Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | Черновицкая обл., Глыбокский р-н, с. Белая Криница |
Год постройки: | 1900 — 1908 |
Храмовой день: | 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы |
Настоятель: | иерей Владимир Светлогорский |
Телефон: | Уточняется |
Успенский собор является настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины. Построен в начале XX века как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянниковых, по проекту московского архитектора А. Кузнецова (по другим данным — австрийского архитектора В. Клика).
В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.
Собор Успения Пресвятой Богородицы входит в монастырский храмовый комплекс наряду с храмом во имя святых Козмы и Дамиана и храмом Святителя Николы Чудотворца.
Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области — настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, Расположено село у самой границы Украины с Румынией. Своё название получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известью и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.
Старообрядцы, или липоване — православные христиане, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.
Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая, начиная с 1774 года, попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфессиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.
Белая Криница становится одним из первых поселений липован на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовым, 7 монахов-старообрядцев и игумен, которые основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.
По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распространялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургов закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться в ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и, находясь 15 лет в ссылке, до конца своих дней остался верным старообрядчеству.
Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольный Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице был основан еще и женской монастырь.
От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов: храм Козмы и Дамиана (летний) и храм Святителя Николы ( зимний).
Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900–1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянниковых, по проекту московского архитектора А. Кузнецова (по другим данным — австрийского архитектора В. Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма — полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.
Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.
Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.
Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.
Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. С колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.
Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.