Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 106 А |
Год постройки: | 1649 |
Храмовой день: | 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы |
Настоятель: | протоиерей Иоанн Думнов |
Телефон: | +7 (4922) 32-39-42 |
Самый значительный памятник владимирской архитектуры XVII века. Храм сооружен на месте деревянной церкви в 1644–1649 годах на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых. Храм носит название праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемого 28 августа. Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. В 1754 году храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии. В 1955–1981 годах церковь была реставрирована по проекту архитектора А. В. Столетова и приобрела, в основном, первоначальные формы. Достопримечательностью церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма. Он был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928–1929 годах. В начале 1990-х годов храм передали общине старообрядцев. 9 июля 1995 года он был освящен предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Алимпием.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
начало вечернего богослужения в 15:00
начало утреннего богослужения в 07:30
Церковь Успения Богородицы
Храм был одним из нескольких, окружавших когда-то центральную площадь древнего посада. У входа в церковь лежит камень с высеченной на нём надписью, гласящей, что построена церковь в 1649 г. «тщанием и трудами Владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцев посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага…».
Согласно архивным данным, это были разбогатевшие ремесленники и мелкие торговцы, ставшие родоначальниками купеческих династий Владимира. Церковь Успения дает возможность представить, какими были вкусы заказчиков и мастерство исполнителей. Храм возвышается на той же кромке городских ворот, что и белокаменные соборы зодчих XII в. Богородицкая церковь отличается высокими пропорциями и пятью луковичными главами. Её хорошо видно с Клязьмы и из Среднего города.
Храм был простроен со своей трапезной и колокольней. Под железной кровлей сохранились первоначально созданные ярусы кокошников, придающие храму нарядный вид.
Главы церкви были покрыты деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим со временем серебристый цвет. Открытая аркада паперти окружала храм с северной и западной сторон. Самое нарядное крыльцо выходило на северную сторону, а глава трапезной была крыта зелёной черепицей.
Храм был построен очень талантливым зодчим, особенно ярко его дарование проявилось в композиции церковной колокольни. Ярус звона задуман исключительно изысканно: вытянутые узкие оконца, изящные арки и своеобразные диагональные грани отличают шатёр колокольни, служащий прекрасным резонатором звона.
При церкви долгие годы существовал небольшой монастырь, что способствовало обрастанию здания храма различными постройками, группировавшимися вокруг него. Всё вместе создавало неповторимый живописный ансамбль с серебристыми и зелёными навершиями построек, которые так любили древнерусские мастера. Согласно старинной описи, интерьер храма был весьма наряден и красочен. Стены паперти покрывала цветистая роспись. Возле северного и западного входов сохранились её фрагменты. В трапезной красовались две печи, искусно облицованные нарядными узорчатыми изразцами. Внутренне помещение храма было тоже просторным и светлым. Образа иконостаса обрамляли ленты тиснёного серебра, а резные Царские врата были украшены сусальным золотом и отделаны серебром.
Имена зодчих и строителей храма увековечены в так называемых тощих свечах. Они представляют собой полые восковые цилиндры, стоящие на высоких белокаменных постаментах. На поверхность цилиндров горячим способом нанесены узоры цветным воском. Орнамент, выполненный рукой древнего мастера, поражает красотой и звонкостью цвета. По верху цилиндра славянской вязью вьётся надпись, прославляющая богатство «гостиных и промышленных людей».
Архитектура и убранство Богородицкой церкви наглядно доказывают, что купечество провинциальных городов XVII в. не осталось в стороне от небывалого взлёта народного творчества, бившего ключом в крупнейших городах того времени."
(Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 96-97)