Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский

24 марта (11 марта ст. ст.) Церковь почитает память святителя Евфимия, архиепископа Новгородского.

 

Содержание:

 

Житие святителя Евфимия Новгородского

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский (1390-е гг.? — 11 марта 1458 г.) жил в сложное для русских земель и русской Церкви время. Церковная деятельность архиепископа Евфимия приходится на период, когда Московское княжество было охвачено борьбой за престол между Василием II и Юрием Дмитриевичем, третьим сыном Дмитрия Донского, а после 1434 г. — между Василием II и сыновьями Юрия — Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Для Новгорода это время вошло в историю как последний период политической самостоятельности Новгородской республики, перед присоединением к централизованному Русскому государству со столицей в Москве (1478 г.).

Житие святителя, составленное Пахомием Сербом, известным агиографом, повествует нам о том, что владыка был родом из Новгорода. Вероятнее всего, время его рождения — 1390-е гг. Отец Евфимия, Михей, был священником, служил в новгородской церкви во имя святого великомученика Феодора. Благоверные супруги сильно скорбели о том, что у них нет детей, и усердно молились Господу о помощи свыше и ниспослании ребенка. Михей и Анна, мать Евфимия, дали обет, что при рождении младенца посвятят его Богу. Господь даровал благочестивой чете сына. При крещении святителю было дано имя Иоанн, во имя св. Иоанна Богослова.

К 15 годам Иоанн пожелал принять иноческое звание: «Смиренный юноша не ведал своего высокого назначения; Господь же, свыше руководя избранников своих, внушил ему сперва любовь к пустыне, чтобы потом вызвать его из глубины безмолвия и поставить на высоком свещнике святительства». Святитель Евфимий был пострижен в Вяжищском монастыре, согласно новгородскому летописанию, монастырь был основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Несколько лет инок Евфимий подвизался в Вяжищском монастыре. По сообщению Димитрия Ростовского: «Проживая в монастыре, преподобный Евфимий оказывал во всем такое строгое повиновение настоятелю своему и братии, что вызывало общее удивление, а также и похвалу за то, что, будучи в таком юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа». Боголюбивого юношу заметил и взял в Новгород Симеон, новгородский архиепископ, в 1415-1421 гг. Инок Евфимий становится казначеем архиепископского дома, он более остальных подходил к этому делу, так как сочетал в себе административный талант с искренним бескорыстием. После кончины Симеона архиепископом Новгородским становится игумен Клопского монастыря Феодосий. Два года (1421-1423) управлял он Новгородской епархией, за это непродолжительное время сумел вызвать на себя недовольство новгородцев и был изгнан обратно в Клопский монастырь. Святитель Евфимий же после смерти Симеона жил в Хутынском монастыре, а затем в Лисицкой обители.

Николо-Вяжищский женский монастырь. Расположен рядом с д. Вяжищи в Новгородской области. В 1438 г. святитель Евфимий заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя Иоанна Богослова. Владыка Евфимий был погребен в этой обители

В 1429 г. скончался архиепископ Евфимий I Брадатый, занимавший архиепископскую кафедру в Новгороде после Феодосия. На вече все граждане единогласно выступили за священноинока Лисицкого монастыря Евфимия. Избрание Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с епископами, а исключительно от веча, самих новгородцев.

Преподобный Евфимий, считая себя недостойным такого высокого звания, долго отказывался принимать сан архиепископа. Наконец, он принял волю Божию и подчинился решению избравших его новгородцев. Однако после своего архиерейского избрания преподобный Евфимий несколько лет оставался в звании инока, посвящение его затруднялось из-за отсутствия на Руси митрополита Киевского. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь архиепископом, и только в 1434 года был посвящен. Архиерейскую хиротонию возглавлял Герасим, митрополит Киевский и всея Руси в 1433-1435 гг. Более 25 лет святитель Евфимий мудро руководил своей епархией.

О кончине святителя Пахомий Логофет пишет, что при наступлении Великого поста 1458 года владыка Евфимий заболел.  Для молитвенного уединения он хотел отправиться Вяжищский монастырь, но остался в Новгороде. В прощеное воскресенье к святителю Евфимию пришли его духовные чада, смиренно прося у него прощения. Вечером святитель покинул Новгород и отправился в Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь. Новгородцы провожали его с любовью, кланяясь до земли. Святитель Евфимий всех благословлял и сам просил прощения. В Лисицкой обители, несмотря на упадок сил, святитель Евфимий всю первую седмицу Великого поста ходил на служение. Братия видели его слабость, но в нем самом никто не замечал печали. Скончался святитель в глубокой старости в этом же году. Святитель Евфимий был похоронен в Вяжищском монастыре близ Никольского собора.

 

Святитель Евфимий Новгородский. Тропарь, кондак и канон

Тропарь, глас 4:

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Кондак, глас 8:

Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающыя, и честным мощем твоим поклонящыяся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю богомудре.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому →

Читать онлайн


Церковная деятельность святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

Расцвет церковной художественной культуры Новгорода пришелся на время правления новгородской церковью святителя Евфимия II. В 1430-е гг. по велению святителя составляется текст Новгородской Четвертой летописи. В эти же годы в Новгород приезжает афонский монах Пахомий Серб, который пишет службу Варлааму Хутынскому (XII век, Великий Новгород — 1192 г.) основателю Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Благодаря святителю Евфимию произошло оформление почитания иконы «Знамения» Божией Матери — одной из главных святынь Великого Новгорода. По его инициативе были написаны: служба Знамению Богородицы, слово похвальное о Знамении и воспоминание о Знамении.

В 1440-е гг. архиепископ Евфимий строит Борисоглебский собор в Новгороде и Спасский собор в Старой Руссе. Церковь Бориса и Глеба не сохранилась. В 1405 году из-за пожара церковь сильно пострадала, и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на месте старого основания. Ныне близ того места, где была церковь Бориса и Глеба, расположена церковь Андрея Стратилата в Великом Новгороде. Спасский собор в Старой Руссе (Новгородская область) входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. После Октябрьской революции храм был закрыт. В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились собор Спаса Преображения, храм Сретения с трапезной, храм иконы Божией Матери Старорусская.

Церковь Андрея Стратилата XV-XVII вв. Изначально на месте церкви был построен каменный храм Бориса и Глеба. Великий Новгород

Особое внимание владыка уделял не только строительству новых церквей, но и их украшению. Согласно летописям, сохранились следующие сведения о росписи храмов и других построек: в 1434 г. расписана палата на Владычном дворе, в 1437 г. надвратная церковь Иоанна Златоуста на Владычном дворе, в 1439 г. гробы князя Владимира и его матери Анны в Софийском соборе, в 1441 г. Никольская церковь в Вяжищах, Спасо-Преображенский собор в Старой Руссе.

Став архиепископом, Евфимий развернул активную литературную деятельность. По его инициативе около 1432 г. при владычном дворе был составлен новый летописный свод — «Софийский временник». Для исторической науки «Софийский временник» представляет особый интерес, так как в его начале были помещены фрагменты из летописного памятника Начального свода более древнего, чем Повесть временных лет.

Лисицкий монастырь, в котором когда-то пребывал иноком владыка Евфимий, являлся важным центром книгописания Новгородской земли. В конце XIV века игумен монастыря Иларион привез со Святой Горы Афон в Новгород книгу «Тактикон» Никона Черногорского, его сочинение не теряет актуальности для истории церкви. В 1397 году эта книга, по благословению архиепископа Новгородского Иоанна II (1388-1415 гг.), была переписана лисицкими иноками для своего монастыря. Впоследствии святитель Евфимий уделял пристрастное внимание переписыванию святоотеческих творений и богослужебной литературы. Он всячески содействовал сохранению книгописной монастырской традиции.

Для исследователей проблема политических взглядов архиепископа Евфимия II является первостепенной в контексте изучения новгородско-московских отношений во второй трети XV в., перед присоединением Новгорода. В целом исследователи приходят к мнению, что святитель Евфимий стремился достичь мира и компромисса между Новгородом, митрополитом и великим князем, сохранив судебную автономию Новгорода. Вместе с тем, будучи церковным иерархом, Евфимий оставался лояльным к княжеской власти. Мнение об антимосковской нацеленности политической деятельности Евфимия, в том числе храмостроительной, будто бы стремившегося к утверждению Великого Новгорода как центра Православия в противовес Москве, не имеет достаточных оснований.

 

Прославление святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

После смерти Евфимия, по заказу Новгородского архиепископа Ионы (ум. 5 ноября 1470 г.), святитель Пахомий Логофет написал житие и службу святителю. Об этом сообщают В. О. Ключевский, П. М. Строев и другие. Точное время написания жития святителя Евфимия неизвестно, но некоторые фрагменты текста, с конкретными историческими сведениями, дают основание полагать, что это произошло до 1462 года.

Рака с мощами святителя  Евфимия, архиепископа Новгородского, Чудотворца

Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года.

 

Иконография святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

Спас на престоле с припадающим святителем Евфимием Новгородским. XVI в. Из Собора Покровского монастыря в Суздале
Святитель Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г.
Святой Евфимий Вяжищский, с житием. Складень конец XVII — начало XVIII в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский. ХVII век. Новгород
Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы
Святители Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Святая Троица». Русь. XVI век. Из Рождественского собора Суздаля. Суздаль,  ГВСИАХМЗ
Святители Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Святая Троица». Русь. XVI век. Из Рождественского собора Суздаля


Автор: Маргарита Лапина


Литература:

  1. Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982
  2. Севастьянова О. В. Новгородская Четвёртая летопись как источник по изучению политических взглядов новгородского архиепископа Евфимия II // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 2(40). 2010.   С. 56—73.
  3. Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. Москва : Индрик, 2009. 367 с.
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля