Ctrl+Enter — отправить

zavoljskii

Сегодня св.свщмч. и исп.протопопа Аввакума - престольный праздник в Большое Мурашкино, в этом удивительно прекрасном уголке на нижегородских "горах". В начале 90-х бывший единоверческий большой храм был передан общине РПсЦ, которая, как и настоятель о. Никола, общительны и доброжелательны. А недалеко в с .Григорово, где толи в 1620 или 21 гг. родился Аввакум, до установки там креста и памятника, мало что напоминало о нем (разве что картина о его ссылке в Сибирь, а старообрядцев там не проживало). Но благодаря инициативе директора местного краеведческого музея и о. Николы, по благословению митрополита Алимпия ( родительский дом которого находится в соседнем г.Лысково), были организованы чтения, а затем стал совершаться ежегодно многолюдный крестный ход. В Григорово хотели построить часовню, но на Рогожском решили, что нужен храм ( появились ли там жители - старообрядцы не известно), однако, в связи со сменой обещавшего поддержку губернатора, вопрос подвис. А до юбилея уже немного времени.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Татьяна

А какая судьба была у детей протопопа Аввакума? Что-нибудь известно о них? Анастасия Марковна сколько прожила?
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

"Жена Аввакума, Анастасия Марковна (1624-1710), родом из того же села, что и Аввакум, Григорова. Родилась в семье кузнеца. В 1664-ом году вместе с детьми была сослана на Мезень, а в 1670-м г., вместе с двумя сыновьями, Иваном и Прокопием, заточена там же в земляную тюрьму. Освобождена Анастасия была не ранее казни ее мужа в 1682-ом году, а покинуть мезенскую ссылку она смогла только в 1693-ем году" (комментарии к "Житию" протопопа Аввакума).
"Возлюбленнии, молю вы, яко странники и пришельцы, огребатися от плотских похотей, иже воюют на душу... Аще о внешнем всегда будем пещися, а о души когда будем промышлять? Тогда, егда умрем?.. Чего для печесься о излишних и о плотских скорбишь? Глаголете ми: "не знаем де, как до конца доживать"... Али Бог забыл нас?.. Наг оттоле и доныне, - уже три года будет, да Бог питает мя и согревает, и вся благая подает ми изобильно..." (из писем Аввакума к семье, около 1670 г., из Пустозерского заточения).
более 3-х месяцев назад

Алексей

Некоторые дети Аввакума находясь в ссылке в Мезени создали свои семьи. их потомками на Мезени считается фамилия Протопоповых, а также фамилия Мезенцевых в одной из деревень в Шалинском районе на Урале. Сын Аввакума Иван Аввакумович вероятно был старообрядческим проповедником и умер в заточении в петропавловской крепости в 1720 г.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергей Агеев

"сокрушительный удар по древним христианским традициям и канонам, которые к тому времени сохранились не повреждено только лишь в Русском Православии"

Но тогда получается - куда ни кинь, всюду клин. Даже если бы патриарх Никон не стал бы проводить унификацию текстов и обрядов с греческой практикой, все равно получается, что Русь бы вошла в конфликт с другими православными Церквами?
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

Если бы не Никон, может быть, все было бы по другому, по другому бы решились все вопросы. Даже у новообрядчеких историков написано, какая сложная была ситуация. Например, такой историк, как Карташов, который не так лояльно был настроен и по отношению к старообрядцем, так же в сложившейся ситуации больше всего критикует действия Никона.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

То есть можно предположить, что в каждой Церкви сохранялись бы свои особенности? И в этом случае удалось бы избежать полемических перехлестов в отношении греческих особенностей со стороны сторонников древлеправославного обряда?
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

Современный исторический исследователь Б. П. Кутузов (РПЦ), в своей работе "Церковная реформа 17-го века как идеологическая диверсия, пишет: "...Задолго до царя Алексея и Никона главный пункт "реформы" (ее суть) был продуман иезуитами, сформулирован и выдан своим агентам в качестве рабочей инструкции. Этот план иезуитов почти полностью и был выполнен спустя полвека в процессе церковной "реформы" 17-го века". Думаю для того, чтобы основательно разобраться в этом вопросе, необходимо почитать соответствующую историческую литературу.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

Конечно, надо изучать. Самый ужас в том, что в результате раскола проиграло всё Вселенское Православие. И староверы, и православные, и греки. И Россия ослабела в самоистреблении, десятки тысяч твердых в вере русских людей погибли, и великие мечты освободить Константинополь и христиан Ближнего Востока не осуществились, и греки, способствовав ослаблению России, обрекли себя на столетия турецкой неволи. И все видят свою правду, а вот того, что при этом лишились, никто не хочет признавать. Ну а в будущем - кто знает?..
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

"Своя правда" - дело житейское и непостоянное, правда людская подвержена постоянным изменениям. Но есть еще Высшая Божья Правда, вечная и неизменная, она одна для всех людей. Дай Бог нам каждому найти и понять эту правду - как спасти свою душу.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергей Агеев

"оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом"

Ну, в общем, люди в те годы об Аввакуме слышали, да. Одно из воспоминаний раннего детства начала 1980-х: номер "Роман-газеты" с повестью о каком-то исследователе, который искал автограф Жития протопопа. Я еще, за малостью лет, ничего толком не понимал, но вот это ощущение тайны и поиска ("Вот! Аввакум! Автограф!") осталось. Названия и автора не помню, к сожалению. Возможно, это повесть Жукова "Владимир Иванович" за 1981 год, но это надо текст смотреть. А тиражи у "Роман-газеты" были тогда огромные.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Инокиня Ливия

Советские художники, под влиянием общепринятой идеологии (можно вспомнить советский кинофильм "Тучи над Борском"), смотрели на верующих людей, тем паче на старообрядцев, как на суровых фанатиков и, соответственно, изображали их так, чтобы произвести как можно больше отталкивающее, негативное впечатление. В оформлении жития священномученика Аввакума (за 1960-ый год) использован тот же прием.
более 3-х месяцев назад

Глеб

"Тучи над Борском" фильм относительно правдивый, чему встречал подтверждение от самих людей живших в то время и посещавших собрания адвентистов седьмого дня. Конечно, сцена с распятием главное героини явное преувеличение, но все остальное очень похоже на действительность. Однако то, что в советское время верующие показывались мрачными фанатиками это правда, но к данному фильму это не вполне относится. В качестве действительно страшной агитки можно привести фильм "Хмель" (поставленный по одноименном роману Алексея Черкасова) в 1991 году.
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

Не помню подробности, помню только общий смысл противорелигиозной агитации.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

Фильмы времен хрущевских гонений действительно очень злобны по отношению к верующим. Даже там где не преследовалась специально антирелигиозная цель, могли все равно мимоходом, но жестко, с этаким комсомольским задором, высмеять или выставить неприглядно.
Позже по разному было, но вот если брать именно староверов, миллионы людей могли бы вспомнить фильмы о Михайле Ломоносове. Знаменитый сериал 1986 года с одноименным названием, и фильм "Дым Отечества" о молодых годах будущего великого ученного. В обеих картинах обыгран один и тот же сюжет - о близости Ломоносова в определенный момент к беглым старообрядцам с последующим разочарованием. И, конечно, нельзя забыть трагические сцены самосожжения староверов. Как Михайло потом на пепелище берет в руки обруч сгоревшей девочки... И ведь не сказать, что староверы представлены плохо - наоборот, очень интересно смотреть. Но дискредитация проведена всё равно - их наставник в обоих случаях, подбив людей к самосожжению, остается в живых. Хотя в "Дыме Отечества" это реально масштабная личность - волевой, жесткий, могучий ум. Лучшей характеристики плюсов и минусов Петровской эпохи и самого Петра Первого, чем той, которую сценаристы вложили в его уста, еще поискать. Но не могли в при атеистической идеологии сделать религиозных персонажей полностью положительными, это всегда надо учитывать.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить