой.

 

Стрáнник

Странниками на Руси называли людей, не имевших постоянного места проживания и странствующих ради собирания милости и посещения святых мест. Странниками могли называть богомольцев, пешком путешествующих по монастырям, храмам и скитам, а также разные категории нищих, сделавших странствие своим основным родом деятельности. Среди таковых были «кобзари» — странствующие певцы, складывающие песни, посвященные разным событиям русской и древней истории. Первый такой певец по имени Боян упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Песня и музыка не мешают таким заниматься ремеслами, например, вить веревки, вязать крестьянскую упряжь и т.д. Некоторые же, приобретя хату, заводили школу певцов, передающую песни следующим поколениям. Другая категория именовалась «калики перехожие». К ним относились действительно увечные люди, которые собирали милостыню на пропитание. Калики перехожие обитали главным образом вокруг больших монастырей, где бывали многие паломники, готовые поделиться милостыней. Отдельную категорию калик представляли слепцы, которых прозвали «лазарями». Лазари не знали ни песен, ни исторических былин, пели одни стихи. Зато славились своей надоедливостью. Не случайно до наших дней сохранилась пословица «Полно лазаря-то петь», что означает канючить, досаждать просьбами. Еще одну категорию странников называли «нищими». Изначально такими считались люди по своей воле отрекающиеся от собственности и в Бога богатеющие, неся крест смирения и терпения. Впоследствии их ряды пополнили жертвы разных жизненных обстоятельств: разоренные в ходе войн и нашествий, беглые, погорелые, спившиеся. Появились и профессиональные нищие, сделавшие нищенство своим промыслом, не всегда честным и благочестивым. Интересно, что в древней Руси практиковалась епитимия за грехи в виде усиленной милостыни нищим. Отдельной категорией странников можно назвать старообрядческое согласие «странников-бегунов», которые учили, что в мире воцарился антихрист, а поэтому всякий правоверный христианин должен полностью порвать с государством и обществом и стать ни от кого и ни от чего не зависящим странником. Некоторые странники в своей ригоризме отказывались даже от денег, поскольку считали, что на них нанесена печать антихриста.

 

Полотéр

Поскольку подавляющее большинство жилых зданий на Руси строилось из дерева, то полы этих зданий делались из того же дерева, только особых пород. Лучшими и особо устойчивыми к истиранию считались полы из дуба, клена, бука и ореха. В домах беднее полы клались из сосны и ели. Чтобы сохранять красоту, полы требовали особого ухода, их нужно было периодически мыть и покрывать особыми составами. Если в частном доме этим могли заниматься сами хозяева, то в государственных учреждениях, общественных заведениях, дворянских усадьбах этим занимались особые работники — полотеры. Полотеры мыли полы, очищали от главного врага деревянного покрытия — песка, а также натирали специальными мастиками, маслами и воском. У каждого полотера был набор своего инструментария, включая разного рода веники, совки, щетки и тряпки. Настоящий профессионализм полотера выражался в создании чистой и сияющей поверхности пола без царапин и пятен. Профессия полотера сохранялась вплоть до 60-х годов XX века, когда расширение производственных и торговых площадей, строительство вокзалов и выставочных центров, где полы нуждаются в тщательной чистке и натирке, повлекло создание целого класса полировочных машины. С этой поры ручной труд полотеров заменили механические способы чистки поверхностей.

 

Трубочи́ст

Поскольку большинство городов Руси находилось в северных широтах, для комфортного проживания в домах было необходимо печное отопление. Печи делались из кирпича, камня и топились в большинстве случаев дровами, дающими много пепла, золы и сажи. Сажа накапливалась в трубах и дымоходах, становясь причиной нередких, подчас катастрофических пожаров. Для предотвращения опасного накопления сажи требовалась регулярная чистка печей. Этим занималась целая корпорация работников, хорошо известных под названием «трубочисты». На Руси трубочисты появились в первой половине ХVIII века, когда стали широко распространяться печи с дымоходами и высокими трубами. До этого чисткой печей занимались сами хозяева помещений либо печники. Трубочисты работали в основном в темное время суток, имели специализированные приспособления для чистки самых разных видов труб и безопасного перемещения по крышам. Трубочисты объединялись в гильдии, а свое мастерство передавали по наследству. Отношение к трубочистам было специфическое. Их профессия была крайне необходимой, но в то же время перепачканный сажей вид, черная одежда и шляпа-цилиндр вызывали в народе улыбку, создавая трубочистам с одной стороны юмористический, с другой — сказочный имидж. Встретить трубочиста на улице считалось к удаче, но для этого надо было подержаться за пуговицу его одежды. Известна ироничная пословица: «Чист, как трубочист». В словаре В.И. Даля упоминается фразеологизм «пустить трубочиста», что означает дать слабительное.

 

Фонáрщик

В Российской империи уличные фонари появились в начале XVIII века. Первым городом, где зажглось уличное освещение, стала столица России — Санкт-Петербург. Фонари стали появляться и в других городах страны. Для их обслуживания понадобилась новая профессия — фонарщики. В их обязанности входила чистка и заправка фонарей маслом, горение которого и давало свет. Масляные фонари просуществовали на Руси более чем 130 лет. В первой половине XIX века в фонарях стали использовать керосин. Большое количество фонарей, установленных на улицах, — а историки утверждают, что в Петербурге их было больше, чем в любой другой европейской столице — сделали профессию фонарщика весьма распространенной. Главным требованием к фонарщику было умение быстро перемещаться от одного фонаря к другому, чтобы свет как зажигался, так и гас в необходимое время. С появлением электрической лампы профессия фонарщика отмерла.

 

Точи́льщик

Точильщиками называли мелких городских ремесленников, которые с переносными точильными станками ходили по улицам города и предлагали услуги по наточке режущего инструмента: ножей, ножниц, пил, топоров и пр. Точильные диски, установленные на таком станке, приводили в движение нажатием рычага рукой или ногой точильщика. Точильщики упоминаются в произведениях многих русских писателях в качестве эпизодических героев повествования. Есть, однако, и рассказы, где точильщик выступает в роли главного героя, например, в рассказе Сергея Гусева-Оренбургского «Точильщик», увидевшим свет в 1915 году. Также широко известна картина русского художника авангардиста Казимира Малевича «Точильщик», написанная им в 1912 году в манере кубизма.

 

Ещё тематические фотографии, которые не вошли в подборку:
______________________________

Монáх

 

Палóмник

 

Стари́к

Над подборкой работали:

Фото: Анатолий Леонов
Текст: Глеб Чистяков
Идея и оформление: Максим Петухов

© Сайт «Русская вера». При использовании фотографий и текста ссылка на первоисточник обязательна.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля