Святитель Нифонт Новгородский

21 апреля (8 ст. ст.) Церковь чествует память русского святого ХII века — святителя Нифонта Новгородского, первого новгородского пастыря, удостоившегося архиепископского сана. Святой Нифонт особенно известен как миротворческий посредник между враждующими удельными князьями и строгий блюститель церковных канонов.

 

Содержание:

 

Житие святителя Нифонта Новгородского

О детстве и юности святого Нифонта сведений практические не сохранилось. Родился он в последней четверти XI столетия в городе Киеве или его ближайших окрестностях, при крещении младенца назвали Никитой. В юных годах принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, где игуменом в то время был добродетельный старец Тимофей.

Будущий святитель, благодаря своей высокой подвижнической жизни, стал известен далеко за пределами Печерского монастыря. Так, когда в 1130 году престарелый Иоанн, епископ Новгородский, оставил свою кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, русские святители и князья единогласно положили избрать на Софийский престол блаженного Нифонта, «мужа свята и зело боящася Бога».

Управлять новгородской паствой было очень нелегко: именитые горожане пользовались дурной славой за свой вольнолюбивый и буйный нрав и во время двадцатишестилетнего архипастырского служения Нифонта они до 10 раз переменяли у себя князей. В 1134 году, после неудачного военного похода новгородского князя Всеволода, в Новгороде поднялся мятеж, и митрополит Киевский Михаил II, чтобы привести в чувство враждующие стороны, был вынужден наложить церковное запрещение на весь город. По свидетельству летописи, «новгородцы с князем их Всеволодом опечалишася зело», и святитель Нифонт отправил в Киев игумена Исаию к митрополиту с челобитьем, смиренно моля его даровать прощение и благословение преступному Новгороду. Тогда Михаил, уважая ходатайство Нифонта, сам прибыл в Новгород, чтобы лучше вразумить строптивый народ своим личным присутствием.

В 1135 году новгородскому святителю удалось предотвратить крупное кровопролитное столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. И в последующее времена Нифонт всегда заботился о водворении мира и согласия в Русской земле.

Святитель Нифонт твердо держался канонических правил, не боясь отстаивать свои принципы и перед державными князьями. В 1136 году, когда по изгнании князя Всеволода в Новгороде стал править черниговский князь Святослав Олегович, он без колебаний отказался благословить его брак, который имел слишком близкую степень родства. В результате Святослав был вынужден венчаться в своей домой церкви у пришедшего вместе с ним черниговского священника. Но и после этого ревностный архипастырь неоднократно обличал князя за нарушение церковной заповеди. (Следует отметить, что князь Святослав не удержался в Новгороде: с небольшим перерывом он правил там не более 3 лет, в 1138 году своенравные новгородцы изгнали черниговского князя, а жену его заточили в Варваринский монастырь).

В другой раз новгородский епископ вступил в открытую оппозицию к великому князю Изяславу II, когда тот, узнав о смерти Михаила II, в 1147 году созвал церковный собор, чтобы самостоятельно, не сообщаясь с Константинопольским патриархатом, поставить нового киевского митрополита. В летописях не сказано, что именно побудило князя решиться на это. Может быть, причиной было тогдашнее неустройство в самой Греческой церкви, которая в это время тоже оставалась без патриарха; или этого требовала польза и честь Русского государства, потому что путешествие в Грецию было связано с большими затруднениями и издержками. Изяслав мог руководствоваться также и личным нерасположением к грекам, которые самовольно покидали свою паству: последний киевский митрополит, грек по происхождению, скорбя о непрекращающихся княжеских междоусобицах, удалился в Константинополь, где и скончался. Выбор великого князя пал на простого русского инока-затворника Клима Смолятича, известного своей подвижнической жизнью и большой богословской образованностью — летописи называли его «философом». Вместо благословения Константинопольского патриарха епископ Черниговский Онуфрий, возглавлявший этот собор, предложил посвятить Клима главою святителя Климента, папы Римского (мощи святого принес из Херсонеса равноапостольный князь Владимир, получив их в дар от херсонского епископа), что и было принято князем и некоторыми из епископов. 

Но святитель Нифонт, предвидя, что тогдашние бедствия России могут еще увеличиться и ввиду расторжения духовного мира и единения церквей, категорически воспротивился нарушению установившейся традиции, утверждая, что избрание митрополита без патриаршего благословения несогласно с православным преданием святой восточной церкви.

Нифонт никак не соглашался признать законным рукоположение Клима и не хотел с ним служить в Софийском храме. «Ты недостойно поставлен, — говорил он, — и не благословлен от великого Собора, и не твердо твое посвящение, ибо ты не возносишь на литургии имени патриаршего». Удалившись в Новгород, Нифонт не переставал воссылать свои обличения, и «тако вражда бысть многа», как свидетельствует летописец. В конце концов в 1149 году великий князь вызвал Нифонта в Киев с намерением примирить иерархов. Однако поскольку Нифонт бескомпромиссно отстаивал свою позицию, называя Клима не «пастырем», а «волком», Изяслав не отпустил его домой, но отправил в заточение в Киево-Печерский монастырь. Освободил святителя князь Георгий Долгорукий, который в 1150 году победил Изяслава и стал сам княжить в Киеве.

Новгородцы с большой честью приняли своего любимого пастыря и смотрели на него теперь как на исповедника истины. Патриарх Николай IV Музалон высоко оценил твердую принципиальность Нифонта и послал к нему похвальную грамоту, где сравнивал его с первыми святыми отцами, пострадавшими за православие. Тогда же он почтил его архиепископским саном. Между тем князь Изяслав сумел добиться возвращения великокняжеского престола, и поставленный по его воле Клим продолжал управлять митрополией в условиях церковного раскола. Только в 1154 году, после смерти великого князя, Клим Смолятич был вынужден окончательно оставить Киевскую кафедру.

Основываясь на том, как настойчиво защищал Нифонт права цареградского патриарха на русскую церковь, как старательно проводил греческое влияние на Русь и как отчетливо знал почти все установления и обычаи греческой церкви, некоторые ученые выдвигают версию о его греческом происхождении, что, впрочем, маловероятно и бездоказательно.

Святитель Никон прославился еще и как усердный церковный строитель. По его почину был отреставрирован главный городской собор Святой Софии, создано в самом Новгороде и его пределах множество других церквей. Заложенная при нем древняя новгородская церковь во имя Успения Божьей Матери существует и доныне. В 1156 г, незадолго до своей кончины, он построил в городе Пскове благолепную церковь Преображения Господня и при ней учредил Спасо-Мирожский общежительный мужской монастырь.

Святитель Нифонт поддерживал духовную дружбу с преподобным Антонием Римлянином и часто посещал его обитель. В 1131 году он рукоположил его в священники и поставил игуменом над братией, а в 1147 году, когда преподобный отошел ко Господу, святитель Нифонт сам, при сослужении всего священного собора, совершил погребение честного тела угодника Божия и положил его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Преставился святитель 8 апреля в 1156 году на месте своего пострижения, в Киево-Печерском монастыре, где остановился, намереваясь встретить пребывавшего из Царьграда законного митрополита Константина. Но утружденному годами старцу уже не суждено было дойти до Киева. Он увидел в тонком сне явившегося ему преподобного Феодосия, который сказал: «В добрый час пришел ты к нам, брат и сын мой Нифонт, отныне ты будешь с нами неразлучен». В руках у преподобного был свиток со словами: «се аз и дети, яже ми дал есть Бог». После этого святитель пал в непродолжительную болезнь и в субботу на Светлой Седмице скончался. Согласно своему завещанию, святитель был погребен в Феодосиевой пещере, впоследствии его святые мощи были перенесены в Ближние Антониевы пещеры. 

 

Литературное наследие святителя Нифонта Новгородского

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, т.е. с 1116 г.

С именем святителя Нифонта непосредственно связан один из древнейших памятников русской литературы, известный под названием «Вопрошание Кириково». Это каноническое богословское сочинение в вопросно-ответной форме, написанное Кириком Новгородцем, иеродиаконом Антониева монастыря в Новгороде, в 40-50-е годы XII века. Здесь поднимаются вопросы о богослужебной практике, причащении, постах, чиноприеме в православие католиков, а также прочих иноверцев и язычников, взаимоотношения полов в среде мирян и духовенства. Большое внимание уделено темам материнства, детства, суеверий, нравственного благочестия. Первый оригинал этой книги не сохранился, до нашего времени дошла Кормчая ХIII века (хранится в Московской патриаршей библиотеке), где «Впрашание Кириково» представлено в качестве приложения к основному тексту.

 

История почитания и прославления Нифонта Новгородского

Документальные свидетельства о почитании Нифонта как святого встречаются с середины XV века. В 1549 году, на втором Макарьевском Соборе, состоялось его общецерковное прославление.

В 1462 г. насельник Киево-Печерской лавры инок Кассиан написал «Слово о Нифонте Новгородском», которое в 1558 году псковский священноинок Варлаам дополнил новыми сведениями. Самое подробное «житие» святителя Нифонта было составлено в 1687 в Старорусском Косинском монастыре неизвестным автором, который собрал воедино все известные устные предания и летописные повести о святом.

 

Святитель Нифонт Новгородский. Иконы

Самые древние иконы святителя Нифонта, которые известны на сегодняшний день, относятся к середине ХVII века. Большинство других изображений были написаны уже в более позднее время и многие из них не соответствуют древним традициям иконного письма.

Святитель Нифонт Новгородский. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей
Собор Новгородских святых (фрагмент). Святитель Нифонт Новгородский. Рисунок (прорись с иконы). Россия, XVIII век
Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Москва, конец 1920-х — начало 1930-х годов. Ризница Троице-Сергиевой Лавры
Русские святые (фрагмент). Святитель Нифонт Новгородский. Рисунок (перевод с иконы). Россия, 1814 год. Лист 5. Музей СпбДА
Святитель Нифонт Новгородский. Скан из книги

Спасо-Мирожский монастырь

В основанном по благословению святителя Нифонта Спасо-Мирожском мужском монастыре в начале ХVI века некоторое время подвизался св. прпмч. Корнилий. В 1567 году, при Иване Грозном, в обители прославилась чудесами икона Божией Матери, которая получила название «Мирожской».

До секуляризации церковных земель монастырь был одним из самых богатых на Руси, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую. Здесь велась также псковская летопись.

Спасо-Мирожский монастырь. Современный вид

В настоящее время монастырь действует, в 2010 году весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. При монастыре работают иконописные школы для взрослых и детей.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля