Какой календарь правильный

Статья написана математиком и посвящена церковно-календарным вопросам. В частности, обсуждается так называемая «правильность» современного гражданского (григорианского) календаря и якобы «неправильность» с научной точки зрения календаря Православной церкви. На самом деле, эти «правильность» и «неправильность» — не более, чем демагогические ярлыки, ловко навешанные противниками Православия без всякого научного основания. К сожалению, многие православные христиане верят им и полагают, будто бы наш православный церковный календарь действительно менее точен астрономически, чем гражданский. Это грубое заблуждение.

В связи с вопросом о «правильности» календарей в статье рассмотрен также вопрос о праздновании Пасхи и ряд других календарно-астрономических вопросов, которые могут волновать верующего человека.

Более подробное изложение всего того, что здесь написано, а также исчерпывающие ссылки на источники можно найти в книге автора «Счет лет от Христа и календарные споры» (Москва, издательство «Астрель»).

1. Никейский собор, календарь и пасхалия

Напомним вкратце некоторые известные вещи, небходимые для понимания сути дела.
  
Вскоре после принятия апостольского христианства в Римской Империи, на Первом вселенском соборе в Никее, где участвовал сам император Константин Великий, святые отцы утвердили православную пасхалию. В дальнейшем христианская церковь всегда придавала пасхалии и церковному календарю очень большое значение.

Церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей: неподвижной и подвижной.

НЕПОДВИЖНАЯ часть православного церковного календаря — это календарь, который называют еще «юлианским календарем»  или «старым стилем календаря». По числам этого календаря распределены «неподвижные» православные христианские праздники. Кстати, «неподвижными» они называются именно потому, что приходятся каждый год на одно и то же число ЮЛИАНСКОГО календаря.

Вторая, ПОДВИЖНАЯ часть церковного календаря определяет сроки празднования христианской Пасхи и некоторых других отсчитываемых от нее праздников. Например, Вознесения, Троицы, начала Петрова поста. К подвижной части церковного календаря относится также счет церковных недель, который начинается от последней прошедшей Пасхи. Христианская Пасха и отсчитываемые от нее праздники называются подвижными потому, что их место в юлианском календаре год от года меняется. При этом, день Пасхи в числах юлианского календаря  изменяется по вполне определенному правилу. Это правило — «пасхалия», — тесно связано с рядом астрономических понятий, о которых пойдет речь ниже.

Совокупность неподвижной и подвижной частей церковного календаря называется календарем-пасхалией или просто пасхалией. Не надо забывать, что в пасхалию входят не только правила определения Пасхи, но и сам юлианский календарь. Ведь лишь по отношению к нему эти правила имеют смысл.

Обе части христианского календаря-пасхалии в своей совокупности определяют порядок церковной службы на каждый день года. Именно поэтому канонизация календаря-пасхалии имела основополагающее значение для Церкви. Пасхалия обеспечивала единообразие церковной службы в различных местах и являлась, таким образом, одной из основ
церковного богослужения.

В Средние века пасхалия входила в состав канонических церковных книг. На Руси в XVII веке она включалась, в частности, в «Следованую Псалтырь». В русских церковных книгах XVI-XVII веков пасхалия была представлена в виде набора таблиц, определяющих, в частности, дату празднования православной Пасхи для любого наперед заданного года. Отсюда и ее название — ПАСХАЛИЯ.

2. Как устроена пасхалия

Расскажем подробнее, что представляет собой церковный календарь-пасхалия.

Это набор обширных таблиц, определяющих взаимосвязь нескольких календарно-астрономических величин, связанных с юлианским календарем. Они относятся как к внутреннему устройству юлианского календаря, так и к его связям с астрономическими явлениями. Вот некоторые примеры индикт, круг Солнцу, круг Луне, эпакта, основание, ключ альфа, ключ границ, вруцелето и т.д. Церковно-славянскую пасхалию можно найти, например, в Следованой Псалтыри, листы 615-650. С западно-европейским вариантом пасхалии легко познакомиться по многим современным книгам, посвященным календарям и хронологии.

Одна из таблиц пасхалии позволяет определить день христианской Пасхи для любого наперед заданного года. Входным значением этой таблицы является так называемый «ключ границ» данного года, который необходимо предварительно определить, пользуясь другими таблицами пасхалии.

Важное обстоятельство: пасхалия основана на предположении, что все календарные показатели, используемые для определения дня христианской Пасхи, в точности повторяются через каждые 532 года. Этот 532-летний период повторения дня Пасхи в юлианском календаре называется «великим индиктионом». Полные пасхальные таблицы включают в себя обширный перечень разнообразных календарных величин на весь 532-летний «великий индиктион» [701].

Начало «первого» великого индиктиона совмещено (и это не случайно) с началом византийской эры «от Адама», или, как ее еще называют «эры от сотворения мира». Последний великий индиктион начался в 1941 году и продолжается в наши дни.  Предыдущий — начался в 1409 году н.э. Тот, что был до него, — в 877 году н.э. и т.д.

Кстати, в старых пасхальных таблицах упоминается не только Пасха, но и некоторые другие христианские праздники. Правда, далеко не все. Вот полный их перечень согласно пасхалии из Следованой Псалтыри 1652 года, листы 615-616 и 633-640. Он очень интересен.

1) Пасха,
2) Рождество Христово (25 декабря старого стиля),
3) Благовещение (7 апреля старого стиля),
4) Георгий Победоносец (23 апреля старого стиля),
5) Иоанн Богослов (8 мая старого стиля),
6) верховные апостолы Петр и Павел (29 июня старого стиля),
7) святая Евдокия (начало мартовского года 1 марта старого стиля),
8) 40 севастийских мучеников (9 марта старого стиля),
9) Алексий, человек Божий (17 марта старого стиля).

3. Правила о Пасхе

Обратимся к каноническому средневековому церковному сочинению — Собранию святоотеческих правил Матфея Властаря. Там содержится большой раздел, посвященный правилам празднования христианской Пасхи. Властарь, в частности, пишет следующее:

«Правило о Пасхе полагает два ограничения: не праздновать вместе с иудеями и праздновать только после весеннего равноденствия. К ним были по необходимости добавлены еще два: совершать праздник после первого же по равноденствии полнолуния, но не в любой день, а в первое по полнолунии воскресение. Все эти ограничения, кроме последнего соблюдаются твердо и поныне (речь идет о времени жизни Властаря — Авт.), но теперь мы часто переходим на более позднее воскресение.

Именно: мы всегда откладываем два дня от Пасхи законной (то есть от иудейской Пасхи, которая, согласно определению Православной церкви представляет собой первое полнолуние после весеннего равноденствия — не путать с определением иудейской Пасхи самими иудеями! — Авт.) и переходим к следующему за тем воскресению. Случилось же это не по неведению или неумению утвердивших правила отцев, но из-за движения лунного», Матфей Властарь, состав П, гл.7.

Для полноты приведем также церковно-славянский текст по старообрядческому изданию 1908 года (Балахна, 1908):

«Яко два полагает устава о пасце правило: аще иудеом не сопраздновати нам и весньное пождавати равноденство. Им же ине две понужди последова: творити же праздник абие во первое по равноденстве вселуние, и по сем не в кий в годе день просто, но в первом по вселунном абие от седьмицы дни. И убо иные от устав еще и ныне твердостне соблюдаются, неделя же яже по вселунии многажды нами прелагается, еже двема прелагати днема на коеждо лето пасце законней и по онех на неделю преходити. Случися се не от невидения или от неискуства уставльших отец, иже о пасце сей закон, но течению лунному вина возносится сия…», лист 173.

Итак, Матфей Властарь сообщает следующее. Два первоначальных, основных апостольских правила о Пасхе были:

1) Не сопраздновать Пасху с иудеями.

2) Праздновать Пасху только после весеннего равноденствия.

Впоследствии при составлении пасхалии святыми отцами были добавлены ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ еще два правила, поскольку апостольские правила не однозначно определяют день Пасхи, а лишь накладывают на него определенные условия. Два добавленных святыми отцами правила были таковы:

3) Праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния. То есть после иудейской Пасхи, которую в христианской святоотеческой литературе считали в точности совпадающей с этим полнолунием и называли «законной Пасхой» — то есть Пасхой по закону Моисея, а также — «14-й Луной».

4) Праздновать Пасху предписывалось не в любой день недели, а именно в ПЕРВОЕ же воскресенье, следующее за упомянутым полнолунием, то есть за иудейской Пасхой.

4. «Проблема четвертого правила»: как из мухи раздули слона

Первые три из указанных четырех правил соблюдаются твердо и поныне (то есть в его время), пишет далее Властарь,  а вот 4-е правило, состоящее в том, что пасхальное воскресенье должно быть ИМЕННО ПЕРВЫМ после полнолуния, уже нарушено.

Далее, Матфей Властарь совершенно верно с астрономической точки зрения объясняет, почему с течением времени возникло указанное нарушение. Причина в том, что заложенный в основу расчета дат Пасхи календарный «круг Луне» (метонов цикл) астрономически не совершенно точен. Хотя точность его настолько высока, что первые несколько сотен лет его использования не давали никаких расхождений с астрономией. Но примерно через 300 лет все же же выяснилось, что существует очень медленное смещение дат полнолуний, определяемых пасхальным кругом Луне, относительно дат реальных астрономических полнолуний. Ко времени Матфея Властаря смещение дат было уже очевидно. Властарь знает о нем и верно оценивает его величину — около 1 суток за 300 лет.

Поэтому от реального полнолуния до Пасхи, пишет Властарь, проходит теперь (то есть в его время) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ДНЕЙ.

Поясним, что день Пасхи привязан к календарному кругу Луне из пасхальных таблиц. Поэтому когда с течением времени пасхальный круг Луне из-за накопленной вековой ошибки разошелся с реальными полнолуниями на двое суток, то, естественно, это отразилось на дне Пасхи. Расстояние между первым весенним полнолунием и Пасхой увеличилось. Первоначально это расстояние было просто неотрицательно, то есть Пасха не могла наступить раньше первого весеннего полнолуния. Ко времени Властаря оно увеличилось и стало больше или равно двум дням. Таким образом получилось, что определяемая по пасхалии Пасха во времена Властаря уже не могла наступить раньше, чем через два дня после первого весеннего полнолуния.

Отметим, что согласно пасхалии между первым весенним полнолунием и Пасхой и так проходит в среднем больше двух дней. Ведь согласно правилам, Пасху необходимо было ждать после весеннего полнолуния до ближайшего воскресенья. То есть в среднем три дня (половину недели). А в большинстве случаев — не менее двух дней. Поэтому образовавшийся ко времени Властаря двухдневный зазор между реальными и календарными (пасхальными) первыми весенними полнолуниями проявлял себя далеко не всегда. Чаще всего он не приводил к нарушениям каких-либо правил о Пасхе, в том числе и четвертого.

Но в те отдельные годы, когда пасхальное (календарное) расстояние между первым весенним полнолунием и Пасхой было меньше двух дней, ЧЕТВЕРТОЕ (добавочное!) правило о Пасхе во времена Властаря уже начинало нарушаться. А именно: пасхальное воскресенье становилось уже не первым, а вторым после астрономического весеннего полнолуния. Хотя продолжало оставаться первым после пасхального календарного полнолуния, опережавшего астрономическое на два дня.

Вот пример. Предположим, что астрономическая иудейская Пасха (первое весеннее полнолуние) пришлась на субботу. Тогда, согласно 4-му правилу, христианская Пасха должна была бы праздноваться на следующий день, в воскресенье. Но из-за образовавшейся 2-дневной отступки пасхалия определит КАЛЕНДАРНУЮ иудейскую Пасху на два дня позже астрономической. То есть в нашем примере определит ее не на субботу, а не следующий за ней понедельник. Соответственно, христианская Пасха будет назначена пасхалией ЧЕРЕЗ ОДНО воскресенье после астрономиской иудейской Пасхи. И четвертое правило о Пасхе будет нарушено.

Но при этом все остальные правила о Пасхе, кроме четвертого, включая оба апостольских, останутся в силе. У нас, в Православной церкви, они остаются в силе и по сей день. Более того, они будут оставаться в силе ВСЕГДА. Но только у нас. У католиков они уже давно нарушены, см. ниже.

Итак, православная пасхалия удовлетворяет — и всегда будет удовлетворять — двум апостольским основным правилам о Пасхе и одному дополнительному (третьему) правилу. Что касается последнего дополнительного правила — четвертого — то в силу чисто астрономических соображений в наши дни его уже НЕВОЗМОЖНО удовлетворить, не нарушая апостольских правил о Пасхе. Ничего страшного в этом нет. Более того, этот вопрос уже подробно обсуждался в Православной церкви во времена Матфея Властаря и была признана необязательность точного выполнения четвертого правила.

Правила же празднования Пасхи в Католической церкви приносят в жертву точному соблюдению четвертого правила апостольские постановления о Пасхе (которым они не удовлетворяют). В этом смысле католическая пасхалия — НЕПРАВИЛЬНАЯ. См. подробности в книге Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко «Пасха» (Москва, изд-во «Астрель»).

5. Григорианская реформа календаря

В конце XVI века пасхалия, которая до того была общей для всех христианских церквей, подверглась изменению на Западе. Оно было связано с именем папы Григория XIII и известно как знаменитая «григорианская реформа календаря». Поэтому современный гражданский календарь и называют «григорианским».

Далеко не все отдают себе отчет, что на самом деле это была  не реформа гражданского календаря, которая получилась просто как «побочный продукт» преобразований папы Григория XIII , а РЕФОРМА ПАСХАЛИИ.

Григорианская реформа была осуществлена на основе разработок итальянского врача и математика Луиджи Лилио. Итогом реформы был возникновение григорианского гражданского календаря, который впоследствии в разное время был принят в Европе. Однако в России его не принимали вплоть до прихода к власти коммунистов в 1917 году.

Григорианский календарь называют также «новым стилем» в отличие от «старого стиля» — юлианского календаря, служившего в России официальным гражданским календарем до 1917 года. В Русской Православной Церкви реформы календаря не было. (Справедливости ради надо сказать, что новообрядцы все-таки сделали попытку при патриархе Тихоне перейти на григорианский календарь. Но столкнулись с тем, что  церкви по праздникам стали стоять пустые, почти никто из прихожан не приходил на службу. Поэтому пришлось отыграть назад).

Сегодня Русская Православная церковь — как старообрядческая так и новообрядческая — пользуется юлианским календарем («старым стилем») и старой, неизменной пасхалией. После григорианской реформы православные и католики стали праздновать Пасху в разные дни (хотя изредка бывают совпадения).

Григорианская реформа 1582 года состояла в следующем.

1) Были изъяты 10 дней -— после 4 октября 1582 года совершен скачок сразу на 15 октября.

2) Было введено правило исключения високосов. А именно: предписано считать простыми, а не високосными годы, кратные ста, но не кратные четыремстам. Таким образом, в течении каждых 400 лет в григорианском календаре исключаются три високоса.

За счет этого правила исключения високосов григорианский календарь обгоняет юлианский на 3 дня каждые 400 лет. К настоящему времени разница между ними составляет 13 дней вместо первоначальных 10-ти.

Григорианская реформа прямо связана с датировкой Никейского собора. Изъятие 10 дней, предписанное папой, имело своей целью изменить календарь таким образом, чтобы весеннее равноденствие приходилось всегда на то же число марта, на которое оно приходилось во времена Никейского собора. Изъятые 10 дней — это рассчитанная авторами реформы величина смещения точки весеннего равноденствия от IV века (общепринятая датировка Никейского собора) до 1582 года (эпоха самойреформы). Но на самом деле, в основу реформы была положены ошибочные предположения и неверные астрономические вычисления. Поэтому и результат оказался ошибочным.

Для правильного понимания причин григорианской реформы надо избавиться от распространенного предрассудка о якобы «правильном григорианском календаре» в противоположность «неправильному юлианскому». На самом деле это совершенно не так. Просто в сознании людей прочно укоренилось представление чисто пропагандистского характера о том, что григорианский календарь якобы «правильнее» юлианского, поскольку средняя продолжительность года в нем, дескать более точна астрономически, чем в юлианском. Многие воспринимают это как самоочевидную истину. Однако это НЕВЕРНО.

Что такое солнечный год? Многие думают, что это вполне определенная величина. На самом деле, это не так. Солнечных года ДВА и они слегка отличаются друг от друга. Один солнечный год — это период обращения Земли вокруг Солнца (так называемый «звездный» год). Второй — промежуток времени между двумя последовательными весенними равноденствиями (так называемый «тропический» год). Первый определяется движением Земли вокруг Солнца. Второй — колебанием в пространстве оси вращения Земли и связанным с положением этой оси высотой Солнца над горизонтом. Разница между двумя солнечными годами составляет несколько минут.

Средняя продолжительность года в григорианском календаре приближена к величине ТРОПИЧЕСКОГО года, то есть года, определяемого колебаниями земной оси. Средняя же продолжительность года в юлианском календаре находится примерно ПОСЕРЕДИНЕ между тропическим годом и звездным годом. Что, с точки зрения современной науки, гораздо более грамотно. Зачем приближать календарный год к тропическому, отдаляя его от звездного? Ведь период колебаний земной оси ничуть на «лучше» периода обращения Земли вокруг Солнца.

Часто в качестве достоинства григорианскго календаря пытаются выдать то обстоятельство, что весеннее равноденствие в нем почти не имеет векового смещения и всегда попадает примерно на 21 марта. Однако привязка весеннего равноденствия к 21 марта и вообще к какому-либо определенному дню календаря  никак не может служить критерием «правильности» чего-либо. Поскольку не имеет ни практического, ни теоретического значения. Гораздо более существенно, что григорианская реформа привела к определенным практическим неудобствам. Так, например, в юлианском календаре столетие состоит из целого числа суток, а в григорианском — из дробного. Это неудобно, особенно в астрономических вычислениях. Кроме того, григорианский календарь имеет скачок на 10 дней в 1582 году. Юлианский же календарь никаких скачков не содержит.

Таким образом, юлианский календарь устроен проще, разумнее и грамотнее с научной точки зрения, чем григорианский. Зачем же нужна была григорианская реформа, заменвшая «старое хорошее на новое плохое»?

6. Подлинные причины григорианской реформы

Итак, возникает вопрос. Зачем папе Григорию XIII понадобилось приближать длительность календарного года к тропическому? Неужели папу до такой степени заботил вопрос о календарных сроках начала весенних посевных работ, причем даже не в его время, а на тысячи лет вперед? Ведь чтобы равноденствие сдвинулось в юлианском календаре всего на 1 месяц, нужно чтобы прошло почти 4 тысячи лет.

Конечно же нет. Во время григорианской реформы вопрос о подобной «правильности» календаря — в смысле равенства средней продолжительности календарного и тропического годов — даже и не рассматривался. В центре внимания реформаторов был все тот же старый вопрос, который волновал еще Матфея Властаря — о ПРАВИЛЬНОСТИ ПАСХАЛИИ, о ее соответствии четырем ЦЕРКОВНЫМ ПРАВИЛАМ. Причем, никаких новых данных со времен Властаря не появилось. Во времена григорианской реформы, в основном, обсуждалось все то же пресловутое нарушение 4-го правила о Пасхе, о котором уже подробно говорилось выше.

Папа Григорий XIII поставил задачу исправить календарь так, чтобы пасхалия снова стала удовлетворять всем четырем церковным правилам о Пасхе, которым она удовлетворяла во времена Никейского собора. Но для того, чтобы достичь этого, необходимо было бы изменить календарь так, чтобы неподвижным в нем оказалось не только весеннее равноденствие, но и 19-летнее расписание первых весенних полнолуний — «круг Луне». Папа Григорий XIII это прекрасно понимал, и именно такая двоякая цель недвусмысленно выражена им в его знаменитой булле «Inter grabissimas» от 24 февраля 1582 года, которая вводила под угрозой отлучения от церкви реформированный календарь.

Однако, повторим еще раз, в «пасхальной проблеме 4-го правила» ничего не изменилось со времен Властаря. Никакого нового, неожиданного решения этой проблемы так и не появилось. Да и не могло появиться, поскольку задача астрономически неразрешима. Но тогда чего же хотел папа?

Скорее всего, его просто ввели в заблуждение его советники (вряд ли папа сам разбирался в календарных вопросах). Поразительно, но задача исправления пасхалии в том виде, как она сформулирована в булле папы Григория XIII, НЕРАЗРЕШИМА предлагаемыми там средствами! Дело в том, что весеннее равноденствие и 19-летнее расписание первых весенних полнолуний сдвигаются по числам юлианского календаря С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ. Поэтому раз и навсегда остановить их (как требовал папа) за счет изменения средней длины календарного года  НЕВОЗМОЖНО. Что, конечно, сразу же и дало себя знать: расписание первых весенних полнолуний в григорианском календаре начало смещаться в полтора раза быстрее, чем в юлианском и более того — В ДРУГУЮ СТОРОНУ! В итоге, в качестве платы за буквальное соблюдение 4-го правила, в григорианской пасхалии оказалось грубо нарушенным 2-е правило о Пасхе.

Но 2-е правило, в отличие от 4-го, является апостольским правилом. То есть  относится к числу ОСНОВНЫХ требований к пасхалии. 4-е же правило является вспомогательным, введенным лишь для определенности, см. выше. Таким образом, реформированная папой Григорием XIII пасхалия ОТОШЛА ОТ ПРАВИЛ О ПАСХЕ ГОРАЗДО ДАЛЬШЕ, чем было до реформы. Григорианская пасхалия стала нарушать основные апостольские правила о Пасхе, то есть те правила, строгое соблюдение которых было целью реформы!

Приведем текст папской буллы 1582 года по цитате из книги Климишина «Календарь и хронология»:

«В специальной булле Inter grabissimas («Среди важнейших») от 24 февраля 1582 года папа говорит следующее: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV луне (церковное обозначение полнолуния) вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит (?! — в XVI веке эта разница, как легко проверить,  составляла от одного до трех дней — Авт.), но и УСТАНОВИТЬ ТАКЖЕ СПОСОБ И ПРАВИЛА, КОТОРЫМИ БУДЕТ ДОСТИГНУТО, ЧТОБЫ В БУДУЩЕМ РАВНОДЕНСТВИЕ И XIV ЛУНА СО СВОИХ МЕСТ НИКОГДА НЕ СДВИГАЛИСЬ… А  посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед апрельскими календами (21 марта), мы предписываем и  повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами (5 октября) до кануна ид (14 октября) включительно, были изъяты». Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, «на свое место». А чтобы ошибка далее не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток>.

Прямо скажем, текст папской буллы производит странное впечатление. Он содержит сразу две грубых астрономических ошибки. Во-первых, грубо неверно указана разница между пасхальными и истинными (астрономическими) полнолуниями, набежавшая к концу XVI века. Во-вторых, в булле поставлена заведомо неразрешимая с математической и астрономической точки зрения задача — исправить календарь так, чтобы в нем «равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались». Как уже говорилось, эта задача неразрешима потому, что дата весеннего равноденствия и метонов цикл полнолуний (XIV Луна) сдвигаются по числам календаря с разной скоростью и, следовательно, остановить и то и другое одновременно невозможно.

По крайней мере теми средствами, которые предлагаются в папской булле. Для этого пришлось бы придумывать весьма экзотический календарь со вставными днями в марте, не имеющими мартовских чисел, или что-нибудь в таком роде. Отметим, что ни одну из указанных двух ошибок, содержащихся в булле, не мог сделать квалифицированный математик или астроном XVI века. Очевидно, Л.Лилио, консультант папы Григория XIII по вопросам реформы, был не «врачом и математиком», как обычно считается, а просто врачом. Причем, скорее всего, плохим врачом. Иначе бы не занялся делом, в котором ничего не смыслил.

Однако безграмотность григорианской реформы была вполне искуплена наглостью и напористостью ее рекламы. Уже несколько сотен лет нам с детских лет внушают о якобы «неточности» юлианского, то есть православного церковного календаря по сравнению с григорианским. И это внушение действует. Известно, что если постоянно и много раз твердить, что белое — это черное, люди постепенно начнут верить этому. Однажды усвоенная ложь со временем превращается в «общеизвестную истину» и никому уже и в голову не приходит усомниться или самостоятельно проверить то, с чем все согласны. Так устроен человек.

Г. В. Носовский

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля