Староверы пели для людей и… глядели на себя со стороны

Впервые в своей истории екатеринбургская община храма РПсЦ во имя Рожества Христова «вышла в люди». На открывшейся в екатеринбургском Центре традиционной народной культуры Среднего Урала этнографической выставке «Беловодье», посвященной культуре и предметам быта хранителей «древлей веры», хор старообрядцев исполнил несколько молитв. Но не только это стало вкладом общины Старообрядческой Церкви в подготовку к выставке. Один из местных фотографов за одной из вечерних служб в храме снимал местных прихожан и ход богослужения — это вылилось в небольшую фотогалерею, которая в этот день и была представлена публике.

На открытии выставки выступил хор екатеринбургской общины храма РПсЦ во имя Рожества Христова

На мероприятии собралось не менее сотни гостей: и сами староверы, и интересующиеся «прекрасным далеко» горожане, а также ученые, фольклористы и не только. На открытие приехал и единоверческий священник Сергий Комаров, сам староверческих корней, который ныне принял рукоположение от епископа РПЦ и служит в Верхнем Тагиле — он, как человек доброго склада характера и гибкого ума, уже неоднократно становился героем публикаций на портале «Русская вера».

Гости долго собирались на мероприятие, анонс которого прозвучал по многим информационным каналам Екатеринбурга, поэтому коротали время до официального открытия созерцанием экспонатов и фоторабот, разговорами со старообрядцами, которых на удивление собралось здесь немало, обсуждением увиденного и приобретением старинных предметов на тематической ярмарке.

…Выставка стала первой в истории, подготовленной «всем миром»: культурологами и сотрудниками ЦТНК, старообрядцами различных согласий, учеными и светскими специалистами. И результат оказался более чем достойным. Экспозиция начинается днем сегодняшним: на фотоработах из архива уральской старообрядческой газеты «Община» охвачены если и не все, то несколько основных вех старообрядчества, начиная с 2005 года. На иллюстрациях посетители «Беловодья» видят участников Шамарского крестного хода 2007 года, один из молебнов 2013 года, который совершает старообрядческий священник, отдельных староверов, снятых в привычной для себя обстановке в доме или в храме, встречу митрополита Корнилия на вокзале в Екатеринбурге, его приезд в самое дальнее свердловское село Русская Тавра, а также внешние виды уральских храмов РПСЦ. После этого зритель погружается в «молебную» атмосферу. Его взору представлены богослужебные книги, в том числе рукописные, кацеи и лестовки, подручники, литые кресты, медные и деревянные иконы. Все это стилистически оформлено вышивками и ручниками, а сотрудницы Центра, одетые по случаю открытия на старообрядческий манер, только подчеркивают уютную атмосферу старины далекой, в которую попадает всякий, кто каких-то пять минут назад еще стоял в пробках, привычно не замечал неоновых вывесок, толкался в транспорте и перепрыгивал через весенние лужи.

Фотоработы из архива уральской газеты «Община»

Открытие началось с выступления клирошан христорождественского старообрядческого храма. Своды Центра, старинной усадьбы XIX века, поддерживали и преумножали эти древние, словно из давнего прошлого, звуки, которые, конечно, находили отголоски в сердцах всех пришедших, случайных «захожан» среди которых и вовсе не было, после чего с благодарностями к соавторам выступила директор Центра культуры Виктория Новопашина.

— Мы благодарим Режевской исторический музей, руководство Свердловского областного краеведческого музея, нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Невьянский государственный историко-архитектурный музей, приход храма Рожества Христова, редакцию газеты «Община», фотографов Николая Боченина и Федора Телкова, — подчеркнула она, после чего передала слово всем желающим выступить.

В ходе презентации гостям церемонии рассказали о сути старообрядчества — в целом, практически ничего не исказив, после чего вновь пригласили клирошан храма, которые в своей традиционной одежде выглядели весьма органично. Со стороны казалось, что женщины в сарафанах и платках и мужчины в «долгих» кафтанах будто бы сошли в современность с какого-то полотна, чтобы напомнить о себе.

На протяжении длительного времени — а это годы и годы! — в ЦТНК организовывали мероприятия с оттенком старины, почему-то вообще не приглашая на них самих старообрядцев. Критические статьи об этом в уральской старообрядческой газете и на ряде интернет-ресурсов оказались не напрасными: уже в начале года, когда идея выставки только продумывалась и прорабатывалась, ученые решили, что при подготовке такой выставки без самих носителей уникальной культуры и духовности обойтись не получится. Старообрядцы Екатеринбурга, получив приглашение поучаствовать в проекте, словно только того и ждали, тем более вдохновленные тем, что во многих городах России староверы у ученых и культурологов на хорошем счету, а диалог между верующими и учеными есть всегда. Кажется, теперь он наметился и в столице Среднего Урала.

На открытие выставки пришло множество молодежи — пожалуй, девушек и молодых людей здесь было куда больше, чем пенсионеров. И все они живо рассматривали экспонаты, удерживая малышей, — сыновей и дочек.

…После выступления хора, во время которого настоятель старообрядческого храма отец Павел Зырянов подчеркнул, что в дни Великого поста, который на неделе открытия «Беловодья» перевалил за свой экватор, все молитвы поются особым образом, а их сугубый настрой — на покаяние и осмысление своих грехов, свои певческие навыки продемонстрировали и ансамбль «Поселенцы», члены которого в поездках по Уралу немало переняли у сельских староверов элементов певческой традиции.

За небольшим оконцем была воссоздана образная домашняя моленная

После этого тему продолжил и ведущий, который сообщил, что молитва в жизни старообрядцев играла и играет колоссальную роль. Не случайно в зале была воссоздана образная домашняя моленная, заглянув в окно деревянной ширмы можно было увидеть силуэты мужчины и женщины, которые стоят на вечерней молитве перед образами. От стремления заглянуть в небольшое оконце, чтобы представить себе быт деревенской семьи истинно-православных верующих людей, мало кто смог удержаться.

Далее экспозиция продолжалась подборкой картин русских художников, в творчестве которых так или иначе была затронута не только тема старины, но и старообрядчества, в частности: И. Куликов «Изба лесника», Т. Юшманова «Староверы», В. Кузнецов «Божьи люди» и «Канун», М. Нестеров «Святая Русь» и «Великий постриг» и многие другие. После этого взгляд зрителя падал на «тот самый» цикл фотографий из храма, о котором говорилось во всех анонсах перед открытием выставки. Снятые в нарочном черно-белом виде, а также вместе с небольшими современными эффектами, они мгновенно вызывали ассоциации с далеким прошлым. А старообрядцы Павел Слепушкин и Надежда Копытцева, братья Константин, Василий и Виссарион Макаровы, запечатленные на них, негласно одним лишь своим видом заставляли задуматься о том, а правильно ли верит подавляющее большинство современных россиян…

Выставку завершают снимки из нижнетагильского музея, среди которых цепляют взгляд старинные и чудом заснятые на пленку, а ныне ушедшие в вечность старообрядческие скиты, портреты старообрядцев давнего прошлого, могилы староверов с деревянными надгробиями и футлярами.

Примечательно и то, что церемония открытия сопровождалась чаепитием с постной выпечкой, что также добавило колорита мероприятию: гости смогли оценить, что даже при серьезных ограничениях в пище хозяйки по старинным, а впрочем, и по современным рецептам готовят такое, что не надо ни тортов, ни пирожных. И надо ли удивляться: после того, как речи были сказаны и молитвы отзвучали, началась масштабная экскурсия по выставке в исполнении сотрудника Центра Вячеслава Печняка. Правда, в своем стремлении ответить на все возникающие вопросы — а их, как и следовало ожидать, было немало — кое-что он все же напутал и даже заявил, что старообрядцы… не любят жизнь и очень ждут смерти. «Не удивительно, раз они такие молитвы плачевные поют», — тут же проговорил кто-то невнимательный. К счастью, к тому времени староверов среди зрителей уже почти не было…

Вячеслав Печняк проводит экскурсию для гостей

Уникальная выставка — ничего подобного в Екатеринбурге до нее никогда не было — открыта всем желающим до 26 июня. И нет сомнений, что за предстоящие месяцы ее посетят многие уральские староверы со всей Свердловской области, а люди неверующие, осмотрев экспонаты и фотоработы, наверняка задумаются над этим феноменом, который на Среднем Урале в последние годы вновь расцветает прекрасным цветком.

Фоторепортаж автора

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

  1. Вячеславъ Печнякъ

    Опять 25
    "На протяжении длительного времени — а это годы и годы! — в ЦТНК организовывали мероприятия с оттенком старины, почему-то вообще не приглашая на них самих старообрядцев. Критические статьи об этом в уральской старообрядческой газете и на ряде интернет-ресурсов оказались не напрасными: уже в начале года, когда идея выставки только продумывалась и прорабатывалась, ученые решили, что при подготовке такой выставки без самих носителей уникальной культуры и духовности обойтись не получится."
    Капец
    приглашали всегда и всех,не все приходили.Лично Максим(автор статьи) был приглашен на большинство мероприятий Центра.
    Было бы глупо и нынче не позвать старообрядцев разных согласий.

    "Старообрядцы Екатеринбурга, получив приглашение поучаствовать в проекте, словно только того и ждали, тем более вдохновленные тем, что во многих городах России староверы у ученых и культурологов на хорошем счету, а диалог между верующими и учеными есть всегда. Кажется, теперь он наметился и в столице Среднего Урала."
    Был всегда и остаётся в Екатеринбурге.Иначе чем бы все эти годы занималась,например, археографическая лаборатория УрФУ?)))

    "Правда, в своем стремлении ответить на все возникающие вопросы — а их, как и следовало ожидать, было немало — кое-что он все же напутал и даже заявил, что старообрядцы… не любят жизнь и очень ждут смерти"

    Это называется "слышал звон,да не знаю где он"))))
    Было сказано об отличном от современного отношении к смерти.интересно знать чего же я еще "напутал"?

    В общем,как обычно у Максима,очень "своеобразная" статья…

    • Вячеслав, не будем полемизировать. Лучше просто прислушайся — ну неужели хочется одного елея тебе? Ты к критике очень болезненно относишься еще со времени "казачьего" материала…
      Лично Максим на большинство мероприятий не приглашался, не надо. :) На пару — приглашали, да. Но не более того. А вот не позвать и нынче старообрядцев было бы действительно глупо и неправильно.

      Что до археографической лаборатории, то приводить ее в пример не совсем корректно. Вернее, совсем некорректно. Конечно, не все знают, но многие догадываются, как ее сотрудники (не все, но некоторые!) выстраивают диалог со староверами, уезжая довольными с "богатым уловом"… И, если честно, те, кто хоть немного знаком с методами работы ученых указанного заведения, или опускает глаза стыдливо от некоторых методов, или старается просто не думать об этом. Свои архивы лаборатория и ее работники зачастую считают в буквальном смысле своими и как хозяева иногда позволяют сторонним взглянуть на сокровища, скажу корректно, "принятые" у старообрядцев. По персоналиям проходиться не станем. Я десять лет темой занимаюсь и, увы, могу рассказать правду, которая хуже всякой лжи.

      О смерти, Вячеслав, ты сказал, к сожалению, именно так, как приведено в материале. Впрочем, других путаниц у тебя особых не было. Хотя местами я и отвлекался. Экскурсия очень интересная, профессионально. Это если тебе позитива хочется. Но эта "ошибка" мне, как старообрядцу, знакомому с темой, резанула слух. Не думаю, что ты сказал это сознательно, может, это была оговорка. Но произнесена она была уверенно. И суть ее, конечно, в корне не верна. Эту суть некоторые тут же и подхватили. Отсюда уже доля искажения.
      А за внимание к моим материалам премного благодарен. Честно. Как ты выразился, "своеобразие" у меня в том, что в каждой ложке меда есть бочка дегтя. Именно так. :)

      В целом, очень хорошая выставка. Достойная. А к критике все же лучше прислушаться, у меня нет ни малейшего настроя ЦТНК обижать.

    • Вячеславъ Печнякъ

      "Что до археографической лаборатории, то приводить ее в пример не совсем корректно. Вернее, совсем некорректно. Конечно, не все знают, но многие догадываются, как ее сотрудники (не все, но некоторые!) выстраивают диалог со староверами, уезжая довольными с "богатым уловом"… И, если честно, те, кто хоть немного знаком с методами работы ученых указанного заведения, или опускает глаза стыдливо от некоторых методов, или старается просто не думать об этом. Свои архивы лаборатория и ее работники зачастую считают в буквальном смысле своими и как хозяева иногда позволяют сторонним взглянуть на сокровища, скажу корректно, "принятые" у старообрядцев. По персоналиям проходиться не станем. Я десять лет темой занимаюсь и, увы, могу рассказать правду, которая хуже всякой лжи."
      Всякое есть,не спорю.Но я о другом.Диалог исследователей и старообрядцев существует в Екб,причем давно.

      "О смерти, Вячеслав, ты сказал, к сожалению, именно так, как приведено в материале"
      Ага,только фраза была выдернута тобою из контекста.Было сказано об ином отношении к жизни и смерти и были приведены примеры для простых людей.
      "Но эта "ошибка" мне, как старообрядцу, знакомому с темой, резанула слух"
      Мне,как старообрядцу, не резануло)))Потому что я знал что говорю и слушал запись своей экскурсии.

      PS
      Косяки были,но описанные с статье это просто придирки.Если был действительно "Профессиональный" взгляд,то были бы справедливые вопросы,которых я тут не увидел.Пара коллег мне их уже задали.
      Но в данной статье были просто придирки из разряда "слышал звон да не знаю где он")))
      Отсюда и обострённое чувство несправедливости.

    • Вячеславъ Печнякъ

      В любом случае,мы были очень рады,что ты наконец-то пришел на нашу выставку. Любая критика для нас полезно и мы к ней прислушиваемся.Другой вопрос это конструктивность этой критики.Конечно,мы всегда внимательны к нашим выставкам.

    • Вот и славно. К критике прислушаться лишним не бывает ни-ко-му (я не исключение). Я тоже нарочно прослушал видеозапись лекции в твоем исполнении — ту ее часть, где говорится о приводимых словах. Может, часовенные, к коим ты, как я понимаю, себя относишь, и не любят жизнь, но все, с кем я знаком, ценят ее и дорожат ею… Жаль, нельзя здесь предоставить возможность аудитории послушать сказанное тобой — нет технической возможности у портала. Я бы выставил.
      А что до "косяков", так ты упорно пытаешься в моем материале таковые отыскать. Я же не ставил такой цели — писал, как видел и слышал, без желания придираться. Потому что текст не для сотрудников Центра написан, а для старообрядцев и всех неравнодушных.
      Хорошо, что никого из старообрядцев к моменту окончания экскурсии не было. Думаю, нашлись бы желающие с тобой поспорить "за жизнь". :)

    • Вячеславъ Печнякъ

      Вообще-то были и остались.Если мой "месседж" был не уловлен тобою,то поясню. Я не говорил,что старообрядцы не любят жизнь,я говорил об ином отношении. И с этим,я думаю,ты не будешь спорить.Христианское отношение к жизни отличается от современного.И я удивлен,что ты понял это именно так.Никто,из оставшихся старообрядцев(ряд моих знакомых из белокриницких и еще одна замечательная женщина из христорождественской общины,с которой я познакомился после экскурсии) не обратили на это внимание.Хотя,уточняющие вопросы были заданы.

      P.S.А записи,тем более видео,будем рады!

    • Вячеславъ Печнякъ

      "Может, часовенные, к коим ты, как я понимаю, себя относишь"
      Что за намеки?

    • Вячеславъ Печнякъ

      «Тот, без сомнения, благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; а тот свят, кто желает ее на всякий час.» (Лествица. Степень 6. О памяти смерти)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля