4 июля 2017 года состоялся закрытый показ полнометражного анимационного фильма «Сказ о Петре и Февронии». На нем присутствовали представители российской власти, столичная богема и церковные консерваторы.
Российскую власть представляли: супруга премьер-министра Светлана Медведева, главный советник Администрации Президента Российской Федерации по внутренней политике Александр Александрович Терентьев. Также присутствовала супруга бывшего президента России Бориса Ельцина — Наина Иосифовна Ельцина. Столичную богему представляли: художник-модельер Валентин Абрамович Юдашкин, заслуженная артистка РФ певица Валерия с мужем Иосифом Пригожиным, эстрадный певец, актер Родион Газманов. Фракцию церковных консерваторов возглавил проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерей Димитрий Смирнов (РПЦ).
Фильм снят по мотивам жития благоверных Муромских святых князей Петра и Февронии, которые жили в XIII веке. По сюжету, злодей захватил власть в Муромском княжестве. Только отважный воин Пётр выходит на бой со злодеем и побеждает его. Но ядовитая кровь колдуна отравляет спасителя княжества. Крестьянка из деревни Ласково в Рязанской земле, дочь древолаза, Феврония, исцеляет Петра. Между молодыми людьми вспыхивает настоящее чистое чувство, которое им предстоит сохранить, несмотря на множество препятствий.
В отличие от Жития, в фильме большое внимание уделено злодею (колдуну, змею), которого пришлось убивать трижды, поскольку он имел три жизни. В отличие от «канонического» текста жития, в мультфильме колдун играет более важную роль. Он не только меняет свой облик, чтобы соблазнить княгиню Анну, но и с помощью колдовского амулета захватывает власть в муромском княжестве, устанавливая настоящий олигархический режим. Также, в отличие от жития, у злодея появляются добровольные помощники, такие как расчетливая и корыстная боярыня Ираида.
Захватив власть в Муроме, колдун упраздняет христианство и устанавливает в центре города огромного зловещего идола. Однако на стороне добра, олицетворенного в этом фильме князем Петром и княгиней Февронией, действуют не только люди, но и звери. Питомцы Февронии — бурундук и заяц помогают противостоять колдуну-узурпатору. Нашлось в мультфильме место и загадочным артефактам. Это, например, волшебный меч, принадлежавший богатырю Агрику и имеющий способность разрушать колдовские чары.
В целом сценарий фильма весьма далек от известного нам жития Петра и Февронии, однако благодаря этому сюжет становится менее линейным, а новые персонажи добавляют красок. Во время премьерного показа особую реакцию зрителей вызвала сцена чуда, предсказанного Февронией — снегопада в июне. Несомненно, это связано с тем, что нынешний июнь 2017 года также был ознаменован несколькими снегопадами в центральной России.
Фильм создавался семь лет по технологии классической рисованной мультипликации, когда каждый кадр фильма прорисовывался художниками отдельно. Как рассказал режиссер фильма Ю.В. Рязанов, работа над фильмом шла непросто, и в какие-то моменты казалось, что она не завершится никогда.
Однако благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда, курируемого супругой премьер-министра Светланой Медведевой, работа над фильмом была, наконец завершена.
Рязанов представил режиссерскую группу, а также актеров, озвучивавших мультфильм. Среди них: Юлия Горохова (Феврония), Иван Охлобыстин (Заяц), Владислав Юдин (Петр), Владимир Антоник (Старец), Виктор Вержбицкий (Злодей), Сергей Усков (Воевода), Анастасия Лапина (Ираида), Прохор Чичеховский (Бурундук) и другие.
Затем выступил актер Иван Охлобыстин, который отметил, что представляет «православную мафию» в российском кинематографе и старается проводить христианские идеи в художественном кино.
Певица Валерия сказала, что с радостью приняла участие в этом проекте, совершенно бескорыстно, без выплаты гонорара.
Несмотря на свою продолжительность в 85 минут, фильм полностью захватывает внимание зрителей своим сюжетом, смотрится легко, затягивая и погружая зрителя в далекое прошлое, повествуя о жизни и приключениях Муромского князя Петра и его супруги Февронии.
Выход в прокат фильма «Сказ о Петре и Февронии» запланирован на 6 июля и приурочен к десятилетию Всероссийского праздника «День семьи, любви и верности», который также является «Днем памяти православных Святых Петра и Февронии Муромских». Это является заметным Российским и международным культурным событием, положительно влияющим на развитие Российской культуры, сохранению в обществе культурно-нравственных традиций и исторического наследия, укреплению семейных ценностей.
Интересно, что в последние годы выходит немало мультфильмов, посвященных событиям русской церковной истории. Большой резонанс в позапрошлом, 2015 году, вызвал фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», посвященный гонениям на религию и церковь в советское время. Подобные художественные произведения мультипликационного формата позволяют знакомить с церковной и светской историей не только взрослых, но и подрастающее поколение. По некоторым оценкам мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» посмотрели не менее миллиона человек. Интересно, что в ходе обсуждения подготовки к празднованию юбилея протопопа Аввакума, которое состоится в 2020 году, высказывалась идея съемки полнометражного мультипликационного фильма, посвященного старообрядческому святому. Благодаря такому фильму с житием и подвигами священномученика протопопа Аввакума могли бы ознакомиться миллионы юных россиян. К сожалению, эта идея была отвергнута по причине якобы несерьезности мультипликационного формата.
1) По выражению лица о.Димитрия Смирнова не скажешь, что он "не чурается мультфильмов", по-моему, он твердит:"Свят,свят,свят…."
2) Спаси Христос за статью! Теперь точно знаю что НЕ буду смотреть с детьми. Сюжет как у всех современных полнометражных мультиков (к примеру — "богатырская" серия или про И.Царевича и С.Волка), всюду эти надоедливые говорящие питомцы со сленгом московской тусы и полное начихание (т.е. авторское видение) на первоисточник.
3) "представители российской власти, столичная богема и церковные консерваторы" — смесь Молотова! Не хватает байкеров с Хирургом и спортсменов с Губерниевым…
> К сожалению, эта идея была отвергнута по причине якобы несерьезности мульпликационного формата.
То есть когда человек пишет (по сути рисует) икону это серьёзно, а если изображает персонажей, то несерьзезно уже по формату?
В кормчей же нет положения о фильмах, сиречь мультипликационного формата.
Я думаю, проблема в том, что есть определенный комплекс рассказывать о Евангелии, церковной истории исключительно с серьезным и каменным лицом.
Страх перед современными формами искусства, страх перед соответствующе адаптацией исторического материала для детей и широкого круга зрителей, страх перед кучкой «хулиганов ревнителей» среди которых найдутся недовольные мультипликационным и любым другим художественным воплощением исторических персонажей.
В таких условиях, под тяжким гнетом страхов и комплексов, конечно будет выбрано серьезное, академическое издание трудов протопопа Аввакум доступное нескольким десятками читателей (которые и так его читали неоднократно) нежели художественное произведение могущее достучаться до сердец миллионов.
А в конце-концов найдутся ревнители, которые вообще назовут кино и любой другой постановочный формат грехом и идею снимать фильмы можно будет похоронить. Только псалмы, только хардкор.
Боязнь современных форматом искусства… скажу даже больше — боязнь современных форматов вообще кажется мне следствием отсутствия достаточного понимания ядра того, на чем строится религия. Когда такое понимание ядра есть, то любой современный формат может быть использован для донесения идей этой религии, не противореча ей. Но для этого надо очень хорошо разбираться. А когда разбираются плохо, то не могут отличить первостепенное от второстепенного, и начинают в страхе цементировать и консервировать всё подряд. Ядро при этом всё равно упускают, потому что оно сложнее и не выражается целиком лишь понятными необразованным внешними формами. Зато видимые примитивные формы тащат до последнего, зачастую до конца не понимая, почему эти формы такие, можно или нельзя другие и т.п. И воспринимая всё другое враждебно, как нарушение и разрушение.
В времена становления церкви понимание ядра было куда лучше у Отцов, поэтому они запросто использовали современные и подручные средства для выражения мысли ядра и его воплощения в жизни. Обращались даже к дохристианским философам и т.п. Применяли какие-то художественные приёмы, появившиеся явно не в христианской среде. И всё нормально. Сегодняшние ревнители в ужас бы пришли от тех методов.