Конфессия: | Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) |
Адрес: | 10613 Tallinn, Kibuvitsa, 6 |
Год постройки: | 1930 |
Храмовой день: | 7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы |
Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николы Чудотворца и девы Стефаниды ДПЦ Эстонии.
Таллинская (Ревельская) община
Первые известия о староверах Ревеля (Таллинна) относятся к XVIII в. Это могли быть как староверы из внутренних губерний России, спасавшиеся от религиозных преследований, так и лица, освободившиеся из крепости Рогервик (ныне — Палдиски), сосланные сюда ещё при Петре I. По словам К. Тизика, в это время в Ревеле было значительное число староверов, причем они пользовались поддержкой местных властей-лютеран.
В 1807г. в Ревеле была построена деревянная моленная в конце 2-го форштата в доме 198-с, принадлежащем купцу-староверу Моисею Проклову. При моленной на средства купцов А. Михеева и М. Проклова содержалась богадельня, в которой доживали свой век одинокие и бедные староверы. Здесь же находилось старообрядческое кладбище и караулка. По списку старосты Ревельских купцов из старообрядцев Пыхтина значилось, что в Ревеле проживало 160 староверов. Наставниками в разное время были Ефим Фотеев (Фатеев), затем Семён Яковлевич Кузнецов. В 1820-1840-х в Ревеле, как губернском городе, осуществлялся жесткий контроль за жившими здесь староверами, о чем свидетельствовали ежегодные рапорты начальника Ревельской управы благочиния. За наставником Фотеевым был установлен секретный полицейский надзор. При таких условиях таллиннское староверческое общество не имело возможности развиваться, их количество постепенно уменьшалось и к 1865 г. в городе осталось лишь 20 староверов. Дом, где находилась моленная, был продан, и старообпядцы собирались для общих молитв по частным квартирам.
С ростом промышленности в Таллинне число старообрядцев возросло за счет вновь прибывших староверов. В 1886 г. 25 жителей Таллинна объявили себя староверами, а по всероссийской переписи 1897 г. их начитывалось уже 46 человек. Все же этого было недостаточно для полноценной работы общины, и в 1898 г. закрылось старейшее в Эстонии таллиннское старообрядческое кладбище. В дальнейшем староверов хоронили на Александро-Невском кладбище, и только в 1936 им было отведено место на новом кладбище в Лийва.
В 1905 г. небольшая инициативная группа старообрядцев принялась за восстановление распавшейся Ревельской общины и её имущества. Все же вплоть до революции 1917 г. ее зарегистрировать не удалось.
В новое время в Эстонской Республике в 1924 г. состоялась официальная регистрация Таллиннского старообрядческого общества поморцев брачного согласия (Tallinna vanaususliste ühing 11. 07. 1924, Nr. 547). Затем в 1926 пришлось вновь пройти обязательную перерегистрацию, согласно новому законодательству об обществах (Tallinna vanaususliste ühing 6. 03. 1926, Nr. 9). В 1936г. Таллиннский старообрядческий приход (община) вошел в реестр религиозных обществ Эстонии (Tallinna Vanausuliste Usuühing, Tln, Kanarbiku t. 6. 22.04.36. Nr. 102). К концу 1920-х членами Таллиннской общины состояли 50 семей или 125 прихожан, причём многие были выходцами из Причудья. Построенная в 1920-е молельня сгорела от неосторожно оставленной свечи, и до 1930 г. собирались на общие собрания по частным квартирам. Затем для этой цели первый председатель общины Филарет Федорович Пруссаков предоставил квартиру на ул. Техника 12. Для поднятия общей духовной грамотности были организованы вечерние курсы вероучения.
В 1930 г. по завещанию старообрядки Стефаниды Андреевны Мяэберг её муж лютеранин Адо Мяэберг построил моленный дом. Солидное пожертвование на строительство сделала прихожанка Евфимия Сапожникова. Много потрудились над оборудованием иконостаса и убранством в новой моленной супруги П.П. и К.Е. Баранины. 26 декабря 1930 г. состоялось торжественное освящение нового храма на ул. Канарбику, 6 во имя благовещения Пресвятой Богородицы, Святителя Николы и девы Стефаниды. Наставником в новой моленной был до своей смерти в 1945 г. Иван Митрофанович Подгорный.
23-24 июня 1936 г. в Таллинне прошел XII Всеэстонский съезд старообрядцев, в котором приняли участие 10 общин. Председателем Союза Старообрядческих общин Эстонии избрали П.П. Баранина, и до 1938г. правление Союза находилось в Таллинне.
В послевоенное время наставниками Таллиннской молельни были: начетчик старой школы Иван Федорович Кашев (1945-1949), Михаил Александрович Абаканов (1949-1961), Андриан Леонидович Рогозин (1961-1965). Авторитетным наставником, прослужившим больше четверти века, был большой знаток церковно-служебного устава и знаменного пения Мина Иванович Баранов (1966-1992). Он неоднократно представлял эстонских староверов в Духовной Комиссии при Высшем Старообрядческом Совете в Литовской ССР.
С 1992 года церковную службу проводит Анна Борисовна Ванькова, председателем правления общины избрана Александра Ефимовна Фомина. Таллиннская община единственная в Эстонии, где совершается полный круг богослужения (вечерня, заутреня, часы, молебен) в субботу, в воскресенье, в предпраздничные и праздничные дни. Среди прихожан есть выходцы из Причудья, Латвии и России. По результатам переписи населения 2000 года 246 таллиннцев заявили о своей принадлежности к Староверческой церкви.
Источник: http://www.starover.ee/