Храм апостолов Петра и Павла. Якутск

Конфессия: Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ)
Адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Манчеры, д. 2/1
Год постройки: 1997
Храмовой день: 12 июля, св. апостолов Петра и Павла

Храм  в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла   Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ. Освящен 12 июля 1997 года епископ Новосибирским и всея Сибири Силуяном (Килиным). 
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Упоминания общины на сайте:

Старообрядцы в Якутии

Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление в Якутии представляет собой одну из актуальных и малоизученных проблем современности. Архивные данные свидетельствуют о том, что в Якутии старообрядчество имеет глубокие корни, поскольку языческая Якутская окраина приняла древлеправославную веру еще до раскола русской церкви. 25 сентября 1632 г. казачьи служилые люди под командованием сотника Петра Ивановича Бекетова в 70 верстах ниже от современного Якутска построили первый Якутский острог и первую в «Якутской землице» часовню во имя Святой Троицы. В апреле 1643 г. началось строительство нового острога, в котором были сооружены шатровый храм Живоначальной Троицы и деревянный храм во имя преподобного отца Михаила Малевина. Немногие читатели, наверное, знают, что в 1640 г. якутская красавица Абакаядо Сючу крестилась и венчалась с известным землепроходцем Семеном Дежневым. Из архивных материалов видно, что первые ссыльные старообрядцы были доставлены на поселение в Якутскую волость в 1846–50 г.г.

Со времён вхождения северо-восточной окраины Азии в состав Российского государства возникла потребность в создании пассажирских трактов, связывающих Сибирь с Охотским побережьем. Якутск стал узловым транзитным пунктом, через который следовали грузы и пассажиры из Центральной России на северо-восток и обратно. Как известно, в связи с этим сначала был построен Якутско-Охотский тракт, эксплуатация которого началась с 30-х годов XVIII века. Однако уже к середине следующего столетия Охотский порт стал неудобным, так как его жилые помещения и склады постоянно заливало водой. Поэтому в 1851 году губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский счёл необходимым основать новый перевалочный пункт для снабжения Камчатки и Русской Америки - в Аяне. На части Якутско-Аянского тракта, от города до станции Усть-Майская, были расселены якуты, основавшие там 12 станций, расположенных в 20–30 верстах друг от друга. Удалённая от Якутска часть тракта была заселена старообрядцами из Томской, Енисейской и Иркутской губерний, а также ссыльными из других мест. Началом этого переселения считается апрель 1851 года.

Осваивать новые земли отправились в основном староверы, измученные многолетними преследованиями со стороны официальной церкви и царского правительства. Они мечтали поселиться вдали от властей и мирского шума, а далёкая, малозаселённая Якутия очень подходила для этого Всего же по Якутско-Аянскому тракту было расселено 323 мужчины и 266 женщин, составлявших 102 семейства. Правительство старалось в первое время поддержать поселенцев, им предоставлялись льготы, пособия, прощались все недоимки бывшему хозяину... Староверы всегда отличались трудолюбием, ответственностью, трезвым образом жизни. Поэтому в скором времени на вечной мерзлоте были построены добротные усадьбы, заколосились поля. Писатель Гончаров, об этих местах пишет: "Русские все старообрядцы, все переселенцы из-за Байкала... Переселенцев живет по одной, по две и по три семьи. Женщины красивы, высоки ростом, стройны и с приятными чертами лица. Все из-за Байкала, отчасти и с Лены". "Меня неожиданно и приятно поразило одно обстоятельство. Что нам известно о хлебопашестве в этом углу Сибири, который причислен, кажется, так, из снисхождения, к жилым местам, к Якутской области? Что оно не удается, невозможно: а между тем на самых свежих и новых поселениях на реке Мае... нам впервые бросились в глаза огороды и снопы хлеба, на первый раз ячменя и конопли. Местами поселенцы не нахвалятся урожаем". (Фрегат "Паллада"). 

В начале переселенцы останавливаются в урочище Нелькан Усть-Майского улуса, затем в других местах, а семьи Бутковских, Кушнаревых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселевых, Борисовых, Спиридоновых и др. основывают с. Павловск, которое на долгое время становится центром старообрядчества в Якутии. По данным НАРС (Я) в Павловске в 1883 г. прибывало 97 старообрядцев, в 1902 г. – 182, в 1905 – 197, в 1909 – 219, а к 1917 г. число жителей села возросло до 243. Но недолго пришлось староверам обслуживать Аянский тракт. В 1867 году устанавливается сообщение с Камчаткой по морю, а Аянский тракт, выполнив свою роль, упраздняется. Некоторые крестьяне выехали обратно в Забайкалье, часть семей переселилась в Амурскую область, другие остались в селении Усть-Майском, Павловске и Новопокровске. Семей десять сначала перебивались на станциях, но некому было продать строения, пашни, заимки. Вскоре они не выдержали, и Якутско-Аянский тракт окончательно опустел.

Старообрядцы в Якутии свято хранили веру отцов, а в селе Павловске построили деревянный храм во Имя Рожества Пресвятой Богородицы, а старообрядец-купец П. Кушнарев воздвиг величавую часовню на старообрядческом кладбище. Есть старообрядческая церковь и в Якутске — якутская община во имя святых верховных апостолов Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского. Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций. 

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля