100 лет назад, 30 декабря 1916 года, в Петрограде в возрасте 65 лет умер великий изобретатель и конструктор, автор многих изобретений в различных областях техники Огнеслав (Игнатий) Степанович Костович.
Сегодня достаточно сложно составить полный список изобретений Огнеслава Степановича Костовича. Это и такие простые вещи, как технология использования воздушных шаров для сигнализации на море, и такие сложные механизмы, как двигатель внутреннего сгорания. Представляет интерес и его идея о воздушной торпеде, электроаэронавтический телеграфный аппарат, а также оборудование для подъема утонувших кораблей. Костович реализовал права почти на сотню изобретений, но многие из них так и остались на бумаге. Он так и не стал широко знаменит, подобно своим современникам — Николе Тесла или Готтлибу Даймлеру. Однако, именно ему принадлежат идеи великих технических изобретений.
Серб по национальности, Огнеслав (Игнатий) Костович происходил из дворянского рода. В юности жил в г. Пешт Австро-Венгрии. Закончив Высшее техническое училище и школу судовождения, работал в торговом флоте, где водил каботажные суда. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Костович командовал кораблем «Ада».
«Я славянин, и за мать всех славян — Россию — готов отдать жизнь!» — так 26-летний Костович ответил согласием на просьбу представителя русской армии остаться капитаном парохода «Ада», которое приобрело русское морское ведомство для обеспечения переправы войск через Дунай.
В октябре 1878 года он подал прошение императору Александру II о получении российского гражданства и использовании своих изобретений в России и вскоре переселился в Россию. Здесь он впервые пробует свои силы в качестве одного из создателей истории воздухоплавания в России и первым подает мысль об учреждении Русского общества воздухоплавания. В 1879 году Огнеслав Степанович Костович приступил к разработке двигателя внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива.
В 1880 году он изготовил уменьшенную модель двигателя с двумя цилиндрами. Успешные испытания дали уверенность в возможности создания более мощного мотора для дирижабля и для подводной лодки, проект которой он вторично представил Морскому ведомству в том же году, а в начале следующего года установил двухцилиндровый двигатель на катер собственной конструкции. Проба новинки позволила сконструировать комбинацию из четырех таких моторов.
В 1882 году Русскому воздухоплавательному обществу Костович представил проект дирижабля «Россия» — на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания. Автор проекта предлагал соорудить аэростат сигарообразной формы и снабдить его машущими крыльями.
По отзывам современников «…корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к ее корпусу в том же соотношении, что и у орла». В течение следующих нескольких лет чертежи дирижабля неоднократно перерабатывались, в итоговом варианте Костович отбросил крылья и разработал проект жесткого дирижабля объемом в 5000 кубических метров.
Первый дирижабль России должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания.
К 1883 году двигатель внутреннего сгорания был построен, но испытания и доводка продолжались до 1885 года. В результате при массе 240 килограммов был создан 80-сильный бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием. Двигателя внутреннего сгорания с совокупностью таких прогрессивных свойств не существовало. Проект на десятилетие опережал свое время и стал уникальным по целому ряду показателей. Впервые на двигателе внутреннего сгорания Костович применил электрическое зажигание и встречное движение поршней в цилиндрах. Эта новация вскоре стала общей для всех двигателей. Также впервые в качестве топлива предлагалось использовать бензин, до этого употребляемый лишь в хозяйственных целях.
14 мая 1888 года Костович обратился в Департамент торговли и мануфактур, ведавший патентными делами, с прошением о выдаче ему десятилетней привилегии на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами». Русскую «Привилегию» (патент) ему выдали только 4 ноября 1892 года.
Двигатель Костовича был засекречен, и вплоть до 1947 года находился в помещениях ремонтного завода при Охтинской судоверфи г. Санкт-Петербурга. Позже он был представлен в музее при Военно-воздушной академии в подмосковном городе Монино, где в 1965 году было изготовлено два макета двигателя, с помощью которых посетителям музея демонстрировали работу двигателя внутреннего сгорания Огнеслава Степановича Костовича.
Другим изобретением Огнеслава Степановича Костовича стал материал, который, в сегодняшнем понимании этого слова, представлял собой фанеру — тонкие древесные листы (шпон). Костович назвал свой материал «арборитом» и даже построил одноименный завод под Петербургом. Основной его продукцией были изделия из арборита: бочки для вина и керосина, ящики, сундуки, чемоданы, строительные детали и даже фанерные разборные домики. Для изготовления шпона Огнеслав Степанович Костович построил свою «шелушильную машину», а склеивание листов он производил изобретенным им «клеем-цементом». Этот клей не только скреплял листы, но и проникал во все поры распаренной древесины, делая арборит не поддающимся гниению, не восприимчивым к атмосферной влаге и потому постоянным в массе.
Рецепт клея-цемента не дошел до нас, но, судя по имеющимся данным, это был примерно альбуминно-казеиновый клей или что-то близкое к нему. Двадцать лет спустя Огнеслав Степанович Костович запатентовал технологию производства арборита-фанеры, в России он получил «Привилегию» в 1887 году, которая была продлена в 1892 и 1902 годах.
В 1879 году Костович демонстрировал свои летающие модели вертолета, самолета и орнитоптера, а в 1881 году приступил к постройке самолета в натуральную величину.
31 октября 1911 года он получил «Привилегию» на две схемы самолетов: сухопутного триплана и аэрогидроплана, имевших ряд общих частей. В проекте были даны принципиальная схема воздушных тормозов в форме раздвижного вертикального оперения, противокапотажного шасси, принудительного ускорения потока под и над крылом. Корпус самолета имел форму лодки, что также было новым для 1911 года.
В аэрогидроплане был широко применен арболит, из которого была сделана лодка, лонжероны крыльев и другие части. При его постройке никаких гребных колес Огнеслав Степанович Костович не делал, а снабдил лодку по ватерлинии водонепроницаемыми крылышками поперечной устойчивости — «жабрами», как их теперь называют, сделанными впервые в мире.
Всего на счету конструктора огромное множество изобретений, часть из которых была запатентована и известна, а часть разработок, связанных с военными нуждами, так и не была предана публичности. Гениальный изобретатель, перед умом которого преклонялись «цари и маршалы», умер в обычном номере петербургской гостиницы «Москва» 30 декабря 1916 года. Похоронили изобретателя на Преображенском кладбище г. Санкт-Петербурга. Когда в декабре 1916 года стало известно о кончине Костовича, в газетах писали: «…ушел блестящий изобретатель и ученый, человек, по многим причинам заслуживающий, чтобы будущие поколения помнили его необычную судьбу и научный подвиг».
Комментариев пока нет