Преподобный Михаил Клопский

24 января (11 января ст. ст.) Церковь празднует память преподобного отца нашего Михаила Клопского, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца.

 

Содержание:

 

Житие и чудеса преподобного Михаила Клопского

Известно, что Михаил Клопский был родственником самого Дмитрия Донского, однако с готовностью отказался от знатной жизни во всякой неге и довольстве, в рубище покинул Московские пределы для того, чтобы поселиться в Клопском монастыре в Новогородских землях. Туда он пришел на Рожество Ивана Предотечи в 1412 году и сразу стал подвизаться тяжким подвигом юродства ради Христа: поп Макарий обнаружил в своей келье некоего мужа, который читал Апостол, а потом закрылся в каморке и начал что-то писать. Он не отвечал на вопросы, которые ему задавали, а просто их повторял вслух. Монахи выломали дверь в келью, но незнакомец лишь повторял то, что ему говорили. Игумен понял, что перед ним человек, который намеренно изображает юродивого, чтобы сокрыть свои добродетели. Незнакомца оставили в монастыре и выделили келью, в которой тот и подвизался в течение 44 лет до самой своей смерти.

Однажды, вскоре после поселения в монастыре, старец вдруг сказал игумену, что надо ждать гостей. На вопрос, какие гости, тот не ответил. Отслужив в тот день литургию, игумен вместе со старцем вышли из церкви, а снаружи стоят три незнакомых человека. Их пригласили к трапезе, но они сказали, что они пришли не одни, что с ними есть товарищи, которые ждут вне стен монастыря. Монахи сказали, что надо позвать к трапезе и этих товарищей. «Товарищей», которых оказалось целых 30 человек в доспехах и при оружии, привели. Это были бандиты, которые намеревались ограбить обитель. Пошли к трапезе. Ели все, кроме двух человек. Когда трапеза кончилась, Михаил говорит незнакомцам: «Не сбудется ваш умысел, с которым вы сюда пришли». После этих слов тем двум, которые не притронулись к пище, вдруг стало плохо. Увидев это, незваные гости встали, помолились, оставили денег за трапезу и, видя, что тем двоим совсем дурно, попросили монахов позаботиться о них, ушли. Больные пролежали в горячке пять дней. Одного из этих двоих, занемогших после выздоровления, постригли по его же просьбе в монахи с именем Ерофей, а второй ушел с миром. «Товарищам» же его монахи просили передать, чтобы те оставили свое разбойничье ремесло и обратились ко Христу с покаянием.

На Преображение 1419 года в монастырь приехал брат великого князя Московского Василия I князь Константин Дмитриевич. Михаилу же в тот день приключилось читать поучение во время трапезы. Князь же узнал по голосу в чтеце сына своего двоюродного брата князя Максима. Читавшего спросили, как его имя — потому как имя свое он никому в течение этих семи лет не говорил, — а он только и отвечает: «Бог знает». Однако же братия с этого дня узнали, что таинственного старца зовут Михаил. Князь Константин перед отъездом строго наказал игумену и братии беречь этого отца, потому что он был его родней.

Однажды на Светлой седмице братия обнаружила, что Михаила нет в монастыре. Посадник Григорий Кириллович в это время увидел его в церкви святой Софии в городе и, как закончилась заутреня, попросил Михаил вкусить с ним вместе хлеба. А старец только и отвечает: «Бог знает». Посадник приставил к нему человека, но тот не успел и спохватиться, как Михаил вдруг исчез. И тут же в Клопском монастыре идет поп служить литургию, а Михаил в притворе. Посадник же в монастырь прислал своих людей узнать там ли Михаил. И оказалось, что он уже каким-то образом в монастыре. Посадник Григорий на это разгневался и затаил обиду. Вскоре он и сам приехал в обитель на службу. После обедни он выходит из храма, собирает всех отцов и объявляет, что отныне им запрещено пускать коней и коров на жары, потому что это его земля, а в реке Веряже и на болоте запретил им ловить рыбу под страхом того, что если будут так делать, то их рыбакам перебьют руки-ноги. Михаил безо всякого страха смело отвечал посаднику: «Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь!» Как бы там ни было, а монастырские рыбаки рыбу ловить пошли, и посадник их увидел. Ударил одного рукой, хотел еще ударить, но промахнулся и, упав в реку, чуть не потонул. Когда его подняли, то стало понятно, что у него отнялись и руки и ноги, как и предрекал Михаил. Утром привозят его в монастырь, но Михаил запрещает от него брать и канун, и просвиры, и свечи, хотя игумен с братией и сомневались, что это правильно. Люди занемогшего посадника, рассердившись, пожаловались владыке в Новгороде, что за него в монастыре и молебна не поют, и кануна с просвирами не принимают. Владыка из Новгорода прислал своих людей в монастырь с повелением петь за посадника молебен и обедню. Михаил же на это сказал присланным от владыки: «Молим Бога о всех людях, не только о Григории. Пусть он поездит по монастырям и попросит прощения у Бога!» Посадник был вынужден целый год и полтора месяца ездить по монастырям и просить Бога об исцелении. По прошествии этого времени приехал посадник к владыке и жалуется, что, мол, столько ездил по монастырям да церквам, а исцеления так и не обрел, на что владыка ему и говорит, чтобы он ехал в Клопский монастырь да просил прощения у старца Михаила и милости у Святой Троицы. Послал владыка и своих попов с посадником. Приехали в монастырь. Михаил сказал петь за посадника и обедню, и молебен. На ковре внесли в церковь на службу посадника, который уже больше года даже перекреститься не мог. Когда пошли с Евангелием на выход, то посадник перекрестился и сел, хотя больше года ни рукой, ни ногой даже пошевелить не мог. А на переносе он сам встал на ноги и стоял так до самого окончания службы. После службы пошли на трапезу, которую подготовил для братии посадник. Посадник Григорий там и говорит: «Святая братия, хлеб да соль вам, отцы»! Михаил же ответил на это: «Уготовил Господь любящим Его и заповеди Его хранящим». И еще сказал Михаил: «Кто зачинает рать — Бог того погубит!» С того момента посадник был добр и к монастырю, и к самому старцу.

Случилось Олферию Ивановичу и Ивану Семеновичу Лошинскому поспорить из-за земли. На это старец Михайла предсказал Олферию Ивановичу, что у того отнимутся руки и ноги из-за этих притязаний на землю, что он из-за этого онемеет. Но Олферий Иванович не послушал: пришел к церкви Богородицы в Курецке и говорит: «Брат Иван, это моя земля!» Ударили по рукам и Олферий Иванович рукавицей оземь. Нагнулся поднять рукавицу, а у него вдруг рука и нога и язык отнялись, и сказать не может.

В другой раз поп Никифор украл дорогую панагию. Михаил это провидел и говорит попу: «Лишишься ума!» Так оно и стало: поп сошел с ума и ничего не помнил. А Михайла сказал золу в печи посмотреть, а в ней и украденную панагию нашли!

Однажды посадник Иван Васильевич Немир сказал старцу: «Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский». А Михайла ему отвечал: «То у вас не князь — грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от Бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А князь Михаил вас бросит, и помощи вам от него не будет. А потом пошлете вы преподобного отца владыку да посадников бить челом великому князю. И он челобитье ваше примет и откуп с вас возьмет. И вскоре князь великий опять придет, и город возьмет, и все учинит на своей воле, и Бог поможет ему». Так святой пророчески за много лет вперед предсказал потерю независимости Новгородской Республики.

Однажды, будучи в Великом Новгороде, Михаил встретил на улице мальчика. Святой остановил его и предсказал, что тот станет архиепископом и будут его звать Ионой. Также Михаил заранее точно сказал дату смерти князя Дмитрия Шемяки и архиепископа Евфимия.

Старец жил в келье один. У него не было ни постели, ни подстилки, ночью ничем не накрывался, спал на песке и под голову ничего не подкладывал, топил келью конским навозом, никогда ничего не вкушал, кроме хлеба и воды.

В декабре Михаил занемог, но на службы все равно ходил. Правда, стоять стал справа у церкви, прямо на улице. Братия его начали спрашивать: «Почему, Михайла, стоишь не в церкви, а на дворе?» И он им отвечал только одно: «Хочу я тут лечь!»

На Феодосия Иерусалимского Михаил причастился в церкви, взял кадильницу с ладаном и  вернулся в свою келью. Ему послали трапезу, но когда пришли, увидели, что дверь заперта. Когда открыли келью, то увидели, что ладан еще дымится, но старец уже преставился. Стали думать, где ему копать могилу, а то земля вся крепко схватилась от мороза. Тогда и вспомнили, где он в последнее время стоял. Посмотрели в том месте землю, а она там мягкая. Так и погребли Христа ради юродивого Михаила у Троицкой церкви 11 января, на преподобного Феодосия Иерусалимского.

Один благочестивый купец, Михаил Марков, весьма почитал преподобного Михаила. И вот однажды плыл он с товаром в судне. Вдруг нагрянула на море сильная буря и носила судно целых шесть дней. Тогда начал молить купец угодника Божия Михаила о помощи. И вот во время молитвы видит Михаил, Марков сын, что святой держит судно за корму. И в этот момент буря прекратилась. Махнул святой своей рукою, и судно спокойно поплыло далее своим курсом. Купец пал ниц, но видение тотчас же пропало. Когда купец вернулся домой, то поставил над местом захоронения Михайлы каменную гробницу, которая стоит там и сегодня.

Преставился преподобный отец наш Михаил Клопский в 1453 или 1456 году. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1547 году.


Библиотека Русской веры
Житие и чудеса преподобного Михаила Клопского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Тропарь, кондак и канон преподобному Михаилу Клопскому

Тропарь, глас 8:

Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився и мира сего красоты отнюд возненавиде, и плотская играния увядив постом и жаждою и на земли леганием, от зноя и студени, от дождя и мраза и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонися, и душу очистил еси добродетельми яко злато в горниле, отче преподобне богоносный Михаиле и ныне на небесех предстоя престолу Пресвятыя Троицы яко имея дерзновение много, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Духа Святого силою уподобися Богогласным древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие, и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удиви, и торжествовати устрои вопиющих: слава Богу, прославляющему святыя Своя.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Михаилу Клопскому →

Читать онлайн


Преподобный Михаил Клопский. Иконы

Прп. Михаил Клопский. Фреска Троицкого собора Успенского женского монастыря г. Александров. XVI в.
Михаил Клопский (фрагмент иконы-таблетки). 2-я половина XVI в. ГТГ. Москва
Преподобный Михаил Клопский. Вторая четверть XVII в.
Прп. Михаил Клопский. Мастерская Оружейной палаты (Москва). Резьба. Ок. 1670 г. Рельеф с крышки раки святого в Троицком Клопском монастыре. ГРМ. Спб.
Прп. Михаил с житием. Икона. Русский Север. Начало XVII в. ГИМ. Москва
Прп. Михаил Клопский с житием. Первая пол. XIX в.
Преподобные Варлаам Хутынский, Михаил Клопский и Димитрий Прилуцкий (?). Двусторонняя икона-таблетка. Из Рождественского собора Суздаля. Русь, вторая половина XVI в.
Преподобный Михаил Клопский. Современная икона
Преподобный Михаил Клопский. Современная икона

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля