Преподобный Савва Вишерский

Память преподобного Саввы Вишерского, Новгородского чудотворца, Церковь совершает 14 октября (1 октября ст. ст.).

 

Содержание:

 

Преподобный Савва Вишерский. Житие

Преподобный Савва родился в Тверском княжестве в 1381 году, был вторым из восьми сыновей известного кашинского боярина Ивана Васильевича Борозды. С детских лет юноша был склонен к созерцательной жизни и подвизался в разных тверских монастырях, в одном из которых вскоре и принял постриг. Преподобный был любим братией за свою святую жизнь, поэтому в 1397 году его избирают игуменом. Однако он, тяготясь славой человеческой, в 1411 году уходит на Афон, где подвизается примерно три года. Впечатление о Святой горе навсегда останется неизгладимым в душе преподобного. С Афона он вернулся со списком «Кормчей книги», которую потом использовал ростовский архиепископ Вассиан (Рыло). Скорее всего, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Сава», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написан греческим языком, сжаливси, — понеже не разумех, добре гречески, — но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания с замечаниями против разных русских слабостей.

В 1414 году преподобный вернулся в Великий Новгород и жил тут втайне от всех под видом простого странника. Потом поселился в 7 верстах от Новгорода в непроходимом лесу на берегу реки Вишеры. Водрузив там крест и соорудив хижину, он предался уже привычным ему духовным подвигам: однажды некий путник из Новгорода проходил мимо и увидел святого, глубоко погруженного в умную молитву так, что все его лицо было покрыто комарами и искусано ими до крови, а он этого и не замечал. Изумленный прохожий рассказал об этом другим людям. Стало очевидно, что отшельник — настоящий святой подвижник. Он же, бегая славы человеческой, удалился в еще более труднодоступное место на реку Сосницу. Однако молву людскую было уже не остановить — о святом стало известно в окрестностях. Известия дошли и до Новогородского архиепископа Иоанна (1388-1414), который отправил к аскету своего человека спросить у него, почему тот не испросил благословения, чтобы поселиться в Новгородской земле. Преподобный ответил владыке через посланника так: «Одна девица сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». Получив такой ответ, архиепископ сразу понял высокий духовный уровень преподобного и сам отправился к нему, чтобы познакомиться лично. Преподобный встретил его далеко от своей пустыньки, но не открыл, что это он. Отшельник и архиепископ пошли вместе. Беседа преподобного очень привлекала архиепископа. Он открылся святителю лишь у самого входа в свое жилище. Так, увлеченные душеполезной беседой, они проговорили еще несколько часов. После этого архипастырь стал чтить преподобного и всячески покровительствовать ему.

Тем временем преподобный решил основать монастырь, и сам стал строить кельи для приходивших к нему монахов. Однажды, по наущению дьявола, пришли к нему разбойники. Прозорливый отшельник, видя их дурное намерение, попросил помочь ему перенести бревно — сам поднял толстый конец, а им велел взяться за тонкий. Но лихие люди так и не смогли поднять тонкий конец бревна. Тогда Савва сам поднял дерево, чем поразил бандитов. Пристыженные, они поспешили удалиться из этого святого места, никому не причинив вреда.

Братия же Лисицкого монастыря, который находился недалеко, начали спорить с преподобным о земле. Тогда Савва послал в Великий Новгород своего ученика Ефрема, который позже сам основал Перекомский монастырь на озере Ильмень, чтобы упросить начальников Славянского конца Торговой стороны Новгорода отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители. Те с готовностью согласились, и в 1418 году по благословению Новгородского архиепископа Симеона (1415-1421) здесь была построена деревянная церковь в честь Вознесения Господня.

Устроив Вознесенский монастырь, преподобный Савва усиливает свои подвиги: однажды один богомолец слышал, как преподобный всю ночь молол жерновами рожь, читая при этом псалмы. После устройства монастыря святой взошел на столп, где проводил всю седмицу до субботы в посте и молитве, а в субботу спускался для соборной молитвы с братией, причастия Святых Тайн в воскресенье, совместной трапезы и душеполезного поучения своим монахам. После этого он возвращался на столп до следующей субботы. Живя на столпе, святой, с помощью Божией, хранил свою обитель: однажды к монастырю приступили разбойники, чтобы разграбить его, однако святой Савва, уразумев их дурной умысел, лишь постучал своим жезлом по стене, чем навлек ужас на разбойников, которые тут же в страхе бежали. Об этом чуде Церковь воспевает преподобному в посвященной ему службе. Когда посетил его родной брат, который давно его не видел, то преподобный сошел со столпа лишь после долгой мольбы. Молча благословив брата, он тут же вернулся на свой столп, а брат вернулся в Тверь, полон духовной радости.


Библиотека Русской веры
Житие преподобного Саввы Вишерского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


К преподобному отовсюду стекались иноки и миряне для душеполезного назидания, ибо он ко всем был добр, всех принимал и наставлял с радостью. Однако на восьмидесятом году земной жизни подвижник впал в телесный недуг. Чувствуя приближение своей кончины, преподобный призвал братию для последних душеполезных наставлений, в особенности же настаивал на том, чтобы иноки твердо пребывали в Православии и неизменно блюли свои монашеские обеты. «В чем вы видели меня подвизающимся, то и сами творите», — заключил старец. Перед смертью преподобный Савва поручил свою обитель своим любимым ученикам: Ефрему Перекомскому (память 16/29 мая) и Андрею, о котором известно, что от суровых бдений и пощений у него остались лишь кожа да кости. Монахам своим он заповедал: «Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле».

Преставился преподобный после причастия Святых Тайн 1 октября 1460 года и был погребен между церковью и столбом. Над могилой его была возведена часовня.

 

Почитание и прославление преподобного Саввы Вишерского

Спустя довольно продолжительное время в процветающей обители случился сильный пожар. Огнем было уничтожен все: и церковь, и иноческие кельи, и даже столп преподобного. Однако его гроб и часовня над ним чудесным образом совершенно не были повреждены. Вскоре после этого некто Захария готовился принять иноческий постриг в обители преподобного. Он много слышал от иноков об ангельском житии святого Саввы. Благоговейно изумляясь слышанному, Захария в продолжение многих дней размышлял о том и молил Бога, чтобы и ему сподобиться самому быть свидетелем какого-либо из подобных чудес. И вот, когда он однажды стоял на молитве и, присев для отдыха, задремал и уснул, вдруг увидел перед собою незнакомого старца, который сказал ему: «если хочешь видеть Саву, иди за мною, — и тогда увидишь его». Захария, как ему казалось, пошел за тем старцем, дошел до гроба святого Саввы, увидел там нескольких святителей и среди них самого преподобного, стоявшего на возвышенном месте. Он поклонился преподобному, и тот сказал ему несколько слов в назидание и утвердил его в его вере. После пожара гроб святого также начал источать чудеса. Однажды настоятель Савинской обители игумен Геласий по молитве преподобного исцелился от отравления — святой явился ему в сновидении стоящим на молитве в светлых ризах со взором, обращенным к храму. Проснулся Геласий совершенно здоровым, и тут же доложил об этом Новгородскому архиепископу Ионе, и тот совершил перед гробом преподобного молебное пение, распорядившись написать икону святого и составить ему канон и житие, которые и были написаны афонским иеромонахом Пахомием Логофетом в 1464 году на основании кратких записок о жизни преподобного, составленных игуменом Геласием. Так было установлено местное почитание святого Савы. По сообщению летописи осенью 1522 года в Саввиной пустыни над мощами преподобного был освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы: «Тут и гроб преподобного Савы Вишерского».

К лику святых под именем Новгородского чудотворца преподобный Савва был причислен на втором Макарьевском соборе в 1549 году.

В 1570 году, в царствование Ивана Грозного, во время Новгородского погрома, «государевы ратные люди разрушили гроб чудотворца», но на следующий год мощи святого были положены в новую раку и помещены в новом каменном Покровском храме обители.

В XVII веке монастырь пришел в запустение, и в 1764 году упразднен по указу Синода. В конце XVIII — начале XIX века монастырь был восстановлен. После революции обитель закрыли, а во время Великой Отечественной войны монастырь был полностью разрушен, на месте его появилось село Савино. Сейчас на месте монастыря стоит небольшой храм. Мощи преподобного Саввы Вишерского почивают в Покровском соборе Зверина монастыря в Великом Новгороде.

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Вишерскому

Тропарь, глас 4:

От юности своея весь Богови поработился еси блаженне, и того ради любве, отечество и род оставил еси, в пустыню вселився, и в ней жестокое житие познав, чудес дарования от Господа приял еси Саво преподобне, моли Христа Бога спаситися душам нашим.

 

Кондак, глас 8:

Отечества преподобне удалився, и вселився в пустыню, и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси, и многих житием удивив, отонудуже дарование чудесем от Христа приял еси, поминай нас, чтущих память твою: да зовем ти, радуйся Саво отче наш.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Савве Вишерскому →

Читать онлайн


Преподобный Савва Вишерский. Иконы

Преподобный Савва Вишерский (фрагмент). Икона (таблетка). Русь. 2-я половина XVI в. ГТГ. Москва
Преподобные Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Положение во Гроб». Русь. 2-я половина XVI века
Преподобный Савва. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1957-1980-е годы
Преподобный Савва. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957-1980-е годы


Автор: Виталий Зайцев

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля