Епископ Тихон (Трифон Григорьевич Сухов; фев. 1880-15 дек. 1937 гг.)
Родился в деревне Котельничи (Котельницы) Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В сан диакона поставлен еп. Иннокентием (Усовым) Нижегородским в декабре 1905 г. на приход г. Минусинска. В 1908 г. рукоположен во священника к общине г. Томска.
В 1909 г., когда о. Трифон овдовел, в Томске началась закладка нового Успенского храма на улице Алексее-Александровской (в советское время — Яковлева). Окончил Пастырские курсы в Петрограде, организованные еп. Геронтием (Лакомкиным). В 1920 г. большинством приходов Томско-Алтайской епархии был избран кандидатом во епископы.
«О. Трифон, конечно, уже нынешнего века людей, — отзывался о будущем епископе вл. Амфилохий (Журавлев) в письме еп. Александру (Богатенкову), — я не похаю ничуть его, он человек хороший и деловой, живет все время в городе, при епископе, дела епископские уже ему все известны, и вся епархия его знает по его деятельности…» (Письмо еп. Александру // Во время оно. 2005. Вып. 2. С. 82).
Кроме того, святительский крест был указан епископу о. Трифону Сухову самим Господом. Так, в одном из своих писем еп. Александр сообщал еп. Геронтию об избрании о. Трифона Сухова кандидатом во епископы: «Епископ Амфилохий пишет: о. Трифон молился неделю и написал 3 жребия, и положили на престол. Амф<илохий> взял один и дал ему как указание Божие, и обретеся: «Господь призывает». Был один пустой, второй — «Обождать».
Теперь о. Трифон должен покориться воле Божией на Томскую» (Письмо еп. Александру // Во время оно. 2005. Вып. 2. С. 89 (примечание)). 30 окт. еп. Амфилохий в Ново-Архангельском скиту постриг о. Трифона Сухова в иноки с наречением имени Тихон, затем 6 декабря 1920 года, после единоличного рукоположения инока Иоанникия (Иванова) во епископы на Пермско-Тобольскую кафедру, вместе с ним хиротонисал инока Тихона во епископа Томско-Алтайского.
В 1922 г. еп. Тихон принял участие в благочинническом съезде в Семипалатинской обл., где был избран кандидатом во епископы протоиерей из Екатеринбурга Андрей Бердышев (впоследствии еп. Андриан). В 1923 г. участвовал в благочинническом съезде в Минусинске, на котором инок Арсений (Давыдов) был утвержден кандидатом во епископы (впоследствии еп. Минусинский и Урянхайский). В 1923 г. еп. Тихон подвергся (вместе с томским священником Павлом Морозовым) аресту и был препровожден в Новосибирск. В первой пол. 1920-х гг. вместе с еп. Амфилохием и о. Даниилом Суворовым подписал архипастырское послание с призывом к лояльному отношению к Советской власти.
В 1925 г. еп. Тихон именовался Томско-Алтайским, Новониколаевским и некоторых приходов Омской и Ойротской области, и, по сути, он в это время руководил Дальневосточной епархией (по 1926 г.) вместо оказавшегося в Китае еп. Иосифа. В это же время активно занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев разных согласий, внес значительный вклад в развитие общинно-приходской жизни общин Сибири. По инициативе еп. Тихона возродилось проведение епархиальных съездов (первый прошел в Новониколаевске с 27 по 30 июня 1924 г., на нем был избран епархиальный совет и принято решение о разделении епархии на две самостоятельные: Томскую и Алтайскую).
После 1930 г. еп. Тихон проживал в старообрядческих скитах в Нарымской тайге, на некоторое время возвращаясь в Томск. 13 фев. 1933 г. был арестован в Томске и 15 нояб. того же года осужден на 7 лет лишения свободы с отбыванием в г. Свободный. Обвинялся как активный член старообрядческой контрреволюционной повстанческой организации «Сибирское братство», цель которой — «…парализовать атеистическое учение, противопоставить "Братство" компартии, комсомолу».
«Признаю себя виновным в том, — говорил еп. Тихон на следствии, — что являясь руководителем старообрядческих общин Томско-Алтайской епархии с 20 года до дня моего ареста и временно с 1925 г. по 1926 г. руководил Дальневосточной епархией. Под лозунгом борьбы с безбожием практически призывал старообрядцев на борьбу против мероприятий Советской власти. Я вполне отдавал себе отчет, что мои практические действия, проводимые под лозунгом борьбы с безбожием, идут вразрез с политикой Советской власти и что они контрреволюционны. В мои задачи входило сохранить старообрядчество от развивающегося безбожия и нравственного разложения семьи, а также и объединение старообрядцев других течений к нашей Белокриницкой иерархии».
«О практической контрреволюционной деятельности среди старообрядцев, направленной против мероприятий Советской власти, дополняю следующее. Работа эта выражалась в том, что я лично проверял приходы, где состоялись богослужения, многие многолюдные, на которых я лично выступал с проповедью, призывая верующих быть стойкими за свои религиозные убеждения, если придется, то и страдать за веру и обычаи. В частности настаивал, чтобы праздновали не <нрзб>ый день, а воскресный день, и обязательно учили детей своих закону Божию, церковной славянской грамоте дома и церковному пению, привлекая их в церковь на богослужения. <…>
Давал указания… чрез священников или чрез советы общин организовывать при храмах хоры певцов, привлекая в них молодежь и устраивать богослужебные чтения для верующих, как это делалось в г. Томске…»
26 нояб. 1937 г. еп. Тихон снова был арестован и тройкой УНВД Дальневосточного края по ст. 58, п. 10 приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 дек. 1937 г.
Арестована и заключена в лагеря была также и дочь еп. Тихона Александра (род. 1907; в иночестве — Ангеляра). В 2003 г. еп. Тихон был причислен к лику местночтимых святых.