Конфессия: | Бывшие старообрядческие храмы |
Адрес: | Саратов, ул. Валовая, 42 |
Год постройки: | 1812 – 1821 |
Бывший поморский старообрядческий храм во имя Преображения Господня.
Другое название храма — Волковская моленная новоженов, основатель Иван Васильевич Волков, представитель поморского согласия. В его доме, на улице Валовой, ныне это Валовая, дом 42, открыл приход церкви Казанской Божией Матери. Наставником в моленной был воронежский старообрядец Федор Козлов. Его дочь была замужем за Иваном Васильевичем. При увеличении прихожан (1812 – 1821 года) Волков строит большую часовню, ныне здание сохранилось, хотя в перестроенном состоянии. Решение было принято после собрания в мае 1821 года, когда было постановлено «в разсуждении теснаго и неспособнаго молитвеннаго покоя, находящагося ныне при доме здешняго жителя Иван Васильевича, выстроить новый каменный дом, где и совершать службу…». Жертвователи подали в молитвенный дом множество икон, в том числе Деисус большой и две старинные аршинные иконы. Сосновцев жертвовал около 10 000 кирпича, многие — деньгами и другими вещами. Все, кто жертвовал, уточняли, что все пожертвованное будет оставаться в моленной до скончания века, т.е. пожизненно, навсегда. Последователь Ивана Васильевича, Иван Дмитриевич, пожертвовал в часовню много дорогих и редких книг, таких как: напрестольное Евангелие, трезвон певчий, обиход и много других.
После строительства большой часовни, т.е. после 1821 года, в помещении находился иконостас с царскими вратами, без алтаря, без северных и южных врат в него. Около правого клироса стоял аналой с евангелием, левого — аналой с литым крестом, хоругвь. Новая часовня Волкова могла вместить до 300 христиан. В 1840-е годы наставником часовни был Гавриил Иванович Беляков[1]. В истории Старообрядческой Церкви новожены выделились в XVIII веке из федосеевского толка из-за споров по вопросу о браке. Строгая аскеза и запрещение брачной жизни, которых требовали наставники федосеевского толка, вызывали недовольство многих рядовых членов общины, тем более что на практике отнюдь не все федосеевцы придерживались столь суровых правил. Родоначальником новоженов стал Иван Алексеев, который стал утверждать, что брачная жизнь необходима человеку, а безбрачие является лишь путем избранных праведников, которых весьма немного.Однако среди новоженов не было единства по вопросу о том, как совершать бракосочетание. Одни допускали венчание в Русской Православной Церкви, другие считали достаточным благословение родителей. Главными Покровителями часовни были саратовский купец- старообрядец Леонтий Степанович Финаев; мещанин Максим Евдокимович Старозубов; старостой моленного дома был мещанин Иван Григорьевич Давыдов, а духовным наставником христианин села Одоевщины был П.И. Винокуров, который совершал и исполнял все обряды и требы при Волковской часовне. Молитвенный дом старообрядцев на Валовой улице был местом, святым для христиан. В нем хранились (в момент закрытия часовни на 1852 год) древние книги печатных и рукописных в количестве 50 книг; 112 икон. Исследователь Полозова пишет: «По описи 1850 г. здесь находилось 42 книги, в том числе и певческие, а в 1854 г. — уже около 60 рукописных, старопечатных книг и изданий старообрядческих типографий. Большую часть библиотеки представляли хорошо оформленные памятники, в богатых переплётах с многочисленными украшениями. Певческие книги в основном были рукописными. В документе указано, что отдельные типы книг представлены в нескольких экземплярах: Обиход — 3, Ирмологий — 2, Трезвоны — 2, Праздники — 2 и др. (9). Большую часть библиотеки представляли хорошо оформленные памятники, в богатых переплетах в основном были рукописными: Обиход, Ирмологий, Трезвоны, Праздники»[2]. При часовне состояли около 840 христиан. В 1852 году, по распоряжению правительства, Волковский молитвенный дом был закрыт. Однако по ходатайству Ивана Дмитриевича Волкова в 1881 году моленная была распечатана и в ней возобновились службы. Наставником стал Иван Петрович Винокуров. От этой моленной он был представителем на Саратовском Соборе 1885 года. Однако в 1903 году погиб от обморока или приступа в бане. Поддерживали моленную купцы Финаевы; Андреевы: Константин, Иван Григорий; Кудасовы и другие. На 1886 год прихожан было более 2.500 человек.[3]
[1]Леопольдов А.Ф. О расколе по Саратовской епархии. 1839 г. // Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск 23. Саратов, 1903 г. С. 64
[2] Полозова И.В. Старообрядческие церковно-певческие центры Саратовской губернии (XVIII–НАЧАЛА XX ВВ.) и их рукописное певческое наследие В сборник материалов Х Международной научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» 15–17 ноября 2011 г. г. Москва, С. 310.
[3] Современный раскол С. 170.
Автор: Дмитрий Степанов