Борьба за старообрядческий храм

В воскресенье 17 августа в г. Моршанске Тамбовской области будет освящен старообрядческий храм Успения Пресвятыя Богородицы. Борьба местной старообрядческой общины за этот храм длилась более 13-ти лет.

Храм то возвращали христианам, то отбирали вновь. Иногда казалось, что события вокруг церковного здания приобретают детективный оборот. Впрочем, это и неудивительно для Тамбовской земли. Здесь проходили многие события крестьянской войны под предводительство Емельяна Пугачева. Огненным колесом по уездам и городам края прокатилась гражданская война XX века. В Тамбовской губернии плодились самые загадочные и изуверские секты, такие, как скопцы, духоборы и шалопуты.

Однако самое сильное влияние на духовную жизнь региона оказывали старообрядцы. Старообрядческие общины появились на территории Тамбовского края с самых первых лет после церковного раскола ХVII века. Число старообрядцев и их влияние на дела в крае было столь велико, что  первые епископы Тамбовской епархии (учрежденной в новообрядческой церкви уже после церковного раскола) так или иначе мирились с наличием такого старообрядческого большинства, а иногда и тайно ему сочувствовали.

Как говорит Тамбовская летопись и другие исторические документы, тамбовский епископ Игнатий (декабрь 1698 — 23 августа 1699 гг.) нередко критиковал в кругу своих единомышленников реформы патриарха Никона и императора Петра I. За это он был по приказу царя арестован, подвергнут пыткам, лишен сана и сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался в 1718 году.

Жестокие репрессии, организованные епископом Питиримом Нижегородским при поддержке Петра I, смогли в первой половине XVIII века несколько уменьшить влияние старообрядчества в Тамбовском крае. Тем не менее в XVIII-XIX веках большое число старообрядцев продолжало проживать в Спасском, Темниковском и других уездах губернии. В 1820 году по распоряжению новообрядческого епископа Феофила в епархии собрали и предоставили в консисторию подробные сведения о количестве проживающих в регионе староверов. Выяснилось, что на рубеже столетий число старообрядцев в тамбовской губернии значительно увеличилось. Старообрядческие общины края не только продолжали существовать, но и распространили свое влияние на другие регионы страны. Некоторые же выходцы из Тамбовских земель получили признание и в столицах.

Михаил Федорович ЯсашновТак, хорошо известен купец, фабрикант, владелец фабрики меховых изделий и завода фотопластинок, издатель, гласный московской городской думы Михаил Федорович Ясашнов (1843 — 1909). Он происходил из семьи старообрядцев г. Спасска Тамбовской губернии. В  Москве в 1908 году Ясашнов организовал Никольско-рогожскую старообрядческую общину христиан (беглопоповцев), которой принадлежало два храма — во имя великомученицы Екатерины (до ноября 1910 г. помещалась в доме Ясашнова)  и святителя Николы при доме Худяковых, а также несколько других зданий.

К концу XIX века все большее число старообрядцев Тамбовского края признает старообрядческую трехчинную  иерархию, известную под названием Белокриницкой иерархии. Одним из центров старообрядчества Белокриницкой иерархии был город Моршанск.

После 1905 года старообрядцам было дозволено строить новые храмы. Одним из построенных в этот период храмов и стала церковь Успения Пресвятой Богородицы. Расположенный на Софийской улице (сегодня ул. Лотикова), храм  был заложен в 1913 году по благословению владыки Иоасафа Калужского и освящен всего через год, в 1914 году, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Благоустроителем сей церкви стала супруга моршанского городского головы А. А. Смесова — Мария Ивановна (урожденная Никифорова).

Старообрядческая церковь города Моршанска

Храм был освящен епископом Кононом Московским (неокружническим), а первое богослужение состоялось 29 ноября 1914 года.

Всего через четыре года после освящения храма, после октябрьской революции 1917 года, на моршанских старообрядцев обрушились гонения безбожной власти. В 1924 году из церкви было изъято и передано в краеведческий музей уникальное собрание икон. Сам храм был закрыт в 1929 году под предлогом того, что в городе и так много церквей, «которых, помимо старообрядческой церкви, вполне достаточно для обслуживания верующих в Моршанске». Благодаря многочисленным протестам, причем не только староверов, церковь не взорвали, как планировалось, но просто закрыли. Затем здесь, причем прямо в алтаре, открыли ликеро-водочный магазин, а после и продуктовую лавку. Как пишут местные авторы, дом причта распределили под квартиры работников табачной фабрики. В 1990 году здание моршанской церкви было передано на баланс отдела культуры, якобы для создания музея, однако никакого музея там создано так и не было. Впрочем, в здании храма был проведен ремонт, внешне церковь теперь выглядит как новая.  

В конце 90-х годов старообрядцы Моршанска стали добиваться возвращения храма верующим. В 2001 году старообрядцы зарегистрировали свою местную общину Успения Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви и получили разрешение на использование храма.

К сожалению, уже через две недели храм вновь был отобран  у верующих. На вопросы журналистов, почему здание не может снова действовать в качестве церкви, глава городского комитета по культуре Светлана Малышева объяснила, что это неприемлемо для местных жителей, дома которых расположены вблизи «такого учреждения». «Расположение религиозной организации, отличной от нашей собственной веры, в нашем дворе угрожает будущему наших детей, прежде всего, их безопасности, здоровью и моральному развитию», — заявили жители близлежащих домов в своей жалобе. В здании были отключены газ и электричество и его вернули государству.

Окончательного возвращение храма верующим пришлось ждать еще долгие десять лет. За это время старообрядцы встречались с представителями власти всех уровнях.

В 2006 году митрополит Корнилий (Титов) встретился с Уполномоченным по правам человека в России. Во время встречи стороны обменялись мнениями по поводу соблюдения прав староверцев на полноценную богослужебную жизнь и проповедь. Особенное беспокойство владыка Корнилий выразил в связи с ситуацией в нескольких городах России, таких как Киров и Моршанск, где нарушаются права верующих, а старообрядческие храмы либо не передаются их бывшими владельцами Церкви, либо находятся под угрозой передачи иным, неисконным конфессиям.

В 2007 году этот случай был упомянут в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год. Однако решительный прорыв в решении этого вопроса был сделан в ходе консультаций между Московской Митрополией РПСЦ и администрацией Тамбовской области. 

15 января 2013 в администрации Тамбовской области состоялась встреча митрополита Московского и всея Руси Корнилия с губернатором области Олегом Ивановичем Бетиным. На встрече также присутствовали заместитель главы администрации Тамбовской области Сергей Алексеевич Чеботарев, председатель Моршанского городского Совета народных депутатов Татьяна Валентиновна Стрельцова, глава администрации города Моршанска Геннадий Викторович Калинин. Со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви в беседе участвовали окормляющий Моршанскую старообрядческую общину священник о. Александр Маслов, председатель общины Андрей Потаенко и секретарь митрополита протодиакон Виктор Савельев.

Встреча с губернатором Тамбовской области О. И. Бетиным

В центре разговора была судьба бывшего старообрядческого храма г. Моршанска.

В ходе встречи губернатор Тамбовской области Олег Иванович Бетин заверил, что храм будет полностью возвращен старообрядцам в ближайшее время, а председатель городского Совета Моршанска Татьяна Стрельцова обещала оказать возможную поддержку в деле возрождения старообрядческой церкви.

Первый молебен в храме г. МоршанскаВстреча прошла в теплой дружественной атмосфере, а в завершение беседы губернатор передал в дар владыке рукописную Псалтырь середины XIX века.

По окончании встречи митрополит Корнилий и сопровождающие его лица прибыли в г. Моршанск, где под сводами храма был совершен молебен Успению Пресвятыя Богородицы.

Временно окормляющим общину Моршанска был назначен иерей Алескандр Маслов, настоятель старообрядческого храма в Рязани.

Однако членам моршанской общины было предложено продолжить изыскания постоянного настоятеля сего прихода. И таковой вскоре нашелся. Им стал выходец из известной старообрядческой семьи Бобковых, сын протоиерея Евгения Бобкова о. Никола Бобков, до этого служивший в селе Старая Некрасовка (Украина). Летом этого года о. Никола вместе с семьей переехал в Моршанск и приступил к обустройству храма.

Члены моршанской старообрядческой общины и  настоятель Успенского храма о. Никола Бобков

Спустя непродолжительное время встал вопрос об освящении церкви, поскольку за время её бездействия она была осквернена. По благословению Высокопреосвящейщего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, освящение храма в г. Моршанске Тамбовской области назначено на воскресенье, 4 августа ст.ст.(17 августа н. ст.).

Дополнительная информация

Старообрядческая община Успенской церкви г. Моршанска приглашает всех желающих древлеправославных священнослужителей и христиан на торжества освящения храма. Богослужение начнется 16 августа в 15:00 и продолжится на следующий день в воскресенье в 6:00 утра. После Богослужения состоится праздничная трапеза.

Телефоны для справок:

настоятель храма о. Никола Бобков: +7 (920) 495-70-71, +7 (985) 862-42-87 домашний +7 (47533) 4-24-07;
председатель общины Андрей Потаенко: +7 (920) 481-41-47, +7 (47533) 7-45-01.

Для желающих разместиться в гостинице: недалеко от церкви находится гостиница «Цна».

Внутренний интерьер храма

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля