Конон (Смирнов), епископ Новозыбковский и Черниговский, исповедник

Епископ Конон (Козьма Трофимович Смирнов; 12 октября 1797/1798 —  21 января 1884)

Родился в 1797 (по другим данным — в 1798 году) году в станице Есауловой в земле Войска Донского, в старообрядческой семье полкового писаря. Возмужав, он сначала нес военную службу в казачьих частях, а выйдя в отставку после долгой казачьей службы (25 лет по законам того времени) и приняв иночество, поселился отшельником в землянке недалеко от посада Лужки (Черниговской губернии), где прожил пять лет. Подвижничеством, начётничеством и великой кротостью инок Конон стяжал уважение и почитание в здешних краях. В 1850-х гг. инок Конон поселился в Белокриницком монастыре. Митрополит Кирил после смерти письмоводителя монастыря инока Павла Белокриницкого назначил инока Конона его преемником. 20 октября 1855 года митрополит Кирилл хиротонисал Конона на Черниговскую кафедру. 

В 1858 году, в Москве Конон был схвачен, но, за недостатком улик выпущен на свободу; однако, 16 октября того же года снова был арестован и, по высочайшему повелению от 30 января 1859 года, заключен 7 апреля того же года в Суздальской Спасо-Евфимиев монастырь, где провел 22 года. На некоторое время епископ Конон переводился в единоверческий монастырь для «увещаний». В обмен на отречение от веры и сана ему предлагали безбедную жизнь, церковную должность и священническую хиротонию. Однако, владыка Конон оставался неприклонен в вере и снова был брошен в тюрьму.

Тяжкие условия содержания святителя Конона и других старообрядческих архиереев в казематах Суздальской монастырской тюрьмы были описаны в некрологе памяти владыки Конона, опубликованном в «Русских ведомостях» (1884, № 24):

Особенно тяжело было его положение в течение первых восьми лет, которые ему пришлось высидеть в сырой, холодной тюремной камере, помещавшейся в глубоком подвале. Заключение было строго одиночное; у дверей камеры день и ночь стояли часовые с ружьями. Тяжелые условия заключения расстроили когда-то крепкое здоровье Конона; сидевший в той же тюрьме при одинаковых условиях другой старообрядческий епископ Аркадий Славский почти совсем лишился ног. 

Условия содержания вкупе с продолжительностью заключения при непрестанных увещаниях и предложениях со стороны синодских тюремщиков в рясах оставить старообрядчество, казалось бы, должны были сломить духовные силы исповедников древлего благочестия, но Господь, по непрестанной слезной молитве страдальцев укреплял их к подвигу, подав такую силу духа, которая оказалась крепче оков и железных решеток.

Сухие строки донесений тюремщика начальству свидетельствуют: 

Присланные в арестантское отделение… были убеждаемы мною всеми мерами к рассеянию их «заблуждений», но успеха на все делаемые мною им надлежащие вопросы я не получил…;

Конон в течение истекшего полугодия, с 7 апреля по 7 октября, делаемым ему как предшественником моим, так и мною при посещениях кротким увещаниям не внимал, и от присоединения к «православной» (т.е. к новообрядческой —  прим.ред.) церкви совершенно отказывался, считая законными как свои заблуждения, так и «лжеепископский» сан

Все донесения отмечают также «строгое и благопокорливое», а иногда даже «безукоризненное» внешнее поведение страдальцев.

Старообрядческие епископы-исповедники, Аркадий, Конон и Генадий были выпущены на свободу только после смерти царя Александра II по именному указу нового императора Александа III от 8 сентября 1881 года, но с условием не останавливаться на жительство в обеих столицах. Длительное заключение в тяжелых условиях сырых и холодных казематов лишило святителя здоровья. Епископ Конон, которому было тогда уже 82 года, так ослаб, что не мог идти сам, поэтому его вынесли из тюрьмы на руках. До самой смерти он страдал  тяжелейшим ревматизмом, так что не мог ни стоять, ни сидеть, а только полулежа молился, принимал посетителей, читал святые книги и писал сочинения в защиту веры. 

Известно, что епископ Конон оставил несколько богословских сочинений (например, еще в заключении — толкование на 3-ю книгу Ездры). Он также весьма интересовался Историей России, выписывал во Владимир, где проживал, все выходившие вновь исторические сочинения. Не имея возможности ни ходить, ни сидеть, владыка Конон полулежа в постели, не переставая писал наставления в виде писем как отдельным старообрядцам, так и целым приходам. Его знания, строгий, аскетический образ жизни, добрый нрав, которым он отличался, снискали ему искреннюю любовь и уважение всего старообрядчества.

21 января 1884 года, пожив на свободе всего несколько лет, владыка Конон преставился ко Господу и был погребен рядом с архиепископом Антонием (Шутовым). Могила владыки находится в Москве, в ограде архиерейских захоронений Рогожского кладбища. Многие христиане считали еп. Конона святым еще при жизни.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля