История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). В интернете началась публикация материалов конференции. Сегодня мы представляем читателям вторую часть доклада А. Шишкина, посвященного эпохе митрополита Алимпия.
В следующем, 2025 году, исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия собираются торжественно отметить эту дату. О судьбе боярыни, обретении ее мощей, опере «Боярыня Морозова», ее персонаже в фильме «Раскол» — читайте в нашем материале.
Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Ко дню памяти протопопа Аввакума, 15 декабря, сайт «Русская вера» предлагает читателю статью о выдающемся деятеле.
Во второй половине XVII века многие исторические процессы в России были связаны с последовавшим за никоновской реформой церковным расколом. Территория нынешнего Вытегорского района, а именно Курженская пустынь, стала центром этого раскола.
История двухэтажного деревянного дома ямщика Василия Ширяева в Москве тесно связана со старообрядчеством, в частности с местной беглопоповской общиной (Русская Древлеправославная Церковь).В 2019 году здание признали выявленным объектом культурного наследия.
На раннем этапе развития Екатеринбурга бизнес-элиту города составляли старообрядцы, ссориться с которыми не хотели даже отцы-основатели города. Об уникальном историческом явлении рассказал Сергей Белобородов, старший научный сотрудник лаборатории археологических исследований УрФУ.
Образ мрачного, угрюмого, ветшающего, вызывающего оторопь здания, известного как «Дом малютки», что на Рогожском кладбище, похоже канул в лету. Эта дореволюционная храмина, годами наводящая страх на случайных прохожих, наконец, преобразилась. И это сделано полностью в согласии с проектом, утвержденным сердобольными московскими властями.
Дореволюционная Россия знает множество примеров крестьян, которые вырвались из тогдашних рамок и стали предпринимателями, купцами и так далее. Одним из таких примеров, является Савва Васильевич Морозов. Он был обычным крестьянином, но спустя годы люди будут знать его как предпринимателя, имеющего множество мастерских и мануфактур, фабрик по текстильному делу.
В первой части материала «История николаевских гонений» историк Глеб Чистяков рассказал о том, как и под чьим влиянием император Николай I возобновил жестокие гонения на староверие. Сегодня публикуем продолжение этого материала, посвященного ситуации, которая сложилась в середине XIX века вокруг одного из духовных центров поповского старообрядчества — Рогожского кладбища.