Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | Сарапульский район, с. Сигаево, ул. Советская, д. 110, кв. 31 |
Настоятель: | иерей Алексей Ганишев |
Телефон: | 8 (912) 875 44 26, 8 (904) 246 84 25 |
Сайт: | drevleprikamie.ru |
Строящийся храм во имя святителя Николы Чудотворца Казанско-Вятской епархии РПсЦ. Временно молитвы проходят в молельном доме в Колончевском переулке.
Дату и время богослужений можно уточнить по контактным телефонам.
Председатель общины — Коробейникова Екатерина Ивановна, email: drevle18@yandex.ru. Группа в ВК https://vk.com/club20585407
Добровольные пожертвования могут быть принесены вами в храм или перечислены на расчетный счёт:
р/с № 40703810000840002028 в ПАО «АК БАРС» БАНК
ИНН 1827013375 КПП183801001
К/С 30101810000000000805
ОГРН 1031802487947
БИК 049205805
уникальный номер по компьютерной базе №1293210707, «Никольская старообрядческая община» города Сарапула, с пометкой: «На строительство храма».
Спаси Христос за Вашу помощь! Ждем вас вместе с вашими семьями в нашем храме!
Появление древлеправославия в Вятской губернии, в состав которой входили земли Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабужского уездов, составивших большую часть территории современной Удмуртии, можно отнести ко времени реформ патриарха Никона. Епископ Александр Вятский был среди духовенства, выступавшего против церковных реформ, и лишь в 1666 г. принял их на знаменитом соборе. Вероятно, несмотря на присоединение к реформаторам епископа, многие на Вятке остались приверженцами старого обряда. В архиве древних актов есть уникальные документы о сожжениях староверов на Вятке, относящиеся к 1675 г.
В Сарапуле издавна существовала большая группа представителей старообрядцев, приемлющих священство, и беспоповцев. Фамилии многих старообрядческих родов Сарапула встречаются в переписных книгах начала XVIII в., что свидетельствует о глубоких корнях местного старообрядческого общества. Так, стрелец Иван Мощевитин был выслан сюда после подавления стрелецкого восстания в конце XVII в. и привез с собою походную церковь.
Первое официальное сообщение о молитвенном доме старообрядцев в Сарапуле относится к началу XIX в. В 1813 г. купец Иван Зайцев построил при своем доме моленную, в которой с разрешения губернского начальства старообрядцы совершали богослужения.
Согласно посемейным спискам в 1812 г. в городе проживало 137 староверов, согласие которых описано как «поповцы секты Иргизского монастыря».
После закрытия молельни при доме купца Зайцева сарапульские старообрядцы не остались без молитвенного дома. В 1816 г. они завели еще одну моленную в доме мещанина Леонтия Курбатова, кроме того, согласно ведомости за 1826 г., в Сарапуле, в доме купца Гаврила Колчина, значится еще одна молельня, устроенная в 1812 г. При проведении следствия устроенную в доме Курбатова моленную было приказано уничтожить, и она была опечатана, но вследствие послабления местного начальства вновь открыта под именем колчинской. В 1833 г. в ней была сделана самовольная поправка, вследствие чего она была закрыта, а все богослужебные предметы из нее переданы в единоверческую церковь.
В 1907 г. только по Сарапульскому викариатству было 31 677 старообрядцев. К числу старообрядцев принадлежало немало богатейших купеческих семей Сарапула — Колчины, Мощевитины, Барановы, Девятовы, Батурины.
Большой след в истории Сарапула и района оставили крестьяне Мерзляковы.
В конце царствования Екатерины II беглые старообрядцы — братья Фома, Прокопий, Зотей Мерзляковы — основали деревеньку Прокопив, позднее известную как Пугрыш (Бугрыш). В 1874 году родился Иван Луппович Мерзляков, рационализатор и изобретатель, заслуженный работник лесной промышленности СССР. Его отец, Лупп Антропович, был человек известный. Несколько лет состоял членом судебной коллегии сарапульского земского суда. Был заседателем. В известном судебном процессе «Мултанское дело» 1890 года он принял активное участие в защите вотяков (удмуртов), по наговору осужденных к каторжным работам. Короленко от его выступления был в восторге и подарил ему небольшую библиотечку.
В 1908 году Иван Луппович Мерзляков избран в третью Государственную Думу. Там он состоял в социал-демократической партии, во фракции трудовиков. Его депутатская деятельность в Думе продолжалась пять лет.
В 1912 году, после окончания депутатского срока в Государственной Думе, И. Мерзляков взял подряд на строительство железной дороги и прокладывал участок Московско-Казанской железной дороги от Екатеринбурга до Казани. В Казани он лично познакомился с Ф.И. Шаляпиным и А.М. Горьким.
Изобретателю, так и не сумевшему получить университетское образование, было присвоено почетное звание член-корреспондента Ленинградской лесотехнической академии. С 30-х годов используют его механизмы: тросовая брёвнотаскалка, картофелечистка, конные барабан и паром, лебёдка для погрузки леса на баржи и в вагоны и другие.
В 40-60 гг. XIX в. старообрядцы были замкнутой и крайне закрытой общностью в городе. Связь с «миром» они поддерживали, главным образом, через состоятельное купечество, находившееся в постоянных разъездах в силу своей коммерческой деятельности. Оно, как правило, возглавляло общины. Наиболее многочисленной и организованной группой было поповское направление раскольников, которое оставалось доминирующим на протяжении всего исследуемого периода. В дореформенный период раскольникам города удавалось сохранять свои традиции неизменными и успешно противостоять официальной церкви. Старообрядцы, благодаря наличию авторитетных, харизматичных лидеров, были значимой социальной общностью, которая сыграла большую роль в формировании менталитета жителей Сарапула. Своим образом жизни, твердым противостоянием власти, сдержанностью, высокой нравственностью они вызывали глубокое уважение не только у горожан, но и порой у местных чиновников. (Д. Пюриряйнен).
М.Е. Салтыков, взявший псевдоним Щедрина, оставил яркие описания староверов Вятской губернии в своих «Губернских очерках», в ряде документов, проходящих по канцелярии Вятского губернатора. По его указанию произведён обыск в квартире сарапульского мещанина Тимофея Смагина, а затем и арест множества других староверов, в том числе и старушки 80 лет.
О старообрядческих священниках в Сарапуле в конце XVIII — начале XIX в. сохранилось крайне мало информации. Полное имя первого древлеправославного священника не сохранилась, известно, что он Иван Максимович (возможно, неизвестно отчество, а фамилия Максимов появилась в городе в 1792 г.), до этого местные старообрядцы обращались за исправлением треб к «беглым попам», приезжавшим в город. Иван Максимович прожил в городе более 20 лет, за это время количество беглопоповцев в округе существенно выросло. В 1818 г. у старообрядцев появился новый священник (его имя, вероятно, Федор, написано в архивном деле неразборчиво), но он не понравился местным староверам и прожил здесь не более 5 лет, после него священников у сарапульских староверов не было долгое время.
Во время правления Николая I сарапульские староверы лишились своих молитвенных зданий и вынуждены были обращаться за исправлением духовных треб за пределы губернии.
Первое появление сторонников белокриницкого согласия на территории Сарапульского уезда связано с именем Геннадия (Г.В. Беляева), епископа Пермского. В Воткинском заводе д. Черной епископ тайно поставил местным старообрядцам священника. Из беглопоповцев Сарапула первой приняла белокриницую иерархию в конце 50-х годов купчиха Матрона Колчина, часто бывавшая в Воткинском заводе, за ней перешли семейства Порсевых, Зориных, Карелиных. В 1862 г. в Сарапуле был арестован только что приехавший в город священноинок Ананий (Андреян Акинфиевич Шибаков), который принял постриг также от епископа Геннадия. В восьмидесятых годах в Сарапул прибыл инок Иов, уроженец Ершовки Пермской губернии. Его деятельность способствовала распространению старообрядческой иерархии по всей Вятской губернии, но в 1889 г. он был осужден и выслан на Кавказ. После него сарапульские попечители нашли нового требоисправителя, им стал священник Евстратий Ерошкин. Новый священник прибыл в Сарапул в 1891 г. и прослужил 4 года.
После него священнослужителями в Сарапуле были местный мещанин Никифор Григорьевич Баранов, а после его увольнения за штат — Александр Трофимович Шашкин, рукоположенный епископом Иоасафом Казанским. В этот период времени Сарапул ежегодно навещал епископ Иоасаф, который проводил здесь службы в молельне, выстроенной во дворе дома Карелиных. Внешне молельня более напоминала обычный жилой дом, внутреннее убранство мало чем отличалось от домовой церкви. При богослужении, которые совершались по воскресениям и праздничным дням, участвовал даже небольшой хор. (Н. Бронников)
С изданием указа «Об укреплении начал веротерпимости», большинство статей которого касались расширения прав и свобод старообрядцев, в городе были зарегистрированы две общины. Община, зарегистрированная в 1907 г., значилась как «старообрядцы, приемлющие священство», а в 1908 г. было зарегистрировано общество «последователей Белокриницкой иерархии». Священником белокриницких старообрядцев стал Иоанн Викулов Абрамов из Казанской губернии. После 1905 г. старообрядческие общины страны начинают вести активную деятельность по обустройству общин, изданию книг, строительству храмов. В 1912 г. в Сарапуле было закончено строительство старообрядческого храма и состоялось его освящение во имя святителя Николы Чудотворца (по улице Достоевского, 50). Автор проекта — сарапульский дорожный инженер И. Максимов.
Золотой век старообрядчества продлился недолго. Революция 1917 года встречена была неоднозначно. А затем наступили времена активной борьбы с религией. В Сарапул приезжала Н. Крупская. «Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», — писала она. Большевизм увидел в старообрядческом крестьянстве своего идеологического врага номер один и начал его последовательно уничтожать.
Чтобы обосновать закрытие и уничтожение храмов, власти так или иначе выдвигали в официальных документах типичные доводы: решение собраний колхозников; распад церковного совета и религиозного общества (люди были репрессированы или запуганы); небрежное отношение к государственному достоянию, полученному ими в аренду.
В 1937 г. уже фактически давно начавшееся гонение было оформлено юридически.
Протокол заседания Президиума Верховного Совета Удм. АССР №48 от 13 июля 1940 года включает в себя Указ «О закрытии старообрядческой белокриницкой церкви Сарапульского района Удм. АССР». В деле находится справка Сарапульского горисполкома от 5 июня 1940 г.
Тот, кто внимательно и вдумчиво читает эти материалы, сможет сделать печальный вывод, что страшные репрессии тридцатых годов против церкви коснулись и старообрядцев. Из 108 членов общины в декабре 1930 года, в 1937 году осталось только 31, а в 1940 году — 4 человека.
Храм передали под кинотеатр. Денег на переоборудование под кинотеатр в то время не оказалось, в связи с началом войны здание передано под военный склад.
До революции у сарапульских старообрядцев было еще три здания. Домашняя молельня в доме купца Вавилы Петровича Мощевитина (Никольская 9, ныне — Интернациональная 13), большой кирпичный двухэтажный дом. Часовня при кладбище (сейчас жилой дом). Но ни одно из них старообрядцам не возвращено. Храм передан никонианской церкви, попытки отсудить его не увенчались успехом.
Было выделено деревянное здание в Колончевском переулке под молельный дом. Сейчас там сооружён алтарь, проводится литургия. Настоятель храма с 2017 года — отец Алексей Ганишев, который также окормляет общину в Камбарке и Балаках.
Принято решение о строительстве нового храма. Выделен участок под строительство по улице Гончарова. На конец 2018 года подняты стены на 2,7 метра. Строительство продолжается.
Важно подчеркнуть, что, несмотря на немногочисленность активных верующих старообрядцев на территории региона, они активно работают над сохранением своего культурного наследия, их вклад в культурный облик региона отмечен не только местными исследователями, но и на российском уровне.
Члены общины добросовестно трудились на предприятиях и учреждениях г. Сарапула и района. Наши современники — заслуженные врачи СССР и Удмуртии: Кравченко М.И. и Фефилов В.Ф., Лыскова Л.В. и другие.