Святой князь Всеволод Мстиславич псковский

10 декабря (27 ноября ст. ст.) Церковь чтит обретение мощей святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом Крещении Гавриила, псковского чудотворца. 24 февраля (11 февраля ст. ст.) празднуется преставление святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом Крещении Гавриила, псковского чудотворца.

 

Содержание:

 

Житие святого благоверного Всеволода Мстиславича, князя псковского

В 1363 г. в Пскове случилось чудесное событие. Пономарю собора во Имя Святой Троицы во сне явился святой основатель собора — чтимый во Пскове благоверный князь Гавриил, мощи которого уже почти два века почивали в церковном здании. Святой повелел собрать клир и вынести из церкви все иконы и литургические сосуды. Когда эвакуационные мероприятия были завершены и последний человек удалился из храма, каменные своды с шумом рухнули. Наутро в завалах отыскали мощи блаженного Гавриила, и при этом выяснилось, что они почти не пострадали — немного задет был череп, от которого откололась небольшая часть. На руинах старого собора был в течение пяти лет выстроен новый, и в 1368 г. состоялось торжественное переложение мощей святого Гавриила, князя псковского, в новую раку. Отколовшаяся при обрушении церкви частица черепа святого через два столетия, уже по канонизации князя к общерусскому почитанию под своим родовым именем Всеволод, была помещена в отдельный, специально изготовленный серебряный ковчег.

В течение второй половины XIV в. было составлено Слово об обретении честных мощей святого Гавриила Псковского и краткое Житие, вошедшее в Пролог.

События XIV века, а также составленные тогда же Слово об обретении мощей святого Гавриила, краткое Житие в Прологе и устные сказания «неложных мужей псковских старейших» послужили материалом для составления уже в XVI веке псковским священником Василием (в иночестве Варлаамом) более развернутого Жития святого благоверного князя Всеволода Мстиславича, в крещении Гавриила, включающего древнее проложное Житие, Слово об обретении мощей и описание чудес от мощей святого князя; последнее чудо датируется в этом памятнике 1550-м годом. Развернутое Житие благоверного князя «от Василия-Варлаама», написанное в XVI веке, вошло в Великие Четии-Минеи свт. Макария Московского, а затем и само, в свою очередь, послужило «базой» для написания различных «редактированных», «дополненных» или «сокращенных» вариантов Жития Всеволода Мстиславича Псковского, издаваемых в XVII-XIX вв. и позднее.

Мы воспользуемся двумя ранними сказаниями, помещенными в Пролог: кратким Житием и Словом на обретение мощей святого князя; некоторые же пояснения и подробности жизни Всеволода Мстиславича мы узнаем из развернутых вариантов Жития святого.

Итак, Пролог сообщает, что Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сын великого князя Мстислава киевского и внук Владимира Мономаха, правнук же Всеволоду Ярославичу, праправнук Ярославу Мудрому, внуку святого равноапостольного Владимира. В 1117 году (в лето 6625 по Прологу) Мономах «пересадил» сына своего Мстислава из Нова-города в Бел-город под Киев (ныне городище у дер. Белогородка в 23 км от Киева); Мстислав вместо себя оставил в Новгороде сына (внука Мономаха) — Всеволода. Из летописей известно, что Всеволод женился на дочери Святослава Давыдовича черниговского, к тому времени уже Николы, инока Киево-Печерского монастыря (прп. Никола Святоша); в браке рождаются дети — двое сыновей, Иоанн (преставился в младенчестве в 1128 г.) и Владимир, и дочь Верхуслава. «Посем, — продолжает Пролог, — блаженныи нача благоугодно жити и праведно правити власть свою, яко же лепо есть православным князем». Всеволод был «Богобоязнив и правдив, тих и кроток, и любовь нелицемерну имяше равно ко всем, церковныи чин и иноческии любяше, и милостыню даяше им многу, и чтяше яко братию Божию; вдовиц и сирот заступаше, и миловаше нищыя, и немощныя упокоеваше, и кормлю довольну подавая». Образ князя-Христолюбца предстает перед нами из проложного Жития. После смерти отца, Мстислава Владимировича, в 1132 г. Всеволод покидает Новгород и «садится» в Переяславле-Русском (в Прологе — Переяславль). Этот перевод из города в город был частью династической реформы, задуманной Мономахом и проводившейся его сыновьями Мстиславом и Ярополком, и направленной на укрепление позиций внуков Мономаха в Киеве и Новгороде: заняв стол в Переяславле, сын Мстислава становился претендентом на княжение в Киеве. Но «некий князь Георгий» (по Проложному списку Жития), т.е. Юрий Владимирович Долгорукий и его брат Андрей, младшие Мономашичи, в первый же день переяславского княжения Всеволода, решительно настроенные против такой реформы, подступили к стенам города, и тот уступил им без сопротивления и вернулся в Новгород. Новгородцы припоминали, что Всеволод в свое время целовал Крест в закрепление своего обещания всегда пребывать в Новгороде, и, поскольку нарушил он это Крестное целование, приняли Всеволода с прохладцей.

Печать Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись, НГОМЗ

Восстанавливая отношения с новгородцами, Всеволод строит несколько больших церквей, в том числе собор св. Иоанна Предотечи на Опоках (заложен 1127 г. в честь рождения сына Иоанна, который через год преставился; церковь сохранилась в перестроенном в 1453 г. и восстановленном после Великой Отечественной войны виде) и собор св. влмч. Георгия в Юрьевом монастыре (1119 г., освящен в 1130 г., неоднократно перестроен). В конце 1134 года Всеволод организовывает поход новгородского войска против суздальцев, закончившийся неудачей из-за отсутствия единства в войске. Но князь строит планы следующего, второго похода. Пытающийся отговорить Всеволода киевский митрополит Михаил, прибывший в Новгород, не был услышан. Зимой 1135 года новгородское войско выдвинулось на Суздаль и Ростов (обратим внимание: не только «суздальцы» ходили войнами на «новгородцев», но и «новгородцы» на «суздальцев»!) против Юрия Долгорукого, и на холмистом берегу реки Кубрь, на Ждан-горе, новгородцы потерпели жестокое поражение. Результатом битвы на Ждан-горе было укрепление Юрием западных рубежей Ростовской земли по реке Дубне и Яхроме (крепость в Дмитрове), а также возведение в торгово-ремесленном поселке на реке Москве крепости (кремля) — будущего города Москвы; в Новгороде вернувшийся с остатками дружины Всеволод закладывает с епископом Нифонтом в память убиенных на поле брани церковь Успения Богородицы на Торгу (строилась девять лет, закончена после изгнания Всеволода — в 1144 г.; сохранилась в значительных перестройках XVI-XVIII вв.). В 1136 году решением новгородского вече Всеволод был лишен стола, а на его место был призван Святослав из враждебного Мономашичам рода Ольговичей; горемычного Всеволода вместе с семьей полтора месяца продержали под стражей на архиерейском дворе, а по прибытии Святослава «пустиша из города». Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода считается началом периода т.н. «новгородской республики», длившегося до второй половины XV в. — до начала «эпохи Московской Руси».

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород, 1119-1130 гг. Реконструкция

Изгнанный из Новгорода, Всеволод направляется к своему дяде Ярополку Владимировичу в Киев, и тот посаждает племянника в северном форпосте Киева, Вышгороде — древнем, расположенном на днепровских кручах городе княгини Ольги с церковью Бориса и Глеба, где на тот момент почивали мощи святых братьев-страстотерпцев. Вскоре в Вышгород прибывает делегация старейшин Пскова, которые молят Всеволода прийти и княжить у них во Пскове. Всеволод принимает решение стать князем псковским. Исторически он был первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей.

«И бысть радость велика во граде Пскове святаго ради прихода, — читаем мы в Прологе. — Святому же такожде радующуся о пришествии своем во град Псков яко же в горний Иеросалим. Провиде (бо) Духом, яко честным своим мощем положеным быти в нем».

И, — пишет Пролог, — «тако Господу Богу Человеколюбцу изволившу. И абие в болезнь телесную впад, Пречистаго Тела Христова причастися во исход души своея. И мир дав домочадцем своим и гражданом, и отъиде ко Господу». Было это «в лето шесть тысящ шестьсот сорок шестое», т.е. в 1138 году.

От момента призвания на псковский стол до смерти князя Гавриила (его псковичи называли, главным образом, по крестильному имени) прошел всего один год. Но за этот год князь успел заложить в кремле большую соборную церковь во Имя Святой Троицы. Источники расходятся в том, каковым было детище Гавриила: одни говорят о первой во Пскове каменной церкви, другие — о деревянной, построенной на месте обветшавшей древней церкви, основанной еще княгиней Ольгой. Отсюда происходит и двойственность сообщений о первом месте положения мощей новопреставленного Гавриила: одни, более ранние, упоминают в качестве первого реликвария князя церковь св. влмч. Димитрия Солунского: «И тако проводивше святаго честно вси гражане, и игумены, и священных множества. И положиша во церкви святаго великомученика Димитрия Солуньскаго». Но это противоречит летописным свидетельствам. Вторя летописям, и более поздние источники указывают на Троицкий собор, основанный самим Гавриилом псковским. Собор на сегодняшний день еще не исследован досконально  учеными-археологами, поэтому датировки его постройки колеблются от 30-х до 90-х годов XII столетия.  Можно предположить, что Гавриил выдвигал идею обновить древнюю Ольгину деревянную церковь и начал с того, что перестроил ее сперва в дереве, но воплощение этой идеи в камне пришлось на несколько десятков лет позже смерти князя, из-за чего, возможно, останки Всеволода-Гавриила были сперва положены в деревянную Троицкую церковь, а затем, когда началось сооружение каменного собора на месте деревянного, были отнесены в церковь св. Димитрия. С другой стороны, известно, что начало местного почитания святого приходится на 90-е гг. XII в. Таким образом, в конце XII века останки князя были вновь, на этот раз торжественно, перенесены в законченный к тому времени каменный Троицкий собор. «Бранное же оружие его и щит поставлено бысть на гробе святаго, на похвалу и на утвержение граду Пскову даже и до днесь». Действительно, в Псковском Историко-Архитектурном Музее (ПИАМ) хранится меч, долгое время висевший над ракой с мощами Гавриила. Первые упоминания об этом мече относятся к XV веку. Неизвестно происхождение этого меча; исследователями он устойчиво относится к типу западных рыцарских мечей XV века и позднее. На перекрестии меча вырезана латинская надпись: HONOREM MEUM NEMINI DABO, «Чести моей никому не отдам», вероятнее всего принадлежащая рыцарской фамилии. Может быть, в XII веке существовал подлинный княжеский меч святого Гавриила, подобный рыцарскому, и который почему-то был заменен через триста лет; может быть, в XV веке некто, вернувшийся с поля битвы, принес к раке мощей Гавриила добытый им в бою рыцарский меч, в благодарность за избавление от смерти в бою, — и тот и другой вариант, как нам представляется, допустимы.

Упоминается (мы сошлемся здесь на Проложное Житие) о некой делегации — уже из Новгорода, прибывшей во Псков вскоре после смерти Всеволода «по мощи святаго», возглавляемой протопопом по имени Полюд, видимо, осведомленной о почитании Гавриила во Пскове и желающей «по праву новгородцев», князем которых был святой, вывезти чудотворные мощи «на полагающееся им место», — в Новгород. Делегация не смогла увезти раку, которая «абие не подвижеся», но святой лишь «спусти ноготь с честныя и святыя своея руки». Вышерекомый протопоп Полюд с благоговением взял этот ноготь и увез в Велик Нов-град «на Благословение». С этих времен, по слову проложного Жития, и «до днесь», многие исцеления начали происходить от гроба святого Гавриила, о Христе Исусе, Господе нашем. Так заканчивается Житие святого Всеволода-Гавриила, князя новгородского и псковского. Преставление его ко Господу празднуется 11 (24) февраля.

По преставлении же святого князя, сообщает Пролог, вложил Бог благой помысл князю здравствующему псковскому, посадникам и «всему священному собору», перенести мощи Гавриила в новопостроенный Троицкий собор из церкви св. влмч. Димитрия. Речь идет, по-видимому, о т.н. местной канонизации благоверного Гавриила (1190-92 гг.). Когда открыли в церкви св. Димитрия раку с мощами святого, то обнаружили, что тело его сохранило вид, «яко же первое», — оно не подверглось истлению за несколько десятков лет. И понесли «со псалмопением и фимияном» мощи блаженного князя в новопостроенный собор во Имя Святой Троицы, и положили «на правей стране близ амбона».

Рака с мощами св. блгв. князя Всеволода в Троицком соборе г. Пскова

Через много лет, в 1363 году, «в полунощную стражу напрасно паде лоб церковный», — с этого события мы и начали наш рассказ, который теперь близится к завершению. После восстановления собора к нему был пристроен придел Благовещения Пресвятой Богородицы, куда и были перенесены мощи князя.

На состоявшемся в 1549 г. соборе святой Всеволод (Гавриил), князь новгородский, князь псковский, был канонизован к общерусскому почитанию. На тот момент от мощей блаженного уже было зафиксировано множество исцелений.

В лихую годину псковичи всегда обращались к заступничеству святого князя Гавриила. Очень может быть, повторимся, что так называемый «меч Всеволода Мстиславича» есть на самом деле вотивный предмет-трофей, принесенный неким воином по обету, в честь победы, одержанной псковским войском, молившимся святому Гавриилу как покровителю Пскова.

В 1581 году Псков осаждали войска польского короля Стефана Батория (в ходе Ливонской войны). Положение было критическим. Поляки намеревались ворваться в город через штурм участка Окольного города (второй линии укреплений, окружающей кремль-детинец в древнерусском городе) у Покровской башни. Накануне штурма старый инок псковского Покровского монастыря Дорофей на молитве увидел Божию Матерь, перед которой молитвенно предстояли святой равноапостольный князь Владимир (Василий) и псковские святые, среди которых — князь Всеволод (Гавриил).

Икона Богоматерь Псково-Покровская, «Видение старца Дорофея». Псков, первая четверть XVII в.

В день штурма псковичи крестным ходом пришли к Покровской башне, неся на раменах своих мощи святого князя. К вечеру начавшийся штурм был отбит. Со стороны псковичей геройски полегло на поле брани более 600 человек, со стороны поляков потери были втрое больше.

Покровская башня. Псков, начало XVI века. Реставрирована в 2010-2011 гг.

 

Тропарь, кондак и канон святому Всеволоду Мстиславичу, князю псковскому

Тропарь, глас 4:

Измлада явился еси Богомудре княже Гаврииле, Божественныи сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд. Многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, яко же и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей, Троице, молися, державы русския начальником сохраненом быти, и всем нам спастися.

Кондак, глас 8:

Многомудрено преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле, плод благии Богови в жизни сей был еси, присно цветущ добродетельми и яко же Давыд – незлобием, того ради получил еси жизнь вечную на Небесех, всегда зря Святую Троицу; моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти, радуися утвержение граду нашему.


Библиотека Русской веры
Канон святому князю Всеволоду, Псковскому чудотворцу →

Читать онлайн


Иконография святого князя Всеволода Мстиславича, князя псковского

Первое свидетельство о появлении иконографического образа святого князя Гавриила приходится на начало XVI века, когда один из исцеленных, богатый человек из Боровичей, заказал покров на раку Гавриила в Троицкий собор.

Святой Всеволод псковский. Русь, XVI в.
Святой князь Всеволод псковский. Архангельский собор Московского Кремля, Москва. Фреска на юго-восточном столпе, западная грань, второй ярус. 1652–1666 гг.

Вообще иконография святого благоверного князя Гавриила испытала влияние более ранней иконографии святых князей, таких как Борис и Глеб, святой равноапостольный Владимир и т.д. Этот образ типичен: князь представлен как муж-средовек в княжеском одеянии, с пышными волосами, а также средней длины или, чаще, длинной бородой, в круглой шапке с меховой оторочкой. К середине XV века восходит  самая распространенная иконография князя Гавриила, где святой изображен держащим в левой руке Троицкий каменный собор, а правая рука — в жесте моления. Протографом этому типу изображений служила икона, писанная по заказу дьяка Юрия (Софрония в иночестве) Сидорова и поставленная над ракой князя в Троицком соборе. Икона эта уже в XVI веке почиталась как чудотворная. После первых упоминаний о «мече Всеволода Мстиславича» (XV-XVI вв.) появляются изображения святого князя с мечом в руке.

Святой Всеволод. Русь. XVII в. Из Новгородского Софийского собора
Святой Всеволод. Современная икона. Автор: Чанга И. (выпускник Иконописной школы Сергиев Посада). 1993 г.
Святой благоверный князь Всеволод, Борис и Глеб. Икона из церкви св. Василия на горке. Псков. 10-е гг. XVII в. ПИАМ


Автор: Георгий Неминущий

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля