Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Римкай

Конфессия: Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Адрес: Респ. Литва, Каунасский уезд, Йонавский район, с. Римкай Rimkų kaimas, Kulvos seniūnija, Jonavos rajonas
Год постройки: 1900
Храмовой день: 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы
Настоятель: и.о. наставника Феодор Феодорович Колосов
Телефон: +370 (648) 5-56-64

Римковская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.

Римковская община основана в XVIII веке в деревне Рымки Виленского воеводства ВКЛ (ныне деревня Римкай, Йонавский район Литвы). Данные о ранней истории римковской общины фрагментарны. По сведениям основывавшегося на документах А. Станкевича (1909), до 1795 года деревня Рымки была одним из старейших русских центров в Литве. Первые сведения о Рымковском храме относятся к концу XVIII века. Преследуемые в Российской империи, старообрядцы переселялись в северо-западную часть ВКЛ, главным образом из Псковщины и Новгородчины. Некоторые переместились в деревню Рымки и окрестности из Курляндии или других поветов Виленского воеводства. Видимо, некоторые переместились в деревню Пуща и окрестности. Сведений о дискриминации или гонениях со стороны местных дворян или литовских властей нет. Римковская община, как и в других местах ВКЛ, была легальной.

В первой четверти XIX века, после инкорпорации территории почти всего ВКЛ в состав Российской империи, положение римковской общины почти не изменилось. В то время русские жили в 63 деревнях и хуторах Ковенского уезда, в том числе в деревне Рымки. В начале XIX века многие старообрядцы в деревне Рымки утверждали, что они или их родители жили здесь ещё «за польского правительства». Как и для литовских старообрядцев в XX веке, для значительной части потомков российских эмигрантов конца XVIII века ВКЛ было местом их рождения, родиной. В 1806 году местные староверы при помощи рижских купцов выкупили у графа М. Коссаковского землю и деревня Рымки стала именоваться «деревней свободных хлебопашцев». В 1816 году в ней проживало 297 человек, в 1824 — 328, всего к этой деревне было приписано 1132 человек. В 1820-х годах старостой деревни был Панфил Филшгов[ич] Тимофеев. Деревня Рымки вместе с окружающими её русскими старообрядческими деревнями Ковенского уезда была расположена вдоль участка оживленной торговой артерии — дороги из Петербурга в Варшаву через Ковно, что способствовало росту зажиточных хозяйств.

В XIX веке, после разорения Дегуцкой общины, римковская община стала крупным центром староверия Ковенской губернии — «корень старообрядчества», поддерживала связи с Россией, Митавой (ныне Елгава), Динабургом (ныне Даугавпилс), Поморьем, Стародубскими скитами. В середине 1820-х годов Василий Елисеевич Панкрашонок состоял «пономарём при Римковской часовни». В середине 1820–1830-х годов в римковской общине служил наставник Климат Васильевич Анкудинов, имеются сведения об иноках. В начале 1840-х годов наставником был 76-летний Феодор Васильев[вич] Радионов, в 1860 — начале 1870-х — духовный отец Сава. В период гонений на старообрядцев при Николае I римковская община сохранила свой храм и, по сведениям властей, в 1860-х годах была главнейшей, пользующейся особенным уважением среди старообрядцев.

В начале XX века римковская община насчитывала предположительно не менее 1000 прихожан. В одной только деревне Рымки проживало 415 человек. Сначала римковская община была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошёл в период между 1820–1830-ми годами и концом XIX века. Около 1900 года при помощи помещика Коссаковского римковская община построила новый каменный храм во имя Рождества Богородицы. В 1901 году наставник Никифор Иванович Анкудинов был участником местного съезда наставников в Вильне; прихожане Фотий Кильбуков и Иван Петров представляли римковскую общину на съезде старообрядцев северо-западного края в Вильне (1906). В начале 1910-х годов служил наставник Михаил Жемчугов, председатель совета римковской общины — С. Ефремов.

В период 1-й мировой войны часть прихожан римковской общины, как и часть жителей Литвы, бежали от немцев на восток. Через четыре или пять лет многие вернулись в родные места. В 1918–1940 годах римковская община была одним из самых крупных приходов Старообрядческой Церкви в Литве. В 1937 году она насчитывала около 2140 прихожан. В 1920-х годах наставниками служили Пимон Панкратьев и Никон Колпаков, в 1930-х – Ф. Жемчугов и И. И. Поляков, бывший головщик храма. С 1932 года в совет римковской общины входили: Захарий Ефремов, Фома Соловьёв, Лукьян Скоробогатов, Филипп Голубев, Сергий Панкратьев. Во время 2-й мировой войны служение продолжали наставник Ф. Жемчугов и наставник И. Поляков, входивший с 1942 года в Духовный Совет при Центральном Старообрядческом Совете в Литовской генеральной области. Председателем совета римковской общины был А. Ефремов.

После 2-й мировой войны, с установлением коммунистического режима, для римковской общины наступили тяжелые времена. Наставник, видимо, не спешил с регистрацией римковской общины, поэтому уполномоченный СДРК прибегнул к административному давлению, в результате которого римковская община была зарегистрирована через три недели, в июле 1948 года. По устным рассказам, в советское время местные власти, а иногда и сами местные жители деревни Римкай – «комсомольцы-безбожники», ругали верующих за то, что они ходили в храм, даже выводили детей из храма во время богослужения. В послевоенные годы (до 1970) продолжал служение наставник И. И. Поляков. После него в римковской общине служил Пимен Петрович Панкратов, участник собора СПЦ 1974 года, позже – и. о. наставника Артем Блинов. С 1993 года в римковской общине своего наставника нет; некоторое время её обслуживал П. С. Скоробогатов из Каунаса, с 1996 года и до ныне — и. о. духовного наставника Феодор Феодорович Колосов.

В конце 1980-х годов римковская община пришла в упадок, поскольку (начиная с 1950-х) резко сократилась численность прихожан, оскудел церковный причт, опустел храм, лишившийся после неоднократных краж большинства икон. Основными причинами резкого сокращения численности римковской общины были коллективизация и переезд в города — в Йонаву, Каунас и другие. В начале 1990-х годов активизировалась небольшая группа прихожан во главе с председателем совета римковской общины Петром Лукошявичюсом. В 1994–1997 годах на средства общины и при поддержке самоуправления Йонавы храм был отремонтирован. Подъёму римковской общины препятствует её малочисленность, отсутствие постоянного наставника. В середине 1990-х было около 100 исповедников; ныне римковская община насчитывает от 200 до 300 прихожан, многие из которых не являются постоянными жителями деревни Римкай. Согласно переписи населения Литвы 2001 года, в Йонавском районе было 1548 старообрядцев. В настоящее время богослужения и церковные требы в храме совершаются изредка, преимущественно во время погребений, исповеди. 28 февраля 2002 года прихожане П. Лукошявичюс и Т. Панкратов участвовали в соборе ДПЦ в Вильнюсе.

 За последних 5 лет в храме был  отремонтирован пол, сделаны новые купола над колокольней.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля