У старообрядческого креста в Конаково

Молебен в честь храмового праздника Тихвинской иконы Божьей Матери состоялся на берегу реки Донховка г. Конаково Тверской области, на месте разрушенной в 30-е годы старообрядческой церкви.

13 июля здесь собрались представители Покровской старообрядческой общины г. Ржева, а также местные жители: как интересующиеся историей родного края, так и потомки старообрядцев, трудившихся на производстве известного российского предпринимателя и фабриканта Матвея Сидоровича Кузнецова.

Молитвословия возглавил настоятель Покровского храма г. Ржева, иконом Санкт-Петербургской и Тверской епархии РПСЦ о. Евгений Чунин. О. Евгений произнес вступительное слово об истории уничтоженного большевиками храма и значении дня Тихвинской иконы как храмового праздника. По окончании молебна он ответил на вопросы собравшихся богомольцев и пригласил всех во Ржев на праздник Оковецко-Ржевской иконы, который состоится 24 июля.

Протоиерей Евгений Чунин

На молебне бесплатно распространялась литература: Таинство исповеди, Учебный молитвослов, выпуски Покровского вестника.

На этом месте в прошлом находилась старообрядческая церковь, заложенная в 1914 году. Для её освящения в Кузнецово (ныне Конаково) прибыл епископ Петроградский и Тверской (Геронтий (Лакомкин). Церковь была освящена в 1915 году. Храм действовал до второй половины 20-х годов XX века, пока не был закрыт «по многочисленным просьбам трудящихся».

В 1936 году, когда готовилось к затоплению ложе будущего Иваньковского водохранилища, воды которого должны были вплотную подойти к зданию, было принято решение уничтожить  храм. Однако прочность кирпичной кладки оказалась столь высокой, что о разборке церкви по кирпичику не могло быть и речи. Принимается решение разрушить здание взрывом. Храм был взорван. После страшного взрыва вместе со зданием церкви под её обломками был погребён и уникальный фаянсовый иконостас, созданный в мастерских М. С. Кузнецова.

Участники события вспомнили историю села Конаково, которое до 30-х годов ХХ века носило имя Кузнецово. Многие старожилы города до сих пор помнят красивое здание старообрядческой церкви, однако как таковой старообрядческой общины в городе не осталось.

История села Кузнецово в какой-то степени показательна для понимания произошедшего с духовным и  человеческим обликом в центральной России. Исконное, кондовое старообрядческое село до революции было одним из производственных центров России. После 1917 года большевики постарались стереть память как о самом старообрядчестве (была закрыта община, а затем взорвана церковь), так и о местном промышленнике М. С. Кузнецове (название села, по несчастному совпадению, оказалось тождественным фамилии предпринимателя). Кузнецово было переименовано в «Конаково», по предложению подруги малоизвестного деятеля партии эсеров Порфирия Конакова, проживавшего в Кузнецове в течение нескольких лет.

Матвей Сидорович Кузнецов

Однако причиной духовного забвения своих корней стали даже не эти печальные факты, а массовые переселения, организованные в центральных областях СССР в 30-50-е годы ХХ века. Так, в 1935-1937 гг. в Конаково (Кузнецово) было фактически перевезено население города Корчева́ — бывшего города в Тверской губернии, уездного центра, разрушенного при строительстве плотины Иваньковского водохранилища около современного г. Дубны и канала «Москва — Волга» в 1937 году.  

Уже после войны Конаково накрыло еще несколько волн переселений, правда, менее масштабных. Они происходили вплоть до 80-х годов ХХ века, когда в город были переселены жители Припяти и других сёл из зоны отселения Чернобыльской АЭС.

В результате коренное, старообрядческое население Кузнецова практически растворилось в потоке советских переселенцев. Сегодня население Конаково представляет собой постсоветский конгломерат самых разных миграционных потоков, утративших ощущение самоидентичности, позабывших свои  корни и традиции.

За 26 лет, прошедших с момента начала экономических и политических реформ, в городе ни разу не был поставлен вопрос о возращении ему исторически обоснованного имени — Кузнецово. Никак не увековечена и память виднейшего его гражданина — М. С. Кузнецова, хотя на заседаниях районных органов власти продолжают плодиться бесцветные «совдеповские» наименования улиц в стиле «5-я строительная, «9-я Садовая» и пр.

Похожая ситуация сложилась и в некоторых других бывших старообрядческих центрах центральной и южной России.

Следует отметить, что разрушительность подобных переселений для духовного бытия народа была замечена еще в годы столыпинских аграрных реформ. Тогда тысячи переселенцев из центральной России принесли в сложившиеся, ухоженные старообрядческие поселения Сибири атмосферу враждебности, неприязнь к трудовой успешности, пьянство и венерические заболевания. 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля