Иосиф Авраамович Первов
(27 июля 1886 — 7 июня 1940)
Родился в 1886 году в Киеве. Родители его, исконные староверы, были из посада Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии. В трехлетнем возрасте Иосиф Первов потерял во время одной из эпидемий и отца, и мать. Воспитывался родственниками, проживавшими в городе Клинцы (Брянская область) в полном следовании канонам веры. С младых лет тянувшийся к церкви, юношей ( с 1907 г.) он был принят как уставщик, в чьи обязанности входила подготовка чтений и пения во время служб древлеправославного храма южного города Херсон. С 1909г. — служит в Клинцах при Никольском храме.
С наступлением совершеннолетия (21 год по царским законам) в 1907 году он венчается там с девушкой из потомственного семейства клинцовских староверов Татариновых по имени Соломония. Ее отец Стефан Михайлович работал механиком на фабрике Барышникова и был очень уважаем в городе. На следующий 1908 год у супругов рождается первый сын Матвей. Все дети Первовых унаследовали любовь к благолепному богослужению, но Матвей особенно. Его можно назвать старообрядческим «вундеркиндом», семейное предание гласит о том, что он уже в 14 лет превосходно знал сложнейший канон церковных служб и подростком был приглашен в один из приходов псаломщиком. В этом звании он прослужил до своей гибели — при освобождении советскими войсками Будапешта (там тоже имелись старообрядческие храмы) он пал жертвой бомбежек и похоронен в Венгрии в братской могиле.
Старообрядцы, бывшие основателями посада Клинцы, никогда не оставляли своих единоверцев без помощи и поддержки. В 1910 году по переезде в Клинцы у Первовых рождается сын Михаил, а затем в 1912-ом дочь Варвара. Иосиф Авраамович организует для детей фабричных рабочих кружок пения и грамоты. Всего у него и Соломонии Стефановны было восемь детей, все люди верующие и близкие церкви. Особенно клинчанам памятен их сын Александр. В виду трудности с назначением священника он долгие годы, вплоть до смерти в 1998 году, проводил богослужения в клинцовской Спасо-Преображенской церкви.
В 1914 году семья переехала в Киевскую губернию, а 5 апреля 1915г. в староверческой слободе Покровское (в 1922 году переименовано в Ленинское) еп. Флавиан (Разуваев) рукополагает Иосифа Первова в сан священника (Русской Древлеправославной Церкви — прим. ред.) на приход Покровского храма слободы Покровской Киевской губернии (Черниговская область).
В годы раскулачивания и коллективизации нуждающиеся в образовании дети священника попадали в разряд лишенцев, не имели возможности посещать школу. Отец и мать, сколько сами имели знаний, пытались вложить их своим чадам, а иногда даже садились над учебниками с ними вместе.
Обстоятельства первого ареста священника были такими. Утром он поехал по просьбе единоверцев совершить отпевание в близлежащую деревню Красиловку. Но вечером вместо отца Иосифа в дом возвратился житель Красиловки и сообщил, что тот арестован прямо во время совершения заупокойного молебна. В тюрьме поселка Иванки, где он содержался в ходе следствия, ему разрешили иметь при себе крест и евангелие, и на Пасху 1930 года в помещении ДОПР г. Киева (так называемая Лукьяновская тюрьма) по просьбе заключенных и с разрешения тюремного начальства он совершает праздничную службу. Бесстрашию отца Иосифа поражаются самые прожженные и видевшие виды НКВДисты. Он отказывается признать поддельное и ложное обвинение, ни на йоту не уклоняется от суровых предписаний старообрядчества. Властям ничего не оставалось, как через три недели после Пасхи выпустить священника за отсутствием доказательств его вины.
Последнее место служения отца Иосифа Первова — приход в городе Витебск в Беларуси, куда его перевел тогдашний епископ Рафаил в 1930 году. Проверки и испытания крепости веры не прекращались, в НКВД постоянно настаивали, чтобы он самолично прекратил богослужения.
2 декабря 1933 года повестку на допрос демонстративно приносят прямо в ходе литургии. По обвинению в антисоветской деятельности и участию в контрреволюционной организации 25 февраля 1934 года постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР он получает 5 лет лагерей. Известно (так как о. Иосиф не был лишен права переписки с родственниками, проживавшими в Клинцах), что он отбывал наказание близ Москвы на строительстве Волго-Донского канала.
23 ноября 1936 г. к 5 годам первого приговора Московским судом было добавлено еще 5, за то, что старообрядец не мог смириться с жизнью вне храма и богослужения, совершать же службы было запрещено. Каким-то образом отец Иосиф добрался до старообрядческого храма и присутствовал на праздничной службе, за что и был наказан. Второй срок о. Иосиф отбывал на каторжных работах к Карагандинской области.
В самом конце 1940 года из письма, направленного домой уже через знакомого, в Клинцах, где жила матушка Соломония с детьми, узнали, что он заразился болезнью Боткина, еще арестованный священник просил прислать иголку с нитками и ткани для заплаток на одежду. Посылка была отправлена, но вряд ли дошла до адресата. В 60-ые, когда пошла волна реабилитаций, Соломонии Стефановне было сообщено, что он скончался в Карагандинской тюрьме в 1940 году (по другим данным скончался от сердечной недостаточности).
Реабилитирован 11 октября 1989 г. Прокуратурой Витебской области.