https://ruvera.ru/articles/o_nashem_missionerstve === Мое мнение, что без более тесного признания старообрядцами РПСЦ верующих РПЦ не получится преодолеть барьер в понимании людей о том, что есть Православие. Любопытно выходит: человек крещенный в рпц сперва слушает лекции о том, что старообрядцы сохранили Православие из древности, сохранили веру Сергия Радонежского и тп. Приходит человек в старообрядческий храм, а ему опа — стой у двери и не ходи, ты инославный, твое место в этой церкви то же, что и у мусульманина, буддиста, индуиста или еретика-язычника. Сразу вопрос: в чем тогда наше общее, где признаки родства и близости Православия рпсц и рпц, если нет никакой разницы в отношении? Я думаю это будет барьер не в пользу РПСЦ. Как следует из статьи, во все времена церковь проявляла по ситуации гибкость по отношению к инославным, поступая наиболее благоприятно в соответствии с временем. Когда-то может и правда нельзя было пускать инославных на порог, а когда-то Василий Великий и допустил еретика. На мой взгляд эта гибкость должна быть продолжена по отношению к РПЦ. Хотя бы позволять крещенным в РПЦ участвовать в молебнах, пусть и по старому чину, до момента "оглашенные изыдите". Но позволять крещенным в РПЦ ощутить себя частью этой веры с потенциалом дальнейшего вовлечения.
Религии и конфессии с их обрядами, правилами, — детские игры, не имеющие никакого влияния на познание Бога. Так что нечего ими заморачиваться.
Бога необходимо знать, а не веровать в Него! А для этого ваши храмы должны стать учебными заведениями. Но еще раньше — необходимо готовить Учителей Богопознания.
Сергий 985. Подписываюсь под каждым словом!!!
С какого же момента крещёным в РПЦ разрешается участвовать в молебнах в старообрядческих храмах?
С момента принятия Крещения или довершения в старообрядчестве. До этого можно лишь стоять в притворе, как оглашенным.
Например, ситуация, человек был крещён в РПЦ, в какой-то момент он желает ходить на службу в старообрядческую церковь, и чтобы ему участвовать в службе, а не стоять в притворе, его будут перекрещивать в старообрядческой церкви? А как же Символ Веры: исповедую едино Крещение во оставление грехов. Может, всё-так разрешить участвовать, например, после определённых лекций, занятий, которые можно проводить в церковных школах для всех крещёных в РПЦ и желающих участвовать в службе.
Хотя, это, конечно, личное мнение. Священники лучше нас знают. Поэтому старообрядчество и сохранилось до наших дней.
Никто не крестит повторно. Фокус в том, что все по-разному понимают Крещение. Старообрядцы считают, что если крестили обливательно, то Крещения не было и надо крестить человека — то есть первый раз, погружением, как положено. Если человек был крещен в РПЦ погружательно, то старообрядцы РПСЦ его только "довершают" — миропомазание делают, и нередко еще одну сомнительную процедуру — заставляют отречься и проклять т.н. "никонианские ереси". Причем, тех кто именно крестится первый раз (первым чином прием), те не отрекаются ни от чего, а вот кого в РПЦ крестили погружением и кого лишь довершают — тех могут заставить проклинать "никонианство".
Во что иногда выливаются такие отречения и проклятия можно почитать в интернете, особенно как здорово получалось "украсить" людям венчание когда на глазах особо не понимающей "никонианской" родни их детки вдруг начинали "проклинать никонианскую ересь". Поищите, почитайте, об этом есть.
Но! К счастью, не все попы в РПСЦ страдают манией охоты на ведьм, и не все требуют отречений и проклятий от новообрядчества.
Про тех кто крестится первым чином и не отрекается ни от чего — конечно же отрекается от сатаны, безусловно. Я имел ввиду не произносит никакого старообрядческого дополнения над дораскольным чином крещения.
Благодарю, Сергий, за ответ.
Конечно, лишнее это отречение, всё-таки не католиков с протестантами крестят, а православных. Ну, да не нам их судить. Тем более, как Вы говорите, есть те, кто не требует отречения. Значит, есть надежда на мир.
Да, к счастью в старообрядчестве, в РПСЦ, есть очень вменяемые и хорошие попы, которые не увлечены охотой на ведьм и еретиков; не сосредоточены на борьбе с "никонианством" и раздуванию угольков былых обид на почве раскола если вдруг эти угольки начинают угасать и градус накала между новообрядческой и старообрядческой церквями начинает падать. И я так понимаю, что на самом высоком уровне РПСЦ может и нет еще конкретных решений, но есть общее понимание, что веками эксплуатировать обиды и раздор это не вариант, и надо искать не пути изоляции и взаимоисключений, а пути уврачевания отношений с новообрядцами, не утрачивая при этом ни йоты старообрядческой ценности.
Безусловно, эти процессы сопровождаются ядовитым шипением со стороны некоторых рядовых старообрядцев для которых дистанция от новообрядчества является сама по себе ценностью, как своеобразный клубный атрибут, фетиш. Но тем не менее последние решения совета Митрополии РПСЦ показывают, что на самом высоком уровне радикализм отступает.
Я так думаю.
Конечно, этот вопрос наболевший для наших общин. Откровенно сказать, и в РПЦ есть такая же проблема, но в старообрядчестве она усиливается долгими гонениями и большей строгостью. Я совсем против того, чтобы выгонять людей из храма, но приведу примеры из святоотеческой литературы.
Много рассказов из жизни святых, когда человек вдруг обращался к Богу и имел твердое намерение идти в монастырь к спасению. И что часто происходило? Приходит к монастырю, а там все закрыто, начинает стучать, его не принимают, ругают, поливают грязью. Если к старцу приходил в послушники, то первое время к нему отношение было самое худшее, даже ругательное. Заставляли делать самую глупую работу. Иоанн Дамаскин и другие подвижники прошли этот путь. Что это, скажет плотский человек? — Не гуманно и не по-христиански! Но святые отцы понимали и так сказать искушали приходящих, искушали твердость намерения.
Общинная церковь не монастырь и бабушки у входа не прозорливые старцы, тем не менее, кто задерживается и проходит это испытание, тот становится тверже на путь спасения. Аналог с больницей, в которую приходишь к врачу за лекарством от смерти. И все это не оправдывает от бездействия в отношении правил приема иноверных.
На мой взгляд сейчас другие времена, по агрессивности среды больше похожие на первые века христианства.
Поэтому нужны более мягкие меры хотя бы по отношению к тем, кто уже на определенном пути. Почему бы не приравнять крещенных в РПЦ к оглашенным по некоторому статусу, ведь не может быть так, чтоб православный РПЦ был "дальше" от Православия, чем некрещенный вообще (таким по сути и является оглашенный), а лишь проявивший к Православию в его старообрядческой традиции интерес? Можно поставить пришедшим новообрядцам условия, что молиться можно только по древним традициям, т.е. двуеперстно, без прикладываний лбом к иконам и т.п. Это не будет никому мешать и никого смущать, т.к. для новообрядцев старые обряды равноспасительны новым и их исполнение не будет означать предательство веры и нарушение церковных правил.
Можно ведь поставить в приходе катехизатора, который может объяснить как и что.
Вообще универсального подхода для всех вряд ли существует. Один приходит с готовностью и желанием "пожестче", другой наоборот требует крайне деликатного отношения на начальных стадиях воцерковления. Поэтому если цель все же привести людей к церкви, то жестить без разбора со всеми нельзя. А постепенно потом само все на свои места встанет: если человек не приемлет что-то, то он и ходить не будет сам, и выгонять его не надо будет. Либо он познакомиться с церковью поближе, разберется с традициями, пообщается, и сам захочет стать одной из ее частичек, не выделяясь, и воспримет церковные обычаи, и может даже оденет кафтан, вышиванку или отрастит бороду (высшая форма подвижничества)!
Ну да, если в кафтане и с бородой, то уже почти в раю)