Память преподобному Стефану Махрищскому Церковь чтит 27 июля (14 июля ст. ст.). Считается, что молитвы святому и его мощи помогают отвести врагов и грабителей от жилища; защитить близких и родственников от вредных пристрастий; облегчить муки больных падучей болезнью и параличом.
Содержание:
- Житие преподобного Стефана Махрищского
- Почитание преподобного Стефана Махрищского
- Преподобный Стефан Махрищский. Иконы
- Авнежский мужской монастырь
Житие преподобного Стефана Махрищского
Родом из Киева, Стефан принял иночество буквально на заре жизни в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. [1] Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской. Многим приходилось в эти времена покинуть Печерскую обитель.
В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По одной из версий, тогда были гонения на православных католиками. Политические события, такие как подчинение южной части России литовским князьям, а затем — польскому королю, стали причиной очередной проверки на прочность веры русских поборников благочестия. Через эти изменения усиливалось влияние католичества, стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них помещения (костелы) для справления собственных обрядов, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. [5] По другой же трактовке, преподобный спасался от власти Киевского митрополита, поставленного Болгарским патриархом. [3] Впрочем, возможно, одно не исключает другого.
Пришедши в Москву, вероятно еще при митрополите Феогносте, Стефан упросил со смиренным дерзновением князя Московского Иоанна II уйти в отдаление в поисках безмолвия. Еще совсем молодой Стефан решил поселиться в пустыне, продемонстрировав Господу свою решимость в отрешении, и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. [5]

Приступив к задуманному, подвижник водрузил крест на новом месте своего пребывания. Питаться отшельник избрал аскетично, от земли, занимаясь её возделыванием для нужд насущных, что благоприятствует образу канонического христианина, а для крова себе изготовил убогую келью, столь же скромную, как путь, который избрал. И сложил он c себя мирские тяготы и суеты, предавшись Богу в трудах своих и уповая на Исуса Христа, как единственного спасителя своей души. [4]

Когда к св. Стефану собралось достаточное количество иноков, он построил храм «в славу Живоначальной и неразделимой Троицы», братские келии и общую трапезу. [7] Естественно, такой искренний подвиг привлекал людей, и дабы созданы были условия пребывать им близ своего вдохновителя — в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре, — святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил в иеромонаха (не позднее 1358 г.) и поставил игуменом собранной братии.

По житию, вероятно в 1354-1358 гг., св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алексии. [7] От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря. [4]

Формирование вотчин Махрищского монастыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуждения. Одно из первых упоминаний о земельных вкладах в монастырь находится в житии Стефана Махрищского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока». [7]
Однако по промыслу Божьему возникли обстоятельства, открывшие большие горизонты для монаха: жители села Юрцева близ его обители, Алексей, Федор, Иван, Петр, опасаясь, что князь Дмитрий Иванович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю, воспротивились этому, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, вопреки увещаниям, угрожали Стефану смертью. «Бог вас простит, чада, — смиренно ответил святой, пытаясь успокоить «тревоги корысти», но не смог, — не вы это злобствуете, но лукавый диавол». С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север. [6]
В 1370 г. в шестидесяти верстах севернее древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, на реке Авнеже, близ реки Сухоны, основали они с учеником Григорием пустынную обитель во имя Святой Троицы — Троицкую Авнежскую пустынь. [1] Видать, угодно то было Господу, и по промыслу Его весьма вскоре разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, призвавшего преподобного Стефана явиться в Москву и пожаловавшего обоим его монастырям земельные и лесные угодья и озера. [6]
По великому уважению к святому старцу, великий князь предложил Стефану снова вступить в управление Махрищской обителью. Преподобный Стефан так же, как и преподобный Сергий, некогда исходящий от первоначальной местности подвига, вернулся в свою обитель к искренней радости братии.
Преподобный Стефан Махрищский, приучаясь к духовному житию, в строгом послушании под руководством умудренных опытом старцев подвизался воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве, становился примером строгой иноческой жизни для всей братии в Печерском монастыре. [1]
Будучи строг к себе и снисходителен к другим, подавая тем пример, был по виду своему непритязателен к своим одеждам и комфорту, отдавая предпочтение внутреннему над внешним, как подобает христианину, ради усердия во славу Господню. Так явственно выделялся он в труде для обители, чем снискал расположение братии: видя в нем ревнителя истинного христианства, прислушивались они речам его кротким и смиренным. [1] Напоминал он им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес»
(Ис. 66, 2).
Предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал братию, преподал им последнее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и предал дух Господу 14 июля (ст. ст.) 1406 года. При погребении тела возле церкви мощи излучали дивный аромат, что указывало на святость останков. [8]

Почитание преподобного Стефана Махрищского
После земной жизни преподобного Стефана в монастыре случился пожар, который, согласно житию, связывают с не вполне благополучным духовным последованием его обитателей, и произошло это в конце XV века. Тот пожар охватил и уничтожил все постройки монастыря. Дело в том, что в первые годы после смерти Стефана в обители день преставления Первоначальника отмечался ежегодно. Почитание его памяти было установлено, как чаяние святого. [2] Затем же оно было забыто на некоторый период, а восстановлено только после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище … и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и свешу велику поставити, сам совершив божественную службу соборные и братию вельми, учередив, и устави паки о том преподобному Стефану». Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.
При построении нового каменного храма во имя Святой Троицы в 1557 году святые мощи преподобного Стефана Махрищского были обретены нетленными (вероятнее всего, в 1557 году). Первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана стал игумен Варлаам (1557-1570 гг.). Разыскав записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, Варлаам записал описанные тем чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московского Макария составил житие и службу преподобному Стефану между 1580 и 1583 годами. Написание жития Стефана Махрищского относится к так называемому «Макарьевскому» времени. Именно в этот период была проделана огромная работа по канонизации проживавших на территории Руси святых.
Время канонизации Стефана Махрищского совпало с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александровой Слободе. Память преподобного венчалась щедрым покровительством. Иван IV делал пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги, царь лично был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строительство каменной церкви в 1557 г.
Окончательно утверждающей бумагой стала несудимая грамота на все владения Махрищского монастыря, данная Иваном Васильевичем в 1571 г. при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Обитель была обеспечена царскими милостями. [7]
Преподобный Стефан Махрищский. Иконы
Самым ранним из известных нам житийных образов святого Стефана является икона XVII в. из Троице-Стефановского Махрищского монастыря. Сегодня она находится в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская слобода».
Авнежский мужской монастырь

Авнежский мужской монастырь в честь Святой Троицы находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских» и Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом. Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником свщмч. Григорием Авнежским. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по другой версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игумена Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 епископ Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом влкмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная, кельи. Тогда же Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, а в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. Упразднен Авнежский монастырь был в 1764 г., а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. [9]
Источники:
[1] days.pravoslavie.ru/Life/life4236.htm
[2] Голубинский Е. История, канонизации святых в русской церкви. — М., 1903.
[3] wikipedia.org/wiki/Стефан_Махрищский
[4] www.stefmon.ru/saint/житие-преподобного-стефана-махрищского-чудотворца
[5] www.saints.ru/s/27_prpStefanMahrischskii.html
[6] lubovbezusl.ru/publ/istorija/aleksandrov/r/66-1-0-1627
[7] www.stsl.ru/news/all/prepodobnyy-stefan-makhrishchskiy-i-troitse-sergieva-lavra
[8] ikona-i-molitva.info/prepodobnyj-stefan-maxrishhskij/
[9] wikimapia.org/27234969/ru/Авнежский-Троицкий-мужской-монастырь