Преподобный Арсений Коневский

Преподобный Арсений Коневский

25 июня (12 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Арсения Коневского, новгородского чудотворца.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Арсения Коневского

Арсений Коневский принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы монастыре в годы игуменства там Евфимия, впоследствии святителя, архиепископа Новгородского. Прожив в обители 11 лет, Арсений Коневский вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон, где провел 3 года. Сначала Арсений Коневский трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле Арсения Коневского, он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил многие афонские монастыри, для которых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, Арсений Коневский получил от игумена Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресвятой Богородицы, на обороте которой был написан Нерукотворный образ Спасителя.

В 1393 году Арсений Коневский вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиепископа Иоанна II отправился в плавание по реке Волхов на озеро Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания монастыря. Известно, что Арсений побывал на Валааме, но, увидев, что в монастыре многолюдно, покинул его. Достигнув острова Коневец, Арсений решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в которой находился он с учениками, обратно. Арсений Коневский высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX веке здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом Арсений переселился в бухту, которая после посещения монастыря Новгородским архиепископом Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 году, стала называться Владычной Лахтой. Здесь около 1393 года и возник монастырь, в 1398 году в обители построили церковь в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития преподобного Арсения говорится, что через год после поселения Арсения на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игуменом Силой звать Арсения на Валаам, но он не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец. Первоначально Коневский монастырь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец монастыря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни Арсения Коневского для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все Арсению, и тот повелел келарю устроить в монастыре общую трапезу и ничего по кельям не держать. Арсений изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, которому язычники приносили жертвы. После того как Арсений вместе с монастырским священником окропил камень святой водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам. После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, Арсений благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в конце XIX века. На первоначальном месте монастырь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.

Арсений Коневский вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный Арсений скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл Арсений, доставив на 2 кораблях «множество потребных». Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впоследствии там поставили крест, в XIX веке устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря.

Еще при жизни Арсения игуменом Коневской обители стал Иоанн. Умирая, Арсений Коневский завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, «трапезу держати равну». Преставился Арсений в 1447 году. Он был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впоследствии над местом его погребения был устроен придел во имя преподобного Онуфрия Великого.

 

Чудеса и почитание преподобного Арсения Коневского

Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI века: в 1551 году в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (конца 50-х — 60-е годов XVI века) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 году: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плавания по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсений Коневский, святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели шведское судно и успели скрыться.

Память Арсения Коневского внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сентября, его преставление отмечено под 12 июня. В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сентября.

Мощи Арсения Коневского были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 году. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы, покров на раку святого 1551 года, деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 году, после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 году русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле.

В 1760 году Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни. 12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 году в нижнем Сретенском храме собора над мощами Арсения Коневского, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился образ преподобного в рост. В 1843 году ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева.

Преподобный Арсений Коневский
Коневский Богородицерождественский монастырь

21 августа 1849 года была освящена монастырская церковь во имя Арсения Коневского, устроенная в северо-восточной угловой башне монастыря. Сегодня Коневский монастырь являются действующей обителью РПЦ.

Преподобный Арсений Коневский
Памятник преподобному Арсению Коневскому на территории Коневского Богородицерождественского монастыря

 

Тропарь и кондак преподобному Арсению Коневскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Арсение, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Арсение, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Арсений Коневский. Иконы

Наиболее ранним сохранившимся изображением преподобного Арсения Коневского является шитый покров 1551 года на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым. Арсений Коневский представлен в полный рост, прямолично, в иноческом облачении, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря».

Преподобный Арсений Коневский
Преподобный Арсений Коневский. Шитый покров. 1551 год. Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия

К иконографии древнего надгробного образа, вероятно, восходят поясные прямоличные изображения Арсения Коневского, получившие распространение в XVIII-XIX веках: местные иконы первой четверти XIX века из иконостасов храмов Коневецкого монастыря и пядничные иконы. Другой тип изображения преподобного Арсения Коневского сложился в конце XVIII — начале XIX веков, одновременно с появлением новой редакции жития Арсения Коневского: преподобный представлен на фоне вновь отстроенного каменного монастыря в молении Коневской иконе Пресвятой Богородицы, в рост, в иноческих одеждах, правой рукой он указывает на монастырь, в левой руке держит развернутый свиток, обычно с текстом: «Братие возлюбим Бога и друг друга якоже заповедано нам».

Преподобный Арсений Коневский
Преподобный Арсений Коневский. Первая четверть XIX века. СПб, ГИМ

В иконописных подлинниках облик Арсения Коневского обычно уподоблялся внешности преподобных Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Ефрема Сирина.

Преподобный Арсений Коневский
Преподобный Арсений Коневский. Современная икона
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля