В пятницу, 22 июля, закончилась вторая образовательная смена в «Ржевской обители». Начиная с понедельника, 18 июля, участники слета интеллектуалов слушали лекции, участвовали в круглых столах, посетили Нило-Столобенскую пустынь и с. Оковцы, на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы помолились в Покровском храме г. Ржева.
На нашем сайте размещены подробные репортажи с первого и второго дня образовательной смены. В третий день гости лагеря «Ржевская обитель» посетили Нило-Столобенскую пустынь и с. Оковцы. В Ниловом монастыре паломники поклонились мощам преподобного Нила Столобенского (к. XV века — 1555 год).
В четвертый день, 21 июля, в праздник явления Казанской иконы Пресвятыя Богородицы, участники образовательной смены помолись Божественную Литургию в Покровском храме г. Ржева. Затем в «Ржевской обители» выступил С. Г. Антоненко с докладом «Современный католицизм — его богословские, социальные, политические особенности».
Пятый день образовательной смены был посвящен церковной проповеди и миссионерству. Лекции открыл о. Евгений Чунин, который рассказал об истории и традициях христианской проповеди.
О. Евгений отметил, что именно проповедью Спасителя открывается эпоха Нового Завета, начинается Евангелие и христианство. Самая известная проповедь Христа — Нагорная, самая важная — прощальная беседа с учениками. Следом за Христом на проповедь выходят апостолы (обращение к людям апостола Петра в день Сошествия Святого Духа, беседа апостола Павла с греческими мудрецами в Ареопаге). Апостолы проповедовали людям, имеющим совершенно разные верования. О. Евгений отметил главные черты апостольского благовествования: 1) осознание апостолами проповедования, как исполнения поручения Спасителя; 2) гибкость проповеди, т.е. максимальный учет условий, чтобы применять их для пользы.
Следом за апостолами Христово учение распространяют апостольские мужи, святители и т.д. Почти все святители, подвижники были яркими проповедниками, это и святители Климент Римский, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Григорий Великий; преподобные Ефрем Сирин, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов и многие другие.
О. Евгений рассказал, что и после крещения Руси были проповедники, это и святитель Лука Новгородский, митрополит Илларион, святитель Кирил Туровский, Серапион, епископ Владимирский, святитель Макарий Московский, первый патриарх Московский Иов. О. Евгений упомянул некоторые интересные факты о патриархе Иове: он знал наизусть все последование Литургии и на память читал коленопреклоненные молитвы на Троицу. Из послераскольных проповедников о. Евгений назвал протопопа Аввакума, святителя Арсения Уральского, епископа Михаила (Семенова), епископа Геронтия (Лакомкина). Упомянул проповедь на Выге, которая имела письменную форму. Ведущий чтений призвал совершенствовать дело нашей церковной проповеди, ведь она — это не только удел священства, но и мирян, каждого христианина.
Затем выступил о. Михаил Родин с докладом «Методы и средства проповеди в иных христианских конфессиях». Отец Михаил рассказал о просветительском отделе при Митрополии РПСЦ. В докладе прозвучала печальная статистика: сокращается численность прихожан в общинах, мало молодежи, и это не только в провинции, но и в Москве. Каждый год мы открываем новые храмы, а людей все меньше — отметил о. Михаил. Похожая статистика и в Европе, где католическая церковь пытается модернизироваться, чтобы привлечь молодежь, но и это не помогает. Многие римо-католические церкви закрываются. Если мы ничего не изменим, то начнется волна закрытия приходов.
Согласно церковным правилам, нельзя хвалить чужую — ложную — веру, но тут есть и другая сторона. О. Михаил сказал, что мы, находясь среди иноверных, можем учиться чему-то у них. Он упомянул про слова преподобного Феодора Студита, о том, что мы можем заимствовать иконы у еретиков, если они каноничны по написанию. Есть молитвы, которые написаны еретиками, например, Сергием Цареградским. Также мы можем учиться и методам проповеди у иноверных. О. Михаил отметил, что это касается не только священства, а проповедовать должен каждый христианин. Однако нельзя использовать греховные методы, будь то манипуляция, обман, метод подкупа, запугивания, черный пиар, которые очень часто практикуют различные сектанты. Методы, которые нужно использовать для проповеди, — это свобода выбора, правда и любовь. Именно на них должен основываться рассказ о Вере. Также о. Михаил упомянул и о средствах проповеди: СМИ, телепередачи, искусство, коммуникации и т.д.
Чтец Василий Гладышев выступил с докладом «Опыт противодействия антистарообрядческой пропаганде в СМИ». Он рассказал об анализе антистарообрядческой телепередачи, в которой новообрядческий публицист Щербанюк заявил, что старообрядчество — это новшества, введенные в XV—XVI веках. Василий предложил собираться и обсуждать антистарообрядческие телепередачи. Также докладчик предложил проводить диспуты, писать апологетическую литературу на русском языке, ввиду плохого понимания широкой публикой церковнославянского языка. Василий подчеркнул значимость проповеди старообрядчества в СМИ и на телевидении.
Затем иерей Михаил Родин рассказал о влиянии различных факторов на результативность проповеди. Докладчик отметил важность образованности проповедника. Многие святые были очень образованными людьми. О. Михаил отметил, что верующие должны быть интеллектуалами, повышать свою грамотность, учить иностранные языки. «Если вы высококлассные специалисты своего дела, вам будет легче проповедовать», — отметил о. Михаил.
После докладов был организован Круглый стол «Задачи и пути развития проповеди в современном мире». Его участники обсудили заслушанные доклада, поделились впечатлениями. Особо отметили, как важно рассказывать о своей вере всем интересующимся.
Ждем полные версии докладов!