Артемий Петрович Черчимцев

Артемий Петрович Черчимцев (? — 1905 гг.)

Саратовский поморский начетчик, столп Древлеправославной веры. Артемия Петровича называли «видным начетчиком» и «известным апологетом», его приглашали на собеседования с видными православными миссионерами. Его учителем был сам Терентий Акимович Худошин.

Родился в деревне Ахмат Камышинского уезда Саратовской области [1]. Жители деревни по вероисповеданию разделились на православных — 1/3 и  старообрядцев (спасовцы, поморцы, федосеевцы, филипповцы и секта странников и «скрывших», т.е. подпольников) — 2/3 населения Ахмата.

Основная деятельность А.П. Черчимцева как начетчика выпала на конец 19 — начало 20 века. Это период особо сильной борьбы старообрядцев за свои права, конечный результат которой — подписание закона о веротерпимости и начало «золотого» десятилетия старообрядчества. Однако чтобы достичь «золотого» периода, нужно было в прямом смысле выжить. Велись собеседования, диспуты с видными миссионерами официальной церкви, приглашались начетчики со стороны старообрядцев, собирались Соборы и съезды.

Первое упоминание об Артемии Петровиче, как об «учителе христиан», встречаем на съезде, проходившем в селе Окаеве Лукояновского уезда Нижегородской губернии в январе 1896 года. [2] По приглашению местных христиан из города Саратова прислали двух начетчиков — А.П. Черчимцева и его учителя Т.А. Худошина. Миссионер Александровский писал:

…на опыте я видел, каких борцов создали себе Швецов и Художин. Из школы Швецова и Художина вышли такие апологеты, как Мельников, Усов, Черчимцев, с которыми под силу вести беседы только опытным и искушенным миссионерам [3].

О близких отношениях Худошина и Черчимцева говорят их противники, миссионеры господствующей церкви. [4]

Черчимцев, например, часто меняет тех или других наставников, поднимая тем их умственный и нравственный уровень. Не прочь он бывает учредить в том или другом месте и тайную старообрядческую школу. Запрещая староверам отдавать своих детей в православные школы, он заряжает их, т.о., еще большею нетерпимостью к Церкви… — пишет миссионер, священник города Казани  С. Шлеев.

Противники поморцев в беседах о вере часто замечали о мобильности и активности поморцев. Так, например, Худошин и Черчимцев посещали беседы с «никонианами» на Алтае, в Казани и других городах, будучи сами из Саратова. О ненависти господствующих священников и их частом поражении при беседах подтверждают оскорбительные именования поморцев и начетчиков. Например, миссионер Н. Гринякин в «Миссионерском обозрении» и «Оренбургских епархиальных ведомостях» в статьях упоминал об А.П. Черчимцеве как о «Паразите на почве раскола»; «Пугале русского раскола».

В июне 1899 года Артемий Петрович совместно с Терентием Акимовичем едут в Тобольскую губернию по приглашению раскольников Бийского уезда, на собор в д. Солоновку. [5] Собор был созван на переселившегося из Оренбургской губернии солдата Михаила Васильевича Чувашу, который и в Сибири между раскольниками возбудил немало распрей. С 1874 года М.В. Чуваша восстал на поморцев за то, что они от небрачных не перекрещивают, но принимают через шестинедельный пост без повторения над ними крещения. Для решения спора три раза вызываем был Т.А. Худошин — в 1893, 1898, 1899 гг. [6]

Терентий Акимович Худошин

Однако, несмотря на все унижения и оскорбления со стороны господствующих миссионеров, в печати они все же признавали факт авторитета Худошина и Черчимцева — двух саратовских начетчиков. В Томских епархиальных ведомостях от 1901 года написано: «… столпов Российского Поморства», «чаще всего Терентий Худошин с учеником своим Черчимцевым»,  и продолжает автор: «Законобрачное Поморство заявляет себя попытками усиленной пропаганды, которая в значительной степени сопровождается успехом…» [7]

Умер Артемий Петрович в феврале 1905 года, не дожив немного до принятия закона о веротерпимости и начала «золотого» десятилетия для старообрядцев. 
 

Основные беседы, проведенные Артемием Петровичем Черчимцевым в период церковной активности (1897 — 1905 гг.):

1897 г. Черчимцев беседует с миссионером Виноградовым, а позже со спасовцем Леоновым в деревне Каменка Саратовской губернии. [8]

16 и 17 января 1899 года в селе Акаеве прошли беседы Черчимцева Артемия Петровича с местными миссионерами. Основная тема диспута: о Церкви и ее вечности и неизменяемости догматов. [9]

31-е мая, 1, 2 и 3-е июня 1899 года Артемий Петрович беседовал с миссионером господствующей церкви Иваном Петровичем Ламакиным в селе Байково на тему: имеются ли законные основания к тому, чтобы считать Греко-Российскую церковь, как считают ее раскольники, лишившейся чистоты православия и присутствия в ней благодати Св. Духа? Беседы продолжались по 7-8 часов каждая. [10]

14-го июня 1899 года Черчимцев вел беседу с миссионером Мальцевым в д. Воронихе в миссионерском доме. При беседе присутствовали и Воронихинские наставники во главе с Ксенофонтом Васильевичем Хариным. [11]

29 июня 1899 года была проведена беседа миссионера Ситкова, с одной стороны, Худошина и Черчимцева — с другой в с. Верх-Убинском. [12]

30 июня 1899 года в с. Верх-Убинском Змейногоского уезда Черчимцев ведет беседу с миссионером Ситковым на тему прихода пророков Илии и Еноха. [13]

В сентябре и октябре 1899 года Худошин и Черчимцев провели 11 бесед в с. Красном Яре Новоузенского уезда с миссионером Александровым. [14]  

В 1900 году миссионер господствующей церкви ведет беседу с Артемием Петровичем в пределах Самарской губернии на тему прихода в мир антихриста. [15]

2- 3 апреля 1900 года. Беседа миссионера Г. Головкина и Черчимцева в деревне Пески Таловской волости. Тема беседы: какую и когда создал Господь церковь и доколе она пребудет? [16]

Сентябрь 1902 года. Черчимцев беседует с миссионером в селе Тастуба Златоустовского уезда Уфимской губернии.

9 — 13 декабря 1902 года Артемий Черчимцев ведет 5 бесед со священником города Казани о. С. Шлеевым. Беседы происходили в селе Тастуба Златоустовского уезда Уфимской губернии. Тема бесед: о последнем антихристе, о существе его, о печати и царстве Христова противника.

5 января 1902 года миссионер Н. Гринякин беседует с начетчиком А.П. Черчимцевым в городе Троицке. Тема беседы: о Церкви Христовой; от каких св. отцов и апостолов произнес Макарий, патриарх Антиохийский, при патриархе Никоне в неделю Православия следующие учения: «Предание прияхом, еже знаменоватися всякому православному христианину тремя первыми персты»; кто из св. отцов в чине крещения, молясь Богу, молился при этом и духу лукавому; о клятвах Московских соборов; об антихристе. [17]

Степанов Дмитрий Владимирович, учитель МБОУ СОШ № 17 г. Кузнецка
 

Примечания


[1] Бирюкова М.: «Старообрядческий начетчик А. П. Черчимцев». Интернет-ресурс:  http://www.proza.ru/

[2] «Священник Константин Попов «Раскольнический беспоповщинский (поморского согласия) съезд, происходивший на окраине Нижегородской губернии». Миссионерское обозрение №1 за январь 1899 г., с. 81-88.

[3] Александров Д. «Из отчетных сведений Епар. Миссионера священника Димитрия Александрова, за 1900 год» «Самарские епархиальные ведомости» № 10 от 15 мая 1901 г. (неофициальная часть), с. 554 – 561.

[4] Оренбургские епархиальные ведомости», 1902 г., «Томские епархиальные ведомости» № 15 от 1 августа 1899 г. (миссионерский отдел), с. 7 – 13, Ис. Куропаткин «Саратовский Поморский наставник Худошин в горах Алтая», «Миссионерское обозрение», 1900 г., «Миссионерское обозрение» № 1 за январь 1899 г., с. 81-88, Пензен. Епарх. миссион. Свящ. Константин Попов «Раскольнический беспоповщинский (поморского согласия) съезд, происходивший на окраине Нижегородской губернии»

[5] А.О. «Из миссионерских итогов прошлого 1900 года», Миссионерское обозрение № 5 за май 1901 г., с. 723 – 729.

[6] Бирюкова М.: «Старообрядческий начетчик…

[7] «Современное расколо-сектанство в Томской епархии», № 16 от 15 августа 1901 г. (миссионерский отдел) с.13-16.

[8] А. Лебедев «Среди миссионерских отчетов (Саратовской епахии)» Саратовские епархиальные ведомости № 3 за февраль 1900 г., с. 177 -183 (неофиц. отдел).

[9] Бирюкова М.: «Старообрядческий начетчик…» http://www.proza.ru/

[10] «Отчет по Братству Св. Креста в Нижнем-Новгороде за 1899 год» Нижегородские епархиальные ведомости за 1900 год, Приложение, с. 50 – 52

[11] «Из сообщений о расколе и миссионерской деятельности благочиннического миссионера № 28-го священника Павла Чемоданова и сотрудника Савелия Мальцева», «Томские епархиальные ведомости» № 20 от 15 октября 1899 г. (миссионерский отдел), с. 7-13.

[12] «О расколе и противораскольнической деятельности в Бийском и Змейногорском уездах в 1989 – 99 г.г.» Томские епархиальные ведомости № 23 от 1 декабря 1899 г. (миссионерский отдел), с. 12-17.

[13] И.Н. «Беседы с начетчиком Т.А. Худошиным в с. Верх-Убинском, Змейногоского уезда», Томские епархиальные ведомости, № 3 от 1 февраля 1900 г. (миссионерский отдел), с. 1-11.

[14] Д. Александров «Отчетные сведения по противо-раскольнической миссии в Самарской епархии, за 1898 год», Самарские епархиальные ведомости» № 9 от 1 мая 1899 г. (часть неофиц.), с. 415 – 423.

[15] Д. Александров «Из бесед Самарских миссионеров с беспоповщинским наставником поморцем об антихристе», Миссионерское обозрение за октябрь 1900 г.

[16] «Из записок бывшего старообрядца Мины Воробьева», Томские епархиальные ведомости № 23 от 1 декабря 1900 г. (миссионерский отдел), с. 17 – 20.

[17] Гринякин Н.: «Паразиты на почве раскола», Оренбургские епархиальные ведомости № 8 от 15 апреля 1902 года (часть неофициальная), с. 338 – 411.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля