Преподобный Ефрем Перекопский

Преподобный Ефрем Перекопский

29 мая (16 ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Ефрема Перекопского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Ефрема Перекопского

Преподобный Ефрем Перекопский (в миру Евстафий) родился в семье кашинского купца Стефана и его жены Анны. Еще в юные годы Евстафий оставил родительский дом и поселился в Троицком Макариевом монастыре в Калязине. Родители хотели, чтобы сын вернулся домой, но по убеждению Евстафия они сами приняли иночество. Пробыв в обители 3 года, Евстафий по откровению свыше ушел в Саввин Вишерский мужской монастырь. Там в 1437 г. в возрасте 25 лет он принял постриг. 

Спустя время, получив от Бога повеление удалиться в пустынное место, Ефрем по благословению настоятеля монастыря в 1450 г. ушел на озеро Ильмень, к устью реки Верёнды (сейчас Веронда), и на берегу реки Чёрной поставил келью. Через некоторое время к нему пришли старец Фома с двумя иноками, а вскоре собрались другие отшельники. По их просьбе Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия II рукоположение в священный сан. Вернувшись из Новгорода, Ефрем построил храм в честь Богоявления на острове в устье реки Верёнды. Для удобной доставки в монастырь воды священноинок Ефрем прокопал в озере Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской.

Позднее священноинок Ефрем основал каменный храм во имя святителя Николы. В 1466 г. строительство храма было завершено. Однако есть свидетельства существования в этих местах монастыря в более ранний период. В Новгородской I летописи младшего извода под 1407 г. упоминается о постройке Спасо-Преображенской церкви и о создании Верёндовского Спасо-Преображенского монастыря новгородским архиепископом Иоанном II (1389 1415 гг.) [1]; также под 1407 г. встречаются сведения о создании каменной церкви во имя святителя Николы Чудотворца [2]. Поэтому есть основания полагать, что священноинок Ефрем мог быть не основателем новой обители, но возобновителем монашеской жизни в этой местности.

Священноинок Ефрем преставился 26 сентября 1492 г. и был погребен в монастырском храме святителя Николы по правую сторону от алтаря.

 

Почитание преподобного Ефрема Перекопского

Согласно Житию, через 22 года после преставления преподобного из-за частых наводнений, которые грозили монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Священноинок Ефрем, явившийся в видении игумену Роману, указал новое место для расположения обители — село Клинково или деревню Дубровку [3]. Там, где был первоначально погребен священноинок Ефрем, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. Около 1509 г. состоялось обретение и перенесение в монастырь мощей священноинока Ефрема, они были погребены в Богоявленском соборе: «В той же день [16 мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» [4]. С этого времени в монастыре ежегодно совершалась память преподобного. Общее прославление преподобного Ефрема состоялось на Соборе в 1549 г. Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекопского монастыря во имя преподобного Ефрема был освящен придел. Память преподобному Ефрему совершается 29 мая (16 мая по ст. ст.) и 9 октября (26 сентября по ст. ст.).   

Основные сведения о преподобном Ефреме содержатся в Житии святого, которое сохранилось в двух редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в четырех списках XVIII – XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником преподобного Ефрема игуменом Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. В.О. Ключевский, а вслед за ним и другие исследователи полагали, что Житие преподобного Ефрема было написано в середине XVI в. Основная редакция Жития преподобного Ефрема была составлена на основе Жития преподобного Александра Свирского (написано в 1545 г.), почти полностью вошедшего в посвященный Ефрему текст, и Жития преподобного Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470 гг.). Житие преподобного Саввы стало источником проложной редакции Жития Ефрема.

В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым. Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

Служба преподобному Ефрему была написана на основе службы преподобному Савве Вишерскому, составленной Пахомием Логофетом. Ок. 1687 г. было создано «Слово похвално о житии и о чудесех преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, Новгородского чюдотворца», вошедшее в сборник «Трифологион новгородских чюдотворцов» [5], автором которого был новгородский  книжник 2-й пол. XVII в. Б. Я. Козынин.  

 

Тропарь и кондак преподобному Ефрему Перекопскому

Тропарь, глас 4:

От юности своея весь Богови поработился еси блаженне. И того ради любве, Отечество и род оставил еси, и в пустыню вселився, в ней же жестокое житие показав, и чудес дарования от Бога приял еси Ефреме преподобне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

 

Кондак, глас 8:

Ангельскому житию поревновав преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси. И того заповедьми ограждься, явися столп непоколебим, от вражиих нападании. Тем зовем ти, радуйся Ефреме светило пресветлое.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Ефрему Перекопскому

Читать онлайн


Перекопский монастырь

В 1580 и 1611 гг. Перекопский монастырь был разорен шведами, в 1672 г. восстановлен стараниями боярина Р. Ф. Боборыкина, который считал заступничеством преподобного Ефрема свое чудесное спасение от гибели в реке Москве. В 1764 г. монастырь был упразднен, в 1796 г. на его место были переведены иноки Николаевского Розважского монастыря. В 1795 г. в Богоявленском соборе над погребением преподобного Ефрема была установлена новая рака, в 1806 г., после завершения строительства нового здания собора, рака была возобновлена, новая рака создана в 1884 г. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе Богоявленского собора. Перекопский монастырь был закрыт в декабре 1919 г. Богоявленский храм действовал как приходский до 1930 г., в июле 1932 г. был взорван. Мощи преподобного Ефрема находятся под развалинами собора.

 

Преподобный Ефрем Перекопский. Иконы

В иконописных подлинниках XVII-XX вв. внешний облик преподобного Ефрема, как правило, уподобляется внешности преподобного Ефрема Сирина: «Образом аки Ефрем Сирин, схима на плечах»; «сед, брада с Николину, ризы преподобническия, в схиме, аки Сирин». Иногда встречаются другие варианты: «Рус, брада с Сергиеву, на плечах схима, риза преподобническая» Предположительно преподобный Ефрем изображен на одном из уцелевших фрагментов росписи Троицкого собора Макариева калязинского монастыря (1654 г., артель Симеона Авраамова), где преподобный подвизался в юные годы.

Преподобный Ефрем Перекопский
Преподобный Ефрем Перекопский. 1654 г. Фрагмент росписи Троицкого собора одноименного Калязинского монастыря. СПб, ГРМ

Преподобный Ефрем представлен в необычном облачении — схимническом куколе и архиерейском омофоре, с округлой седоватой бородой средней величины. Сохранилось несколько редких единоличных икон преподобного Ефрема разных изводов. На иконе XVIII в. из собора Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря преподобный Ефрем представлен фронтально по пояс облаченным в коричневую мантию и желтую рясу, в левой руке свиток. На иконе кон. XIX в. он написан в рост в молении к Исусу Христу в облачном сегменте. Преподобный облачен в подрясник оливкового цвета, темно-коричневую мантию, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братiя моя но посему разумейте …»; надпись на фоне: «преп. Ефремъ Перекоп». За фигурой Ефрема вид основанной им Перекопской обители: одноглавый Богоявленский храм с трехъярусной колокольней, каменная ограда с угловыми башнями и проездными вратами.

Преподобный Ефрем Перекопский
Преподобный Ефрем Перекопский. Прорись иконы

Изображения преподобного Ефрема известны в основном в иконографии «Собор Новгородских святых». Почитаемая икона такого извода с образом Софии, Премудрости Божией, находилась «в ризнице Черниговской кафедры», Ефрем был представлен в четвертом ряду. Ефрем изображен, в частности: предположительно в правой группе на иконе кон. XVII в. — в одном ряду с преподобными Саввой Вишерским и Александром Свирским, в куколе, надпись: «ПРП(д)БНЫЙ ЕФРЕМЪ». На иконе «Новгородские чудотворцы, с ангелом-хранителем и избранными святыми» 1-й пол. XIX в. преподобный Ефрем изображен справа во втором ряду, в схиме, с раздвоенной на конце седой бородой и кудрявыми волосами (надпись: «пр(д): Ефремъ перекопскiй. В составе Собора русских святых Ефрем написан в правой группе преподобных на поморских иконах: кон. XVIII – нач. XIX в. — средовек с волнистыми волосами и короткой бородой. В иконописи XX в. образ Ефрема встречается в группе Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. Ефрем написан в рост, в схиме и со свитком в левой руке.

Преподобный Ефрем Перекопский
Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Источники и литература:

[1] НПЛ. С. 400.
[2] ПСРЛ. Т. 3. С. 234
[3] Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. – Л., 1991. — С. 95 – 98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского // Новгород и Новгородская земля: История и археология. – Новгород, 1996. Вып. 10. – С. 216 – 225.
[4]ГИМ. Син. № 336. Л. 220 об.
[5] РНБ. F.I.729. Л. 328 – 331

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля