В воскресенье 2 декабря 2018 года, на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа царевича великия Индии, в селе Белогорное Вольского района Саратовской области после реконструкции и ремонта состоялось открытие и освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы Древлеправославной Поморской Церкви.
На первую праздничную службу в обновленной церкви собралось много верующих. Разделить это радостное событие с местными прихожанами и принять непосредственное участие в освящении прибыли и староверы-поморцы из г. Саратова.
Это был действительно праздник, который собрал под своды обновленного здания большое количество людей. Не все желающие смогли поместиться в небольшом основном зале Церковного здания, многим пришлось молиться в притворе.
Для всех християн это очень важное и радостное событие, ведь его с нетерпением ждали уже долгое время.
Праздничное Богослужение возглавили Саратовские причетники, их силами были отслужены часы, обедница. А вот молебен Покрову Пресвятой Богородицы доверили читать местным християнам. Несмотря на разницу в традиции пения саратовских и коренных причетников, уже к середине моления удалось петь и славить Пресвятую Богородицу едиными устами.
И зазвучала над селом духовная песня Помощнице рода християнского, прося Пречистую Владычицу о ее молитве и ходатайстве к Богу за всех, призывающих ее на помощь и просящих ее Покрова и заступления.
Этот праздник мог бы и не состояться, если бы не огромный вклад, который внес в реконструкцию и ремонт Церкви ее попечитель — Владимир Куприянович Чуев. Он полностью финансировал покупку строительных материалов, церковного купола, абсолютно все ремонтные работы, как по реконструкции здания Церкви, так и по внутренней и внешней его отделке. Кроме того, строительным краном здание Церкви было поднято на необходимый уровень от земли, укреплен и утеплен фундамент. Ремонтировала церковь бригада, которой также руководил Владимир Куприянович.
Коренной старовер, он вспоминает, каким особенно строгим в вере был его дедушка по линии матери — Славнов Федор Ермолаевич, а бабушка Славнова Татьяна Елисеевна старательно просвещала внука в духе староверия. Труды и старания их оказались не напрасными — вера их внука не иссякла, ныне он старательно укрепляет поморское староверие в селе.
После праздничного молебна и освящения Церкви саратовские християне обратились в своей речи к гостям праздника и призвали християн с. Белогорного чаще посещать святую церковь, молиться, приглашать своих детей и внуков на церковное богослужение, делать всё, чтобы Церковь процветала. Слова благодарности были сказаны, безусловно, и в адрес попечителя моленной Чуева В.К. и всем, кто трудился, кто помогал словом или делом в созидании Церкви.
Работы, конечно, еще много. Нужно наполнить церковь внутренним убранством: сделать иконостас, приобрести большие подсвещники, книги, различную церковную утварь, завершить иные благие дела. Но главное сделано — храм открыт.
Саратовские християне привезли для обновленной моленной книгу «Часослов», два аналоя, ящик для пожертвований, свещи, служебные Календари, изготовили и установили табличку на Церковь, но главное — бережно отреставрировали местные старинные иконы, которые хранились у прихожан.
Как известно, в иконе сходятся два мира — по одну сторону стоит человек, а по другую находится Царство Небесное. Возрожденная икона и обновленный храм — в этом молитвенном стоянии выражается християнская преданность и любовь к Богу.
Если говорить об истории поморцев и поморской церкви в селе Белогорное, стоить отметить, что первые жители этих мест, приверженцы старой веры из самой первопрестольной, поселились в лесу, который стал называться «Климов дол», еще в XVII веке. Укрывавшиеся тридцать лет в лесу староверы старались не отходить далеко от своего поселения. Рядом же находился и погост. До сего дня на этом месте сохранились останки их землянок и погост с намогильными крестами. Со временем, обследовав округу, они нашли небольшую лысину (поляну) на горе, густо покрытой лесом, которую назвали «Лысой горой» и устроили на этом месте кладбище.
«Мы — вторая Москва», — говорят о себе и по сей день жители села, подчеркивая тем самым не только свое московское происхождение, но и былую значимость с. Самодуровки в старообрядческом мире.
Согласно исторической летописи, во времена Екатерины II, когда отношение власти к староверам немного изменилось, староверы спустились с «Климова дола» вниз и стали заселять местность сегодняшнего села. За незаконные их действия они были названы «самодурами», а село стало именоваться «Самодуровка». Позже в «Самодуровку» стали стекаться переселенцы из Пензенской, Костромской и других губерний. Староверческое поселение так разрослось, что его называли «второй Москвой». Как пишет Половинкин П.В., когда и как здесь приняли поморский устав — неизвестно, но, видимо, уже с середины XVIII столетия самодуровцы были ревностными последователями Выга. Поволжское старообрядчество так же, как и выговцы, осваивало новые земли, вело напряженную полемику.
В конце XIX века в селе было три согласия: поморцы — брачные, феодосеевцы и так назваемые «тропарщики» — поморцы, признающие моление за царя и отвергающие бессвященнословные браки. Начиная с самого образования села, местными жителями велась и бережно хранилась летопись. Найденный один из поздних списков летописи повествует о жизни села за его трехсотлетнию историю, наставниках и служителях церкви (примерно с середины XIX века здесь присутствуют только представители брачного согласия):
«Сие поминание жителей Села Самодуровки Отцев Духовных и причетников четцов и певцов от начала Самаго Заселения Села и доныне Содержащих древнее Благочестие поморскаго согласия Приемлющии браки законные С кратким их Жизнеописанием…» (орфография и пунктуация сохранены).
На протяжении ряда лет в Самодуровке проводили исследования сотрудники Московского Государственного университета, которые обнаружили следы выдающейся библиотеки. 79 рукописей и 11 книг XVII-XX вв., частью состоящих из произведений местных авторов, поступило в собрание МГУ. По всем ним были проведены тщательные исследования, написан ряд научных трудов. Вывод этих исследований: самодуровская библиотека явилась своеобразным «столпом и основанием» самодуровской авторитетности, выделению села в старообрядческий центр, знаменитый не только в Поволжье, но и в Сибири.
На 1911 год в селе было шесть староверческих моленных: четыре брачного согласия и две феодосеевцев. Одна из моленных брачного согласия находилась в середине села, называлась «большой» и являлась центральной. Все общины разделялись между собой только из-за того, что верующих было очень много и в одной моленной все они не помещались. Верующие также были вольны в выборе того, куда им ходить на моление.
В годы коллективизации все моленные были закрыты. В «большой» моленной сначала находилась средняя школа, позже она была разрушена, теперь на ее месте построен детский сад. Другие моленные также разрушены. Осталась лишь «Тюревская», которая основательно перестроена. Иконы и книги христиане старались спрятать, кто как мог. Кто закладывал их подальше в подпол, кто зарывал в землю. Уже спустя много времени, во время пахоты плугом зацепляли какие-то доски и наружу выходили большие иконы, но от сырости они уже были испорчены и утрачены для верующих навсегда.
После закрытия моленных, собираясь на молитву в домах верующих, какое-то время староверы так и разделялись на общины по составу прежних «моленных». Даже именоваться они продолжали по-прежнему: «Коробова моленная», «Тюревская» и т. д.
В 30-е годы многие из христиан пострадали за веру. Арестовывали ночью, приезжали и забирали по одному, отвозили в Черкасск, где осуждали и потом сажали в тюрьмы Пугачева и Вольска. Немногим удавалось вернуться домой живыми. Одного из первых в селе забрали наставника Киприана Васильевича Чуева. Вскоре были арестованы еще один наставник «тюревской» моленной — Максим Кочнев, и наставник «большой» моленной — М.Н. Рыжаков. Их погрузили на баржу, вывезли на середину Волги в районе Широкого буерака и скинули на тонкий лед. Всего же тогда утопили около тридцати старцев. Кладбище староверов уже 300 лет находится на «Лысой горе», в дубовой роще, в семи километрах от села, там стоит небольшая часовня, в которой служат погребения по умершим.
Наставником староверов-поморцев в селе последнее время в одной моленной был Большаков Михаил Калинович (27.02.1893 г — 15.12.1979 г), а в другой — Тихонов Леонтий Фокеевич (умерший в 1988 году), затем Михаил Михайлович Рыжаков. После этого какое-то время все обязанности наставника по службе, совершению таинств и требоисполнениям выполняла Мария Васильевна Осокина (1912 — 12.01.2004 г.).
Из всех поморских общин осталась только одна, она располагается в отдельном молитвенном доме, ранее в ней располагался сельсовет. В 2013 году это здание передано местной администрацией в безвозмездное пользование старообрядческой Поморской общине г. Саратова. В настоящее время в общине поморцев собираются на молитву по праздникам, когда с утра молятся каноны: Кресту, Богородице и Празднику. Многие песнопения здесь поют на один глас, в некоторых песнопениях явно прослеживается наонная певческая традиция. Наставником общины является Большаков Павел Михайлович.
С большим сожалением и горечью самодуровцы говорят о разрушении традиций старой веры, о том, что все меньше остается истинных ее приверженцев и что молодые, хоть и крещеные по старой вере, отходят от веры и «ничего не знают». Причину отхода от веры и равнодушия к ней самодуровцы видят в отсутствии истинных духовных наставников, в которые всегда избирали начитанных, сильных в вопросах вероучения и ведущих безупречную християнскую жизнь людей. Многие из них были репрессированы в двадцатые-пятидесятые годы, что отрицательно сказалось на состоянии старообрядческих общин:
Бывало, у нас столько было моленнов в селе-то! Шесть моленнов! ходили все рядышком, все были учены.
Но не будем унывать. Издревле наши предки связывали появление святого храма с будущим благоденствием и процветанием родной земли, потому как Церковь служила людям духовной защитой и вселяла веру в будущее. Обновленный храм, увенчанный златоглавым куполом, стал настоящим украшением, гордостью и защитой села Белогорного. Пусть эта Церковь помогает верующим в трудные минуты, дарит радость в минуты добрых свершений, чтобы у людей появилась уверенность в завтрашнем дне и вера в будущее родного села.
«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (к Коринфом второе послание св.апостола Павла, зач.181) — эти слова апостола Павла весьма подходят к нашему времени. Воздадим благодарение Богу за дарование благоприятного и мирного времени для восстановления и строительства новых храмов, проведения крестных ходов, для свободной проповеди православной веры. Слава Богу за всё!
Автор: Нина Лукьянова
Автор не указал кто же освящал церковь — саратовские или коренные причетники?
Помнится в начале 2000-х в Волгограде подарили футболку с надписью "Брошу все — уеду в Урюпинск".Вот и здесь чем то похожим повеяло : рвануть бы из первой во вторую Москву, да только Самодурово и самодуровцы как то смущают — подобного и в Первопрестольной с избытком.